Статья:

Правовые основы физической культуры

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Мещерягин Д.В. Правовые основы физической культуры // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 34(127). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/127/78618 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые основы физической культуры

Мещерягин Данил Викторович
студент, юридический институт, Южно-Уральский государственный университет, РФ, г. Челябинск
Костёркин Павел Дмитриевич
научный руководитель, старший преподаватель, Южно-Уральский государственный университет, РФ, г. Челябинск

 

LEGAL BASIS OF PHYSICAL CULTURE

 

Danil Misuragin

Student of University Institute of legal studies, Russia, Chelyabinsk

Pavel Kosterkin

Scientific director, Senior lecturer of University Institute of legal studies, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. В настоящее время спорт приобретает всё большее значение в системе культурных ценностей обще­ства и становится важным фактором повышения здоровья граждан и их социальной адаптации в со­временном мире. Необходимо чёткое и как можно более полное правовое регулирование отношений в сфере физической культуры и спорта. Этот особый вид общественных отношений представляет со­бой самостоятельный предмет регулирования комплексной отрасли спортивного права. Авторы дают краткую характеристику и оценку основной нормативно-правовой базы в сфере физической культуры и спор­та, а также обозначают главные проблемы, существующие в данной сфере, анализируют различные точки зрения на пути их решения.

Abstract. Currently, sport is becoming increasingly important in the system of cultural values of society and is becoming an important factor in improving the health of citizens and their social adaptation in the modern world. We need a clear and as complete as possible legal regulation of relations in the field of physical culture and sports. This special type of public relations is an independent subject of regulation of the complex branch of sports law. The authors give a brief description and assessment of the main regulatory framework in the field of physical culture and sports, as well as identify the main problems that exist in this area, analyze various points of view on how to solve them.

 

Ключевые слова: физическая культура, спорт, право, законодательство.

Keywords: physical culture, sports, law, legislation.

 

Российская Федерация, провозглашая себя правовым и социальным государством (ст. 1 и 7 Конституции РФ) [5], государство признаёт права и свободы человека и гражданина высшей ценностью и бе­рёт на себя обязательства проводить такую соци­альную политику, которая направлена на созда­ние условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека.  Исходя из высшее сказанного государством должны  признаваться, соблюдаться и га­рантироваться права человека во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области физической культуры и спорта.

Если рассматривать понятие достойной жизни, то одним из его составляющих является право каждого на охрану своего здоровья, которое мо­жет быть обеспечено, в том числе и посредством занятий физкультурой и спортом. Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь [5]. В связи с тем, что в настоящее время спорт при­обретает всё большее значение в системе культур­ных ценностей общества и становится важным фактором повышения здоровья граждан и их со­циальной адаптации в современном мире, необхо­димо чёткое и как можно более полное правовое регулирование отношений в сфере физической культуры и спорта. Этот особый вид обществен­ных отношений представляет собой самостоятель­ный предмет регулирования комплексной отрасли спортивного права.

