Сравнительный анализ представительных органов государственной власти муниципальных образований РФ Нижнего Новгорода и Новосибирска
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(126)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(126)
Сравнительный анализ представительных органов государственной власти муниципальных образований РФ Нижнего Новгорода и Новосибирска
В данной работе будет проведено сравнение и последующий анализ представительных органов Нижнего Новгорода и Новосибирска.
Актуальность данной темы заключается в нахождении различий и сходств Совета депутатов Новосибирска и Городской Думы Нижнего Новгорода.
Цель исследования: анализ порядка формирования, структуры, правотворческой деятельности представительных органов государственной власти субъектов РФ, на примере двух муниципальных образований, т.е. г. Нижнего Новгорода и г. Новосибирска.
Задача: рассмотреть теоретический материал и проанализировать отличия в уставах.
Методы использованные для достижения данной цели: анализ, синтез, сравнение.
Для начала стоит сказать, что представительным органом Нижнего Новгорода является Городская Дума(ч.1 ст.29 Устава Нижнего Новгорода), а представительным органом Новосибирска выступает Совет депутатов(ч.1 ст.28 Устава города Новосибирск). Так же стоит обозначить небольшое различие относительно самих уставов. В уставе города Нижнего Новгорода в отличие от устава города Новосибирск выделена глава про представительный орган государственной власти-- Глава 5 Городская дума Нижнего Новгорода, в то время как в Уставе Новосибирска статьи регламентирующие работу Совета Депутатов закреплены в Главе 4 "Органы местного самоуправления, муниципальные органы города Новосибирска и должностные лица местного самоуправления города Новосибирска". В уставе г.Новосибирск количество статей регламентирующих работу Совета депутатов–9 статей(с 28 по 36 в главе 4). В уставе г.Н. Новгорода данное количество регламентирующее работу Городской Думы так же равно 9( с 29 по 37), но так же есть упоминание о ней в Главе 4(27,28 статьи).
Относительно статуса(определения) представительного органа, то он практически идентичен в обоих уставах. В Уставе г. Новосибирска он закреплен в ст.28 гл.4, а в уставе Нижнего Новгорода в ст.29 гл.5. Различие в тексте состоит в том, что в ст. 29 главы 5 Устава г.Нижнего Новгорода обозначено, что "представительный орган наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения".
Теперь стоит рассмотреть и сравнить структуру данных представительных органов. Данное сравнение будет представлено в виде таблицы.
Таблица 1.
Сравнение структуры данных представительных органов
Устав г. Нижний Новгород |
Устав г. Новосибирск |
1) 35 членов по ондомандатным избирательным на 5 лет. 2) 82 пункта относящиеся к компетенции Городской Думы в главе 5, ст.29, ч.6.
3) В структуру данного органа входит 9 постоянных комиссий(специальные комиссии отсутствуют). |
1) 50 членов на 5 лет по мажоритарной системе. 2) 39 пунктов относящиеся к компетенции Совета депутатов в главе 4, ст. 35 (касаемо компетенции выделена отдельная глава). 3) В структура данного органа входит 10 постоянных комиссий и 3 специальных. |
Более подробная структура данных органов находится в регламентах данных представительных органов. Нижний Новгород--ст.3 "О регламента городской Думы города Нижнего Новгорода". Новосибирск--ст.4 "О регламенте совета депутатов города Новосибирска", а так же в ст.29 Устава.
Говоря о полномочиях данных представительных органов стоит сначала указать, что в уставе города Нижний Новгород присутствует более подробная формулировка, касаемо вопросов и решений отнесенных к компетенции Городской Думы(п.2 ст.29). Полный перечень находится в п.6 ст.29 Устава г. Нижний Новгород. Вопросы и решения отнесенные к компетенции Совета депутатов города Новосибирска не закреплены в одной статье, а раздроблены на отдельные статьи главы 4, а если точнее на ст.28 и 35.
Для начала стоит сказать о полномочиях Городской Думы Нижнего Новгорода. Они все регламентируются п.6 ст.29. Так же в статье 30 п.3 регламентируются полномочия председателя Городской Думы. Говоря о Совете депутатов Новосибирска, его полномочия содержаться в ст.35 Устава Новосибирска. Сразу стоит сказать что полномочия Городской Думы гораздо шире чем полномочия Совета Депутатов. Это видно и по размеру статьи и по количеству пунктов. Это связано с тем, что некоторые полномочия отданы под юрисдикцию председателя совета депутатов--ст.33 Устава г. Новосибирска. В конечном итоге можно придти к выводу, что представительный орган Нижнего Новгорода обладает более широкими полномочиями, а так же устав более подробно и полно раскрывает именно его полномочия, а не полномочия совета депутатов.
Теперь стоит рассмотреть отличия статуса депутатов Городской Думы Нижнего Новгорода и Совета Депутатов города Новосибирска. Для начала стоит рассмотреть статус депутата Совета Депутатов. В уставе достаточно краткая характеристика, касаемо политико-правового статуса депутата Совета депутатов, кандидатов, условий и их ограничений, она довольно абстрактна и сильно отличается от ст. 40 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ". Статус затрагивается в ст.30 ч.4–"определен действующим законодательством". Следовательно, более подробная информация о компетенции депутатов Совета, т.е. их полномочиях, гарантии деятельности, а так же возникновение, прекращение и срок действия депутатского мандата, присутствует в регламенте Совета депутатов в 28 статье а так же в ФЗ №131. Статус депутатов Городской Думы закреплен в Регламенте Городской Думы Нижнего Новгорода, в ст.6 «Статус депутата Думы», а так же в статье 36 Устава города Нижнего Новгорода. В большей мере в данных статьях внимание уделяется определенным общим моментам, ограничениям в деятельности депутата и особым гарантиям прав. В уставе Нижнего Новгорода статус депутата практически идентичен Федеральному Закону за исключением нескольких формулировок, и расположения пунктов. Проблема состоит в том, что такого же подробного закрепления касаемо статуса депутатов представительного органа муниципального образования Новосибирска - отсутствует. Данный вопрос затрагивается лишь частично и раздроблено в ст.30-31 Устава города Новосибирска и в Регламенте того же города в главе 2. Ранее действовало положение "О статусе депутата городского Совета Новосибирска", однако оно уже утратило силу. Это еще раз доказывает некую абстрактность формулировок Устава Города Новосибирска.
Подводя итог, следует отметить заключительные моменты проведённого сравнительного анализа двух органов представительной власти. Для начала стоит сказать, что устав Нижнего Новгорода более систематизирован, это касается и его представительного органа, информация о котором раскрыта более подробно и понятно, говоря о Совете Депутатов Новосибирска, формулировки в статьях регулирующих его деятельность раздроблены и иногда абстрактны, да и сам он уступает в полномочиях Городской Думе. Главное же различие состоит в том, что частично внутренняя и внешняя структура данных органов отличается. Следовательно, что отражается на универсальности и балансе распределения компетенции.