Статья:

Качество аудита: сущность и контроль

Конференция: CI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Пшеничникова Е.В. Качество аудита: сущность и контроль // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 32(101). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/32(101).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 9 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Качество аудита: сущность и контроль

Пшеничникова Елена Вадимовна
студент НОЧУ ВО МФПУ Синергия, РФ, г. Тобольск

 

В настоящее время в Российской Федерации и в зарубежных странах происходит развитие быстрыми темпами контроля, за счет этого со стороны пользователей к аудиторам выдвигаются высокие требования. Главная причина данного явления – это необходимость доверия к качеству работы аудитора для уменьшения информационного риска. Обеспечение качества аудита выполняется за счет важнейшего элемента, а именно контроля.

Следует обратить внимание, что в настоящее время категория качества аудита не получила должного теоретического и методологического освящения.  Данную категорию можно рассмотреть с позиции различных подходов [1, c. 216-221].

С первой точки зрения качество аудиторских услуг это исключительный результат профессиональной компетентности аудитора.

Согласно второму подходу качество аудита основывается исключительно на рейтинге фирмы, в которой работает аудитор. При этом учитываются такие критерии, как стаж работы аудиторской фирмы, конкурентные преимущества, размер организации, финансовые показатели компании и так далее.

Согласно другой точке зрения качества аудита это выполнение всех требований согласно нормативным актам и аудиторским стандартам. Уверенность пользователей аудиторской деятельности в качестве аудиторских услуг формируется за счет выполнения требований стандартов.

Согласно следующему подходу качество аудита можно выявить с помощью одновременного сочетания стоимости и стандартов. Определение качества с помощью затрат представляет собой действительную стоимость услуг аудитора на основании качественных характеристик.

Кроме этого качество аудита –  это результат участия потребителя в оценке качества аудиторской услуги. Привлечение пользователей может происходить с помощью различных опросов и анкетирования.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что качество аудита является комплексным понятием, и для его контроля необходимо выявить точные критерии качества.

На сегодняшний день можно выделить два уровня, которые позволяют обеспечить контроль качества аудиторских услуг – это внешний и внутренний.

Внутренний контроль качества аудита обеспечивается на основании методических рекомендаций по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг и методических рекомендаций по организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторской организации.

Согласно данным рекомендациям проведение внутреннего контроля качества аудитора осуществляется самостоятельно аудиторской компанией с помощью соблюдения основных принципов, разработки политики компании и процедур контроля.

Контроль качества аудита в Российской Федерации с внешней стороны осуществляется, как со стороны определенных саморегулируемых организаций аудиторов (Далее – СРО), так и со стороны государства.

Главным нормативно-правовым актом, который определяет контроль качества аудита, является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ.

ФЗ N 307-ФЗ отражается все современные тенденции развития контроля аудита, который осуществляется на государственном уровне, что говорит об его укреплении в отношении СРО аудиторов [3].

В Российской Федерации органами, которые занимаются контролем аудита, являются:

- Саморегулируемые организации аудиторов, которые имеют аккредитацию;

- Министерство финансов Российской Федерации (Далее – Минфин России).

В аудиторской компании все сотрудники обязаны:

- принимать участие в осуществлении внешнего контроля качества аудита членов СРО, в которой они являются участниками;

- учувствовать во внешнем контроле качества работы аудитора. Необходимо давать всю информацию, которая необходима для проверки (документацию).

Рассматривая контроль качества аудита на международном уровне отметим, что также наблюдается тенденция к его усилению. Международная федерация бухгалтеров настаивает на необходимости проведения  мониторинга в области соблюдения ее членами требований по контролю качества.

Таким образом, можно отметить, что качество аудита выступает обобщенным результатом аудиторской проверки, его выражение заключается в предоставлении объективной информации пользователям, которая содержится в финансовой отчетности. С каждым годом контроль качества аудиторской деятельности усиливается, как на международном уровне, так и на уровне нашего государства.

Несмотря на это в настоящее время существуют недостатки в контроле качества аудиторской деятельности. Согласно основным показателя рынка аудиторских услуг России в 2019 году были выявлены такие недостатки, как: неполноценное осуществление внутреннего контроля качества аудита по причине профессиональной этики, несоблюдение принципов контроля качества, ошибки в аудиторском заключении [2].

Помимо вышеуказанных недостатков следует отметить наличие двойного контроля качества аудита.  Именно проверки, которые приходят в СРО и в Минфине России. За счет наличия двойного контроля аудиторским фирмам тяжело. Контроль должен быть сбалансированный. Следует разделять сферы контроля, например СРО может заниматься организацией контроля качества внутри фирмы, а Минфин заниматься его реализацией.

Существенной проблемой является несоблюдение принципов, которые изложены в приказе Минфина РФ №203н. Так, не раскрыт  принцип независимости. В настоящее время должны быть независимы все члены аудиторской фирмы от объекта проверки, однако не рассмотрена ситуация, при которой возможны отношения аудиторов с сотрудниками проверки, что также нарушает данный принцип.

Не в полной мере реализован принцип обеспеченности финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами. Контроль качества аудита – это отдельная услуга, которая оплачивается СРО аудиторов. При этом каждая саморегулируемая организаций имеет право самостоятельно установить расценки, что нарушает данный принцип.

Еще одной важнейшей проблемой является демократичность санкций, которые предъявляются к компаниям СРО аудиторов, имеющим проблемы с качеством аудита. Минфин РФ в ходе проверки контроля качества выдвигает большие требования, очень часто наблюдается исключение аудиторской компании на основании нарушений, которые выявлены. Это является причиной выхода многих компаний из СРО аудиторов еще до начала проведения проверок.

Рассмотрение контроля качества аудита позволяет сделать вывод, что система как внутреннего, так и внешнего контроля имеет недостатки. В настоящее время существуют недочеты, как в законодательной базе, так и во внутренней политике аудиторских фирм и СРО аудиторов.  Контроль качества аудита влияет на достоверность результатов проверки, а также отражает соответствие выполненных процедур действующему законодательству. Это вызывает необходимость дальнейшего совершенствования процедуры контроля качества аудита.

 

Список литературы:
1. Казакова Н.А. Аудит : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Казакова –  3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 409 с. 
2. Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2019 году: Минфин РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=130374-osnovnye_pokazateli_rynka_auditorskikh_uslug_v_rossiiskoi_federatsii_v_2019_g. (дата обращения: 16.10.20).
3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/ (дата обращения: 16.10.20).