Цель задачи статьи: дать характеристику и оценку основной нормативно-правовой базы в сфере физической культуры и спорта, а также обозначить главные проблемы, существующие в данной сфере; проанализировать различные точки зрения и пути их решения по вопросам правового регулирования физической культуры в Российской Федерации. Рассматривая  законодательство в сфере физической культуры культуры и спорта в советский период, то мож­но сказать, что оно полностью отвечало тем целям и задачам, которые стояли тогда перед государ­ственной властью. Во‑первых, использование средств физической культуры культуры и спорта для подготовки во­енных кадров, а в послевоенные годы для восста­новления народного хозяйства. Во‑вторых, раз­витие физической культуры и спорта для занятие передового места в мировом пространстве по важнейшим видам спорта [7]. В настоящее время законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции РФ [5]. А также опирается на Федеральный зако­н от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [9] и других федеральных законов и принимаемых в со­ответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Кроме того, муниципальные образова­ния также могут принимать нормативные правовые акты по вопросам деятельности в сфере физической куль­туры и спорта. Закон предусматривает и принятие иных правовых актов, то есть актов органов ис­полнительной власти и Президента РФ. Все выше, приведенные правовые акты не могут противо­речить Федеральному закону «О физической куль­туре и спорте в Российской Федерации», следовательно, данный закон является главным юридическим документом, регулирующим от­ношения в данной сфере. К иным федеральным законам относится, в частности, Федеральный за­кон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273, описывающий нормы об особенностях реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта (ст. 84) [10]. Как известно, в правовой системе РФ установлен приоритет международных договоров РФ над нор­мами внутригосударственного законодательства, поэтому в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона  «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ установлено, что в случае противо­речия между нормами данного закона и положе­ниями международного договора применяются правила международного договора Российской Федерации [9]. Примером такого договора являет­ся Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (Париж, 19 октября 2005 г.), целью, которой является содействие предотвращению примене­ния допинга в спорте и борьбе с ним в интересах его искоренения [6]. Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. касается некото­рых вопросов, связанных с участием инвалидов в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом. В соответствии статьи 30 Конвенция ООН о правах инвалидов государства-участники обязуются принять все необходимые меры, чтобы наделить инвалидов возможностью участвовать наравне с другими в спортивных мероприятиях [4]. Рассматривая основной законодательный акт, ре­гулирующий отношения в сфере физической культуры и спорта, можно заметить, что он имеет ряд до­стоинств по сравнению с предыдущими актами. В новой редакции федерального закона введены такие по­нятия, как массовый спорт, национальные виды спорта, параолимпийское и сурдолимпийское дви­жения, правила видов спорта, спортивная дис­циплина, спортивная федерация, спорт высших достижений, спортивные сооружения [7]. Чётко определяются права, обязанности и ответствен­ность организаторов физкультурных и спор­тивных мероприятий, полномочия Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципаль­ных образований в области физической культу­ры и спорта. Определён статус Олимпийского, Параолимпийского и Сурдолимпийского комитетов Российской Федерации и Специальной олимпиады Российской Федерации, порядок организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. Выстроена система создания местных, региональных и обществен­ных российских спортивных федераций, которая позволит развивать спорт на всех уровнях. Кроме того, впервые на законодательном уровне прописан порядок формирования сборных команд по видам спорта, порядок разработки и утверждения правил видов спорта и положений о соревнованиях [8]. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что законодательные акты Российской Федерации вполне подробно освещают все аспекты физической культуры и спорта.  Деятельность в сфере физ­ической культуры и спорта регулируются российским законодательством достаточно содержательно и подробно, освещаются практически все мо­менты относительно социально-культур­ных категорий.

 

Список литературы: 
1. Братановский С.Н., Вулах М.Г. Административно-правовой статус граждан в сфере физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2015. N 3. С. 14 — 19.
2. Всероссийский реестр видов спорта // Википедия — свободная энциклопедия. — URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Всероссийский_реестр_ видов_спорта. 
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195- ФЗ (ред. от 5 дек. 2017 г.) // Собр. законодательства РФ. — 2002. — 7 янв. № 1 (ч. 1). 
4. Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Собр. законодательства РФ. — 2013. — 11 февр. № 6. 
5. Конституция Российской Федерации // Собр. законодательства РФ. — 2014. — 4 авг. № 31. 
6. Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (заключена в г. Париже 19.10.2005) // Собр. законодательства РФ. — 2007. — 11 июня. № 24. Ст. 2835. 
7. Правовые основы физической культуры и спорта в России: история и современность // Политобразование: информ.-аналит. журн. — URL: http://www. netslova.ru/schmidt/ liternet.html 
8. Спортивное право // Studfiles: файловый архив студентов. — URL: https://studfiles.net/ preview/2852453/. 
9. Федеральный закон от 4 дек. 2007 № 329- ФЗ (ред. от 5 дек. 2017 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. — 2007. — 10 дек. № 50. 
10. Федеральный закон от 29 дек. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. — 2012. — 31 дек. № 53 (ч. 1).