К вопросу о конкуренции на рынке пассажирских перевозок на примере отдельного муниципалитета Московской области
Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Региональная экономика
XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
К вопросу о конкуренции на рынке пассажирских перевозок на примере отдельного муниципалитета Московской области
ON THE ISSUE OF RIVALRY IN THE PASSENGER TRAHSPORTATION MARKET AN EXAMPLE FROM THE DISTRICT IN THE MOSCOW REGION
Ekaterina Ivanova
Researcher, Department of Antitrust Regulation, Moscow State Regional University, Russia, Mytishchi
Ekaterina Vaidova
Researcher, Department of Antitrust Regulation, Moscow State Regional University, Russia, Mytishchi
Denis Kholodkov
Junior Researcher, Department of Antitrust Regulation, Moscow State Regional University, Russia, Mytishchi
Аннотация. Исследуются транспортные услуги (сегмент пассажирские перевозки), предоставляемые пассажирам государственными и частными организациями в г.о. Королёв Московской области и критерии конкурентоспособности перевозчиков. Представлены статистические данные по организациям автомобильных (автобусам, такси) и железнодорожных внутригородских и междугородних перевозок.
Abstract. The article studies transport services (passenger transportation sector) provided by state and private organizations in the city of Korolev of the Moscow region and the criteria of competitiveness of carriers. The authors present the analysis of statistical data on the organizations of automobile (buses, taxis) and railway intercity and intercity transportation.
Ключевые слова: конкуренция; пассажирские перевозки; тариф; такси; автобус; железнодорожные.
Keywords: rivalry; passenger transportation; tariff; taxi; bus; rail transportation.
Транспортные услуги напрямую воздействуют на формирование благоприятной социальной сферы, а также косвенно являются условием для эффективного непрерывного процесса общественного воспроизводства, поскольку обеспечивают перемещение людей (в данном контексте – рабочей силы) [1]. Следовательно, организация пассажирских перевозок должна отвечать в первую очередь следующим критериям: своевременность, безопасность, комфорт. Под пассажирскими перевозками понимается организованное перемещение пассажиров и багажа при помощи специально оборудованных транспортных средств на определенные расстояния. Своевременность заключается в точном выполнении планового графика движения транспортных средств и может быть достигнута составлением расписания, учитывающего дальность перевозки, дорожные условия, форс-мажор. Безопасность нахождения пассажира и водителя в транспортном средстве – первостепенное условие при осуществлении перевозки, проявляется в соблюдении всех установленных законодательством норм. Комфорт определяется удобством нахождения внутри транспорта во время совершения проезда и стоимостью услуги перевозки. Приведенные критерии к осуществлению пассажирских перевозок часто выполняются не в должном объеме, а это недопустимо. Организация-перевозчик должна знать не только ответственность за несоблюдение законодательства, но и чувствовать присутствие конкурентов на рынке, что может осложнить достижение ее целей –высокой прибыльности. Необходимо развивать конкуренцию в целях предоставления пассажирам качественных транспортных услуг.
Для анализа конкуренции на рынке пассажирских перевозок выбран городской округ Королёв в Московской области. Муниципалитет крупный, на его территории находится много экономически, государственно важных объектов, поэтому внутригородские пассажирские перевозки должны отвечать обозначенным выше критериям. Осуществляют внутригородское и междугороднее сообщение несколько организаций-перевозчиков.
Пассажирские перевозки в г.о. Королёв представлены следующими видами:
- автомобильные,
- железнодорожные.
Автомобильные перевозки подразделяются на перевозку автобусами и такси. Перевозку автобусами по регулируемым тарифам осуществляют ПАТП «Мострансавто», по нерегулируемым – ООО «Автотрэвэл», ООО «Домтрансавто». Статистические данные по организациям приведены Таблице1.
Регулируемыми тарифами называются тарифы на перевозку пассажиров и багажа в автобусах по муниципальным и межмуниципальным маршрутам Московской области, которые устанавливает Правительство МО. Нерегулируемые тарифы устанавливает организация-перевозчик. На практике, частные перевозчики ориентируется на установленные Правительством МО тарифы. Стоимость проезда в некоммерческих автобусах (социальных автобусах) при оплате наличными в среднем на 25% выше, чем по ЕТК «Стрелка», что вынуждает граждан приобретать данную карту для оплаты проезда в социальном автобусе [3]. В коммерческих автобусах не действует бесплатный проезд по социальной карте для определенных категорий, что усложняет процесс передвижения по городу таким категориям и повышает загрузку социального автобуса в часы-пик, что сказывается и на таком критерии как комфорт и безопасность для всех категорий пассажиров.
Таблица 1.
Статистика по кругу организаций-перевозчиков автобусами по г.о. Королев*
Организация |
Кол-во маршрутов |
Дата выхода на рынок |
Размер автопарка |
Источник финансирования |
Объем перевозок (пассажиропоток за 2018 г.) |
ГУП МО «Мострансавто» |
16 шт. |
2001 г. |
145 единиц |
Правительство МО |
3,5 млн.чел |
ООО «Автотрэвэл» |
16 шт. |
1997 г. |
565 единиц |
Прибыль ООО «Автотрэвэл» |
8,85 млн.чел. |
ООО «Домтрансавто» |
6 шт. |
2019 г. |
105 единиц |
Прибыль ООО «Автотрэвэл» |
- |
(* по данным официального сайта администрации г.Королев)
Доля негосударственных перевозчиков рассчитывается как количество негосударственных перевозчиков/общее количество перевозчиков и составляет в г.о. Королёв 66,7%. Это высокий показатель, однако нужно принимать во внимание, что по муниципалитету действует всего 3 перевозчика (по перевозкам автобусом).
