Разработка стратегии инновационного развития предприятия
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)
Разработка стратегии инновационного развития предприятия
В современных условиях без инноваций невозможно реализовать экономическое развитие и экономический рост предприятий, отраслей, регионов и даже всего мирового сообщества. Во второй половине прошлого века стремительный рост факторов производства привел к появлению большого количества технологий, освоение которых выполнялось с такой же скоростью, как и в предыдущие годы. Причина - непоследовательность технических решений и неспособность менеджеров обрабатывать такой большой объем информации.
Традиционные процедуры принятия решений уже не могут гарантировать решение задач, стоящих перед корпоративной структурой, что приводит к стагнации экономики. В этой ситуации возникает проблема жесткой конкуренции между отечественными производителями и иностранными компаниями. Один из способов решения этой проблемы, а может быть, и самый важный - это разработка и внедрение инноваций в производстве новых продуктов. Чтобы решить эту проблему комплексным и последовательным образом, в первую очередь необходимо сформулировать долгосрочную инновационную стратегию, чтобы предприятие могло выбрать сферу бизнеса, связанную с ним, чтобы в ближайшем будущем был спрос.
Формулировка инновационной стратегии развития предприятия - очень сложный процесс. При данной формулировке, необходимо сформулировать определённую хронологию мероприятий, действий, включая варианты и методы выполнения плана. Перед началом работы, нужно тщательно продумать и определить основную цель организации. Важно донести эту цель до сотрудников и сделать ее максимально простой для понимания и полного осознания мотивов этой цели. Эффективность поставленной цели, эффективность ее выполнения, а также понимание, от этого будет обусловливаться результативная работа во внешней среде, с потребителем и рынком, с экономикой и так далее. Если компания не может продвигать свои продукты или услуги, она может подойти к порогу кризисной ситуации. Инновационная стратегия направлена на своевременное реагирование ситуаций, поскольку она предвидит все возможные ситуации, которые могут измениться в течение процесса работы.
При формулировании стратегии заранее определяют, какие области деятельности следует формировать, какие мероприятия следует отменить, какие продукты следует выпускать и производить, в каком количестве и какие ожидаемые конечные результаты должны быть получены. В то же время они должны учитывать доступные ресурсы, включая человеческие ресурсы и действия, какие ограничения следует учитывать при разделении управленческих отделов, для обеспечения соответствия общей стратегии и общим целям.
Поскольку инновации и общие организационные стратегии взаимосвязаны, существует связь между основной целью предприятия и направлением инноваций. Например, повышение конкурентоспособности основано на улучшении производимой продукции или разработке новой продукции; сокращение производственных затрат за счет ресурсосбережения основывается на рационализации технологии; внедрение безотходных технологий, выпуск экологически чистой продукции и т. д. снижает негативное воздействие на окружающую среду и обеспечивает безопасность производственной среды. Корректировка инновационной стратегии помогает определить, а так же спрогнозировать дальнейшее развитие.
Процесс формулирования инновационной стратегии можно представить в виде следующей последовательности этапов:
1. Реализация инновационные стратегии;
2. Регулировка инновационной стратегии.
3. Анализ внешней среды;
4. Разработка организационных задач;
5. Выбор направления инновационной стратегии связан с выбранной целью.
6. Формулировка инновационных целей;
В зависимости от преследуемых целей, размера компании и сложности происходящего, хорошо зарекомендовали себя следующие типы инновационных стратегий:
• Наступательная (обычно это касается небольших компаний, которым нужен большой прорыв);
• Оборонительная (широко используется не только небольшими, но и крупными компаниями; направлен на поддержание конкурентных позиций организации);
• Стратегия «ниши» (обычно применима к крупным, средним и малым организациям; способность адаптироваться к узким сегментам рынка путем выпуска ограниченного количества новых или улучшенных продуктов).
Воспользовавшись возможностью реализации эффективных инновационных бизнес-стратегий, компания может не только создавать новые рынки, расширять или изменять сферу деятельности, привлекать новых клиентов, но и самосовершенствоваться, тем самым получая возможности для сохранения высоких позиций и конкурентных преимуществ.
Эффективность деятельности организации во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее структуры, в какой мере она способна к нововведениям.
Реальные конкурентные преимущества товаропроизводителя на рынке зависят от ряда факторов общего и частного порядка. Несмотря на их относительное разнообразие, можно утверждать, что важнейшими являются факторы, определяющие условия выбора конкурентной стратегии развития организации и особенности процесса ее реализации.
В рамках общей стратегии организации можно выделить ее составляющие, одной из которых является инновационная стратегия.
Эффективность организационной деятельности во многом зависит от адаптируемости организации к внешней среде, степени гибкости, мобильности и новаторства организационной структуры.
Истинное конкурентное преимущество товаропроизводителей на рынке зависит от множества общих и конкретных факторов. Несмотря на относительное разнообразие, можно сказать, что наиболее важными источниками являются факторы, определяющие условия выбора конкурентной стратегии развития организации. и характеристики процесса его реализации.