ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Конференция: CCLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CCLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы [2]. Текущее состояние финансовой поддержки образовательных школ остается недостаточным – государственный бюджет обеспечивает потребности учреждений лишь на 60-70%, что затрудняет поддержание даже минимальных стандартов жизни преподавателей и учащихся, не говоря уже о покупке новых учебников, расширении инфраструктуры или обновлении оборудования [3]. Современные профессиональные образовательные учреждения в России сталкиваются с острой нехваткой бюджетных мест, что отражает общую системную проблему недостаточного финансирования. Фонды, выделяемые на развитие учебных заведений, во многом ориентированы на прогнозы, а не на актуальные потребности.
В экономике России действует значительное количество бюджетных образовательных учреждений, которые получают средства не только из государственного бюджета, но и из внебюджетных источников. В соответствии с законодательством РФ способы получения финансовых поступлений бюджетными образовательными учреждениями регламентированы, и все полученные доходы могут быть направлены исключительно на обеспечение собственных уставных нужд.
С одной стороны, узкий перечень возможностей и строгий контроль их предоставления создает препятствия при ведении финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения. С другой стороны, это превращает учреждение в самостоятельную экономическую единицу, которая при помощи эффективной финансовой стратегии может совершенствовать свою хозяйственную деятельность, повышать собственный рейтинг, рассчитывать на гранты, вносить вклад в экономику государства. Внебюджетные источники доходов играют важную роль в финансовом обеспечении образовательных учреждений, позволяя им расширить возможности для развития и совершенствования учебного процесса. Разнообразие источников доходов способствует финансовой устойчивости учебных заведений и повышению их статуса.
Таким образом, современные образовательные учреждения сталкиваются с необходимостью расширить спектр источников доходов для обеспечения качественного образования и развития учебного процесса. Внебюджетные источники доходов играют важную роль в финансовом обеспечении образовательных учреждений и обеспечении их конкурентоспособности.
Ключевыми нормативными актами, регулирующими эту сферу –являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях», Закон РФ «О защите прав потребителей» и постановление Правительства РФ от «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». Закон «Об образовании» значительно усилил позиции учреждений в сфере самостоятельной финансовой деятельности, дав возможность вести разнообразную предпринимательскую деятельность и предлагать платные образовательные услуги, включая возможности для платного обучения (рисунок 1) [1]. Это стимулировало рост и динамичное развитие внебюджетных финансов в секторе образования. Перечисленные внебюджетные средства перечисляются на счета учебных заведений и тратятся на уставные цели по их усмотрению. В результате, образовательные учреждения, функционируя в качестве некоммерческих объектов, вольны задействовать внебюджетные доходы для финансирования собственных нужд после покрытия расходов и налогообложения, что приближает их к принципам работы коммерческих структур.
Одним из важных внебюджетных источников доходов для образовательных учреждений является предпринимательская деятельность. Учреждения могут развивать корпоративные программы обучения, проводить консультации для предприятий, организовывать совместные проекты и исследования, что способствует получению финансовой поддержки.
Рисунок 1. Внебюджетное финансирование образовательного учреждения
В данную категорию можно отнести другую статью финансовых поступлений – а именно доход от аренды. В рамках образовательного учреждения в аренду могут быть сданы, к примеру, спортивные объекты, оборудование, территория, учебные помещения для мероприятий, семинаров, тренингов и других мероприятий.
Организация дополнительных образовательных услуг на платной основе – это еще один способ получения внебюджетных средств. Курсы повышения квалификации, мастер-классы, курсы английского языка для иностранных студентов и другие платные образовательные услуги позволяют расширить аудиторию и получить дополнительные средства.
Еще одним способом обеспечения внебюджетных доходов является привлечение спонсоров и благотворительных средств. Государственные образовательные учреждения могут устанавливать партнерские отношения с компаниями, организациями и частными лицами, получать гранты и пожертвования для реализации проектов и программ развития.
Таким образом, в последние годы на передний план выходит целый ряд проблем финансирования бюджетных образовательных организаций, которые, в частности, являются причиной нехватки бюджетных мест, снижения качества образовательных услуг, отсутствия спроса на образовательные услуги и др. Выявлена необходимость поиска дополнительных источников доходов, поскольку в соответствии с законодательством РФ доходы некоммерческих учреждений поступают из достаточно ограниченного количества источников. Внебюджетные поступления должны осуществляются в соответствии с законодательством РФ и чаще всего связаны с осуществлением образовательными учреждениями дополнительных образовательных, развивающих, организационных услуг и оздоровительных мероприятий.