Перевозку пассажиров способом такси осуществляют бренды «Яндекс.такси», «Uber», «Ситимобил» и городская служба «red.taxi».
Можно усмотреть конкурентоспособность каждой организации по перевозке пассажиров на такси, оценивая по приведенным в Таблице 2 факторам.
Таблица 2.
Статистика по автомобильным перевозкам – такси*
|
Яндекс.Такси |
Uber |
Ситимобил |
Red.taxi |
Среднее время ожидания машины |
5 мин |
5 мин |
10 мин |
5 мин |
Средняя стоимость поездки внутри города |
150 |
130 |
150 |
150 |
Средняя стоимость междугородней поездки (Москва) |
600 |
600 |
800 |
800 |
Оплата картой |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Возможность выбора класса автомобилей |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Обратная связь в мобильном приложении |
Да |
Да |
Да |
Нет |
(* по данным опроса 100 жителей г.Королёв от 18 до 70 лет 15 октября 2019 г.)
Железнодорожные перевозки осуществляет АО «ЦППК» - крупнейший пригородный ж/д перевозчик. При необходимости перемещения внутри города, жители выбирают автомобильные перевозки, поскольку основные части города соединены автомобильными маршрутами. Однако при перемещении до Москвы и других городов, жители Королёва пользуются железнодорожным транспортом, который представлен одной организацией АО «ЦППК». Добраться до Москвы и в другие близлежащие города в час-пик гораздо быстрее, чем автомобильным транспортом. Среди недостатков перевозки электропоездами АО «ЦППК» являются установленные монопольно высокие цены, которые повышаются каждый год (ниже приведена таблица с примером динамики цен на проезд).
Таблица 3.
Пример динамики цен на проезд в электропоездах АО «ЦППК»*
|
На 1 сентября 2018 г. |
На 1 сентября 2019 г. |
Проезд Подлипки-Дачные – Москва Ярославская в одну сторону |
66 руб. – стандартная
132 руб. – экспресс |
69 руб. – стандартная
138 руб. - экспресс |
(* тарифный план АО «ЦППК» Стоимость разового проездного документа на пригородные пассажирские электропоезда)
При выявлении стоимости проезда из г.о. Королёв до станции Москва Ярославская, замечено, что к городу Королёв относится 5 железнодорожных станций Подлипки-Дачные, Болшево (на Фрязино, на Монино), Фабрика 1-го Мая, Загорянская, Валентиновка, стоимость проезда с которых до станции «Москва Ярославская» разная в зависимости от зон. Подлипки-Дачные, Болшево относятся к тарифной зоне 3, остальные – к тарифной зоне 4. Данное разделение создает неудобство для жителей одного города, при условии, что станции расположены не более, чем в 2 км друг от друга. Неудобство выражается в покупке абонемента и билетов до конкретной станции, поскольку невозможно в непредвиденном для человека случае пройти через турникеты на другой станции.
Основным вопросом для пассажиров, пользующихся услугами по железнодорожным перевозкам АО «ЦППК» и услугами автомобильных перевозчиков является постоянное повышение стоимости проезда и остающемся качестве услуг. Пассажиры льготных категорий вынуждены ожидать более 45 минут автобусы, предоставляющие бесплатный проезд отдельным категориям граждан. Пассажиры не имеют возможности выбора перевозчика в силу отсутствия значимых отличий в выполнении критериев своевременности, безопасности, комфорта каждым из представленных автомобильных перевозчиков. Отсутствие вступления на рынок пассажирских перевозок большого числа новых перевозчиков обуславливается высокими административными барьерами входа, наиболее существенным из них является конкурсная система на осуществление пассажирских перевозок.
По приведенным данным о рынке пассажирских перевозок в отдельном муниципалитете Московской области сложилась конкуренция перевозчиков автомобильного транспорта, однако это не приводит к значимому повышению качеству услуг для пассажиров. В железнодорожном сегменте рынок монополизирован АО «ЦППК» на передвижение граждан электропоездами, чем пользуется организация при формировании стоимости проезда. Также, можно отследить повышение стоимости проезда у перевозчиков, осуществляющих перевозки по нерегулируемым тарифам, возможно здесь имеет место заключение перевозчиками антиконкурентного соглашения о повышении цен на перевозки [6]. ФАС России подчеркивает, что пригородные пассажирские перевозки носят особую социальную значимость, в связи с этим, можно также предположить о создании (для развития конкуренции на рынке пассажирских перевозок) Управлением федеральной антимонопольной службы по Московской области плана, направленного на поддержание конкуренции, подразумевающего в основном повышение качества услуг перевозки для пассажиров. Одним из первоочередных действий предлагается разработка верхней границы тарифа на проезд [4]. Верхнюю границу следует определять в зависимости от уровня доходов основного пассажиропотока, количества перевезенных пассажиров, а также качественных характеристик транспорта, осуществляющего перевозку. Также, необходим анализ значимых барьеров входа на рынок для малых и средних предприятий и определение в соответствии с этим, льгот для подачи заявки на конкурс новым организациям-перевозчикам. Организация системы поддержки частных перевозчиков позволит расширить выбор населения при необходимости перемещения на общественном транспорте.