Статья:

Обеспечение запретов и ограничений таможенных органов внешнеторговой деятельности в условиях ЕАЭС

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(101)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Кудюрова А.В., Исаева А.А., Михайлова С.Г. Обеспечение запретов и ограничений таможенных органов внешнеторговой деятельности в условиях ЕАЭС // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 8(101). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/101/67599 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обеспечение запретов и ограничений таможенных органов внешнеторговой деятельности в условиях ЕАЭС

Кудюрова Александра Валерьевна
студент Ульяновского государственного университета, РФ, г. Ульяновск
Исаева Анастасия Александровна
студент Ульяновского государственного университета, РФ, г. Ульяновск
Михайлова Светлана Геннадьевна
студент Ульяновского государственного университета, РФ, г. Ульяновск

 

Аннотация. В данной статье представлены последствия введения санкций западными странами в отношенииРоссии, нарушения таможенного законодательства в части перемещения товаров, подпадающих подпродовольственное эмбарго. Большое внимание уделено обеспечению соблюдения запретов и ограничений таможенными органами.

 

Ключевые слова: запреты, ограничения, ЕАЭС, ТК ЕАЭС, РФ, эмбарго, мясо, таможенные органы, импорт, внешняя торговля, структура.

 

Сложившаяся на данный момент политическая ситуация, несомненно, оказывает влияние на внешнюю торговлю стран-членов ЕАЭС. Санкционная политика в отношении РФ реализуется уже около пяти лет, начиная с 2014 года. В связи с такими условиями, РФ в рамках ЕАЭС приходится пресекать попадание на внутренний рынок товаров, подпадающих под запреты и ограничения внешней торговли. Данный процесс осуществляется путем применения продовольственного эмбарго, которое представляет собой запрет ввоза в РФ «отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и физических лиц или присоединившееся к такому решению». Такого рода продукция включена в специальный перечень, утвержденный Указом президента № 560 [2].

Положительным результатом реализации эмбарго стали развитие сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности, понижение зависимости от агропродовольственного импорта. Однако России все равно пришлось искать новых импортеров.

В ниже приведенных табл. 1, 2 можно отследить динамику структуры основных стран-импортеров мяса и продукции из мяса.

Можно отметить, что Украина перестала быть одним из главных поставщиков данной продукции, некоторые страны дальнего зарубежья заменились другими, Беларусь продолжает быть на первых местах по импорту мяса и мясной продукции.

Таблица 1.

 Импорт мяса и продукции из мяса РФ за 2014 год

 

Таблица 2.

 Импорт мяса и продукции из мяса РФ за 2018 год [6]

 

Торговые партнеры России используют некоторые обходы продовольственного эмбарго в свою пользу. Наиболее встречаемым способом уклонения от запрета является замена страны происхождения товара. Режим эмбарго предполагает ввоз в Российскую Федерацию продукции из стран Евросоюза через третьи страны только при том условии, что товары были подвергнуты существенной переработке. Так, например, норвежская семга, которая была засолена и расфасована в Белоруссии, может стать белорусским продуктом и на законных основаниях поставляться в Россию [3]

Кроме того, таможенные органы России часто выявляют нарушения в виде изменения кода товара, его наименования, количества, стоимости продукции. Иными словами, участники ВЭД намеренно занижают тарифные платежи посредством использования недобросовестного декларирования.

Названные схемы обхода таможенного законодательства являются лишь малой частью нарушений в области таможенного дела, поэтому одной из главных задач, стоящих перед таможенными органами, представляется предотвращение подобных инцидентов и снижение количества таких случаев. Стоит уделить внимание системе управления рисками, значение которой возросло в последние годы, а также хотелось бы отметить технологии, используемые ЦЭКТУ при определении страны происхождения товаров.

Не лишним было бы упомянуть об эффективном взаимодействии таможенных органов в части соблюдения запретов и ограничений с другими органами исполнительной власти. Применение такой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) используется при проверке более 30% разрешительных и идентификационных документов, которые относятся к разным направлениям запретов и ограничений внешнеторговой деятельности.

Схематично данный процесс представлен на рис. 1.

 

Рисунок 1. Проверка разрешительных документов при помощи СМЭВ

 

Стоит отметить и о предоставлении предварительного декларирования, которое во многом упрощает и улучшает процесс перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС [5] При наличии предварительной декларации таможенные органы выявляют товары, запрещенные или ограниченные к перемещению на этапе, предшествующем пересечению таможенной границы. Такого рода мера позволяет значительно упростить деятельность таможенного органа и, соответственно, планировать объем работы в каждом конкретном пункте пропуска.

Таким образом, введение санкций и продовольственного эмбарго значительно повлияло на торговую политику России и структуру импорта. Таможенные органы ежедневно осуществляют контроль перемещаемых санкционных товаров. Значительным условием, влияющим на контроль ограниченных к ввозу или вывозу товаров, выступают СМЭВ и наличие предварительного декларирования товаров. Эти факторы существенно снижают количество времени, необходимое для выпуска товара таможенными органами, а также приближают таможенные органы России к переходу на автоматический выпуск товара.

 

Список литературы: 
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономическогосоюза от 15 декабря 2017 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315. 
2. Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 (ред. от 24.06.2019) "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации". 
3. Гурова Е.С., Обеспечение соблюдения запретов и ограничений таможенными органами // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии.2019. №1(34). С. 11 15. 
4. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности: учеб. Пособие / А.Г. Гетман, Е.С. Гурова. Спб.: ИПЦ СЗИУ РАХиГС, 2018. 154 с.
5. Лузина, Т. В. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности : учебник для вузов / Т. В. Лузина, В. Г. Высоцкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 142 с. — (Специалист). — ISBN 978-5-534-07445-1. — Текст :электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/442218 (дата обращения: 05.02.2020)
6. Федеральная таможенная служба Российской Федерации : [Официальный сайт]. – URL : http://www.customs.ru (дата обращения: 05.02.2020)