Статья:

Готика- пережиток прошлого или актуальная реальность

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Сосновская А.Ю. Готика- пережиток прошлого или актуальная реальность // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 34(127). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/127/78738 (дата обращения: 31.01.2023).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Готика- пережиток прошлого или актуальная реальность

Сосновская Анна Юрьевна
студент, Хабаровский государственный институт культуры, РФ, г. Хабаровск

 

Аннотация. Актуальность – и в наше время все еще строят архитектурные сооружения в готическом стиле. Почему, если средневековье это темные времена, 19 век и наши современники так воодушевлены этой культурой.

 

Ключевые слова: культура, искусство, готический стиль, Средневековье, современность, архитектура, мода.

 

Романский и готический стили переносят нас в эпоху Средневековья - сложную, но таинственную и романтичную. Готический стиль оставляет больше пространства для выражения замысла архитектора. Если для романских построек характерна монументальность и тяжеловесность, то для готических - визуальная легкость и возвышенность, подчеркиваемая высокими сводчатыми потолками. Готика - это, в первую очередь, стиль католических костелов. Позднее появилась неоготика, как популярный стиль в оформлении особняков и жилых зданий - в эпоху романтизма владельцы использовали приемы готики для придания сказочного, таинственного облика.

Читая любую литературу – художественную или даже научную , часто можно увидеть словосочетание «ТЕМНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ». Но почему его так называют ? Действительно ли это были темные времена? И в каком смысле их называют «темными»?

Существует множество легенд, в том числе и правдивых , что средневековье – это время варваров, нищеты, публичных казней, эпидемий. Да, это имело место быть, но именно в эту большую эпоху появились одни из самых невероятных архитектурных сооружений. Появилось множество художников, скульпторов, писателей, архитекторов, чьи произведения до сих пор отнимают у нас дар речи. Сандра Боттичелли, Донателло, Мазаччо, всем нам знакомый Уильям Шекспир, а так же титаны, которые творили уже в конце средневековья –в эпоху Возрождения- Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Одним из стилей средневекового искусства является искусство готики. Го́тика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Северной и Восточной Европы с XI — XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его.

Готические здания – одни из самых красивых и величественных во всём мире. Согласитесь, эти высокие католические соборы с витражами, высокими потолками и колонами действительно зачаровывают.

Готический стиль пришел на смену Романскому в XI веке в Европе. В отличие от предшественников, готические сооружения строились без использования древесины. Камень, песок, известь и некоторые другие материалы полностью заменили дерево, которое легко сжечь. Строительство таких сооружений требовало особого подхода, по сравнению с деревянными. Например, для тех же соборов требовались определенные чертежи, а храмы строили каркасом, который возвышался высоко вверх. Снаружи храмы выглядели более шикарно, ведь стены и фасады украшали рельефами и колонами, внутри на стенах и потолке были рисунки и фрески, окна были фигурными с витражами.

Соборы имели огромные размеры, которые производили огромное впечатление на людей. Фасады украшались сложным орнаментом и скульптурами. Применялись контрфорсы, аркбутаны. Строили пинакли, устанавливали различные статуи (причём и всеми любимых и узнаваемых горгулий). Ставились окна-розы, стрельчатые большие окна с искусно сделанными витражами;

Собор Нотр - Дам - де –Пари,или Собор Парижской Богоматери – католический храм в центре Парижа. Расположен на месте первой христианской церкви. Возводился в период с 1163 по 1345 годы. Из –за того, что храм строился в течении почти 2х веков мы можем наблюдать в архитектуре собора как романские элементы, так и готические. В Средние века соборы строили так, что бы в них могли поместиться практически все жители города. В 12-14 веках население города составляло около 10 тысяч человек и, по сей день собор может в себя вмещать около 10-11 тысяч человек.

В средние века соборы играли несколько ролей в жизни людей. Собор являлся и университетом, и школой, и пристанищем для тех, кто попал в тяжелую ситуацию, в соборах устраивали концерты церковных хоров и смотры спектаклей. А все потому что в средневековье главным аспектом жизни являлась религия. Собор Парижской Богоматери,как в общем то, и любой собор средневековья, так же играл и роль библии для неграмотных жителей города. Можно было изучить библию по стенам, сводам и витражам собора.

Интересно так же и то, что в соборе практически нет стен. В эпоху романского стиля об этом не могло быть и речи, так как главным предназначением всех архитектурных сооружений была оборона. Широкие стены, маленькие окна,и ров по периметру здания –типичное описание замка романского стиля. Как же тогда появились эти почти парящие в воздухе соборы?

