Правовые основы физической культуры
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)
Правовые основы физической культуры
LEGAL BASIS OF PHYSICAL CULTURE
Danil Misuragin
Student of University Institute of legal studies, Russia, Chelyabinsk
Pavel Kosterkin
Scientific director, Senior lecturer of University Institute of legal studies, Russia, Chelyabinsk
Аннотация. В настоящее время спорт приобретает всё большее значение в системе культурных ценностей общества и становится важным фактором повышения здоровья граждан и их социальной адаптации в современном мире. Необходимо чёткое и как можно более полное правовое регулирование отношений в сфере физической культуры и спорта. Этот особый вид общественных отношений представляет собой самостоятельный предмет регулирования комплексной отрасли спортивного права. Авторы дают краткую характеристику и оценку основной нормативно-правовой базы в сфере физической культуры и спорта, а также обозначают главные проблемы, существующие в данной сфере, анализируют различные точки зрения на пути их решения.
Abstract. Currently, sport is becoming increasingly important in the system of cultural values of society and is becoming an important factor in improving the health of citizens and their social adaptation in the modern world. We need a clear and as complete as possible legal regulation of relations in the field of physical culture and sports. This special type of public relations is an independent subject of regulation of the complex branch of sports law. The authors give a brief description and assessment of the main regulatory framework in the field of physical culture and sports, as well as identify the main problems that exist in this area, analyze various points of view on how to solve them.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, право, законодательство.
Keywords: physical culture, sports, law, legislation.
Российская Федерация, провозглашая себя правовым и социальным государством (ст. 1 и 7 Конституции РФ) [5], государство признаёт права и свободы человека и гражданина высшей ценностью и берёт на себя обязательства проводить такую социальную политику, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Исходя из высшее сказанного государством должны признаваться, соблюдаться и гарантироваться права человека во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области физической культуры и спорта.
Если рассматривать понятие достойной жизни, то одним из его составляющих является право каждого на охрану своего здоровья, которое может быть обеспечено, в том числе и посредством занятий физкультурой и спортом. Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь [5]. В связи с тем, что в настоящее время спорт приобретает всё большее значение в системе культурных ценностей общества и становится важным фактором повышения здоровья граждан и их социальной адаптации в современном мире, необходимо чёткое и как можно более полное правовое регулирование отношений в сфере физической культуры и спорта. Этот особый вид общественных отношений представляет собой самостоятельный предмет регулирования комплексной отрасли спортивного права.
Цель задачи статьи: дать характеристику и оценку основной нормативно-правовой базы в сфере физической культуры и спорта, а также обозначить главные проблемы, существующие в данной сфере; проанализировать различные точки зрения и пути их решения по вопросам правового регулирования физической культуры в Российской Федерации. Рассматривая законодательство в сфере физической культуры культуры и спорта в советский период, то можно сказать, что оно полностью отвечало тем целям и задачам, которые стояли тогда перед государственной властью. Во‑первых, использование средств физической культуры культуры и спорта для подготовки военных кадров, а в послевоенные годы для восстановления народного хозяйства. Во‑вторых, развитие физической культуры и спорта для занятие передового места в мировом пространстве по важнейшим видам спорта [7]. В настоящее время законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции РФ [5]. А также опирается на Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [9] и других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Кроме того, муниципальные образования также могут принимать нормативные правовые акты по вопросам деятельности в сфере физической культуры и спорта. Закон предусматривает и принятие иных правовых актов, то есть актов органов исполнительной власти и Президента РФ. Все выше, приведенные правовые акты не могут противоречить Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», следовательно, данный закон является главным юридическим документом, регулирующим отношения в данной сфере. К иным федеральным законам относится, в частности, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273, описывающий нормы об особенностях реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта (ст. 84) [10]. Как известно, в правовой системе РФ установлен приоритет международных договоров РФ над нормами внутригосударственного законодательства, поэтому в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ установлено, что в случае противоречия между нормами данного закона и положениями международного договора применяются правила международного договора Российской Федерации [9]. Примером такого договора является Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (Париж, 19 октября 2005 г.), целью, которой является содействие предотвращению применения допинга в спорте и борьбе с ним в интересах его искоренения [6]. Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. касается некоторых вопросов, связанных с участием инвалидов в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом. В соответствии статьи 30 Конвенция ООН о правах инвалидов государства-участники обязуются принять все необходимые меры, чтобы наделить инвалидов возможностью участвовать наравне с другими в спортивных мероприятиях [4]. Рассматривая основной законодательный акт, регулирующий отношения в сфере физической культуры и спорта, можно заметить, что он имеет ряд достоинств по сравнению с предыдущими актами. В новой редакции федерального закона введены такие понятия, как массовый спорт, национальные виды спорта, параолимпийское и сурдолимпийское движения, правила видов спорта, спортивная дисциплина, спортивная федерация, спорт высших достижений, спортивные сооружения [7]. Чётко определяются права, обязанности и ответственность организаторов физкультурных и спортивных мероприятий, полномочия Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в области физической культуры и спорта. Определён статус Олимпийского, Параолимпийского и Сурдолимпийского комитетов Российской Федерации и Специальной олимпиады Российской Федерации, порядок организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. Выстроена система создания местных, региональных и общественных российских спортивных федераций, которая позволит развивать спорт на всех уровнях. Кроме того, впервые на законодательном уровне прописан порядок формирования сборных команд по видам спорта, порядок разработки и утверждения правил видов спорта и положений о соревнованиях [8]. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что законодательные акты Российской Федерации вполне подробно освещают все аспекты физической культуры и спорта. Деятельность в сфере физической культуры и спорта регулируются российским законодательством достаточно содержательно и подробно, освещаются практически все моменты относительно социально-культурных категорий.