Статья:

Сущность концессионных соглашений в Российской Федерации

Конференция: LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Мелешина Ю.М. Сущность концессионных соглашений в Российской Федерации // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(74). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(74).pdf (дата обращения: 22.09.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сущность концессионных соглашений в Российской Федерации

Мелешина Юлия Михайловна
магистрант, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград
Мытарева Лейла Акифовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград

 

Согласно общепринятой трактовке в мировой практике, государственно-частное партнерство – это законодательно и институционально закрепленная система отношений между государственной или муниципальной властью и частным сектором с целью развития социально значимых и слабо развитых отраслей народного хозяйства для защиты общественных интересов. Одной из характерных особенностей государственно-частного партнерства является существование широкого спектра форм взаимодействия его участников.

На современном этапе в мировой практике наиболее распространенной формой государственно-частного партнерства является концессионное соглашение, которое представляет собой  форму государственно-частного партнёрства, которая состоит в вовлечении частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказании услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.

Однако стоит отметить, что в законодательстве Российской Федерации имеется разделение понятий «государственно-частное партнерство» и «концессионное соглашение». Это связано с тем, что Федеральный закон №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», был принят в 2005 году задолго до принятия Федерального закона №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации», который был принят Государственной Думой РФ 1 июля 2015 года. В связи с этим 115-ФЗ отсутствует  связь концессионного соглашения как формы государственно-частного партнерства, то есть в Российской Федерации Концессионные соглашения являются самостоятельной формой взаимодействия публичного и частного партнеров, не имеющих отношения к 224-ФЗ.

Таким образом, в России ключевым отличием концессионных соглашений от государственно-частного партнерства является то, что первое  заключается с целью создания и (или) реконструкции объектов, которые находятся или будут находиться в государственной (муниципальной) собственности, в то время как второе разрабатывалось с целью регламентирования возможности возникновения частной собственности на объекты государственно-частного партнерства.

Чтобы понять сущность концессионного соглашения в России, рассмотрим существующую законодательную базу. В пункте 1 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ «О Концессионных соглашениях» сущность концессионного соглашения описана следующим образом: «По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.» [1, ст.3, п.1], «концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами» [1, ст. 3, п.2].

Другими словами, по концессионному соглашению государство (концедент) предоставляет частному сектору (концессионеру) правомочия владения и пользования на определенный срок существующим объектом по договору (концессионному соглашению) за плату с условием возврата.

Под «государством (концедентом)» здесь подразумевается орган власти, владеющий правом собственности на соответствующий объект недвижимости:

  • на федеральном уровне – Российская Федерация, в лице Правительства или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти;
  • на региональном уровне – субъект Российской Федерации, в лице органа государственной власти субъекта;
  • на местном уровне – муниципальное образование, в лице органа местного самоуправления.

Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться другими органами или лицами, наделенными соответствующими правами. Например, на местном уровне правом владения и пользования (хозяйственного ведения) объектом недвижимости чаще всего наделены специально создаваемые для этого муниципальные унитарные предприятия (МУПы).

Под «частным сектором (концессионером)» здесь подразумевается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (или группа юридических лиц по договору простого товарищества).

Под «объектом» здесь понимается недвижимое имущество (комплекс технологически связанного между собой недвижимого имущества) и связанное с ним движимое имущество, например,

  • автомобильные дороги (в том числе связанные с ними дорожные сооружения, объекты и другое);
  • объекты железнодорожного транспорта;
  • речные и морские порты;
  • аэродромы;
  • гидротехнические сооружения;
  • объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии;
  • объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем;
  • метрополитен и другой транспорт общего пользования;
  • объекты здравоохранения;
  • объекты образования и культуры и другое.

«Срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением, срока исполнения других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению» [1, ст.6, п.1].

Под «платой» здесь подразумевается следующее: «Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (далее - концессионная плата). Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения» [1, ст.7, п.1].

Таким образом, целью концессионного соглашения со стороны государства (концедента) является привлечение инвестиций в экономику, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. Целью концессионного соглашения со стороны частного сектора (концессионера) является инвестирование средств в отрасли с постоянным спросом (получение гарантированной выручки, возврат инвестиций и увеличение капитала).

 

Список литературы:
1. О концессионных соглашениях: федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ // КонсультантПлюс: справ.-правовая система. Версия Проф.
2. Литвяков, С.С. Государственно-частное партнерство: сущность и формы / С.С. Литвяков // Финансы. – 2013. – № 9. – С. 20-24.