Дело в том, что люди средневековья хотели создавать для бога нечто прекрасное–теоцентризм (тео-бог) –главный аспект средневековой жизни. Так благодаря развитию строительства и религии появляется система контрфорсов и аркбутанов, или каркасная система. Эта система позволила создать больше окна и арки, в которых помещены статуи.

Сложно представить готический собор без витражей. Витражи служили ответом на восточные фрески. Священнослужители были уверены в божественности света, что проходил через цветное стекло. Считалось, что оно не пропускает злых духов, излечивает больные души людей.

Собор должен был быть снесен в 19 веке как «жуткое напоминание о темных временах», но его спас, дал вторую жизнь, роман ВиктОра Гюго- Собор Парижской Богоматери. Именно благодаря ему мы, до недавнего времени могли наблюдать статуи горгулий, так как первоначально их не было, они появились после реставрации по роману.

Однако в современности готика в архитектуре уже не распространена. Но она проникла в другие сферы нашей жизни.

1.Мебель: Сделайте в комнате акцент на один или несколько предметов мебели. Она должна быть массивной, со множеством резных деталей — прикроватные и журнальные столики, сундуки, комоды и буфеты, где можно расставить другие аксессуары. Так центром столовой в готическом стиле могли бы стать массивный резной стол из твердого дерева и стулья с мягкими сидениями, обитые бархатом или плюшем. Спинки стульев украшены гравировкой или сквозным четырехлистником — популярным в средние века стилизованным изображением четырехлистного клевера. Этот мотив можно повторить в декоре стен и окон.

Современные дизайнеры используют стилизацию под готику в оформлении интерьеров помещений. Для украшения загородных домов подойдут арочные окна, красочные витражи, оригинальные мозаики. Готический интерьер сочетает в себе яркие цвета и массивную мебель, различные орнаменты, декорирующие стены и окна. Материал также должен оставаться натуральным: камень, дерево, мрамор, металл.

2. Текстиль: Тяжелые бархатные драпировки с орнаментом в виде листьев и ветвей растений (ветки дуба, листья клена, виноградная лоза, вьющийся плющ, скромный трилистник), имитацией витражей и розеток, используемых в архитектуре, стрельчатыми узорами на окнах поддержат готическую тему. Цвет штор достаточно насыщенный - отлично подойдут пурпурные, рубиновые, малиново-красные оттенки в сочетании с золотом либо темно-зеленая, иссиня-черная глубокая гамма. Но! Не переборщите с расцветками и обилием «флоры», ни в коем случае нельзя допустить пестроты в интерьере, исполненном торжественного достоинства.

3. Предтечей современных "ужасов" явился готический роман, возникший во второй половине XVIII века и наполненный мистикой семейных проклятий, таинственных приключений с элементами сверхъестественного, призванный повергнуть читателя в приятный ужас. В XX веке в рамках "готического" жанра развивается "литература ужасов" (Блэквуд, Лавкрафт, Блох, Стивен Кинг). На стыке фэнтези и готики появился новый литературный жанр - тёмное фэнтези.

4. В конце 70-х годов XX века в Великобритании зарождается особая готическая субкультура, представителей которой (подростки 14-15 лет) отличает специфический имидж и интерес к готической музыке. Это явление уже связано с эволюцией музыкального жанра готик-рок. В 1980-х годах широкую популярность обрели такие исполнители, как Bauhaus, Southern Death Cult, Siouxsie and the Banshees и др.

Составляющими данной субкультуры являются, прежде всего, готическая мода и готическая музыка. В одежде это преобладание чёрного цвета, атрибутика и особый макияж. К готической музыке обычно относят готик-рок, дэт-рок и дарквэйв. В настоящее время готическая субкультура распространена преимущественно в Европе и Северной Америке, в меньшей степени - в Азии и Австралии. Представителей ее мы замечаем и на наших с вами улицах.

Как мы видим, готика распространялась не только в средневековье, но и в современном мире. Конечно, существует немало различий между готикой современности и средневековья. Но то, что этот стиль до сих пор живет в нашем мире говорит о его значимости для культуры нашей страы и всего земного шара.

 

Список литературы:
1. Готическое зодчество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
2. Искусство Средних веков. Искусство готики — электронный альбом на CD, электронное издательство «Директмедиа», М., 2008
3. Всеобщая история искусств, Т.2, М., «Искусство», 1960