Статья:

Экономические проблемы малых городов России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(128)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Корелина М.И. Экономические проблемы малых городов России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 35(128). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/128/79258 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Экономические проблемы малых городов России

Корелина Мария Ивановна
студент, Шадринский финансово-экономический колледж-филиал Федерального Государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», РФ, г. Шадринск
Азанова Надежда Николаевна
научный руководитель,
Юзеева Елена Геннадьевна
научный руководитель,

 

ECONOMIC PROBLEMS OF SMALL TOWNS IN RUSSIA

 

Maria Korelina

Student, Shadrinsk College of Finance and Economics is a branch of the Federal State educational budgetary institution of higher education "Financial University under the government of the Russian Federation", Russia, Shadrinsk

 

Аннотация. В этой статье мы хотим рассмотреть экономические проблемы малых городов России. Выявить направления, при которых малые города начнут лучше функционировать в условиях рыночной экономики.

Abstract. In this article, we want to consider the economic problems of small towns in Russia. Identify the directions in which small towns will begin to function better in a market economy.

 

Эволюция городов привела как к появлению крупных, так и малых городских населенных пунктов, и поэтому проблема масштабного  развития малых городов России является актуальной как в научном, так и в практическом плане по сегодняшний день.

Малые города также имеют важное геополитическое значение для страны, обеспечивая территориальное и социально-экономическое единство и целостность России, ее национальную безопасность, экономическое развитие. Развитием именно малых городов во многом определяется уровень развития региона в целом, социально-экономическое благополучие его граждан. К сожалению, малые города в последние годы являются наиболее «слабым звеном» в системе российских городов. Как следствие возник  отток населения в крупные центры, спад производства, возникновение социально-экономической напряжённости на территории. Так как малые города играют большую роль в освоении огромной российской территории, поэтому их сохранение и устойчивое развитие должно стать одним из приоритетных направлений государственной политики.

Основные цели и задачи управления малыми городами должны быть направлены на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития, рост благосостояния и качества жизни населения и сокращение различий с другими муниципальными образованиями по жизненному уровню.

При определении перспектив развития малых городов необходимо опираться на их функциональное значение, учитывая внешний потенциал развития, связанный с общим вектором развития страны; необходимо принимать во внимание благоприятные для развития и  ограничивающие его факторы.

Местные органы власти должны сами разработать собственную стратегию развития муниципального образования, основанную на его конкурентоспособных преимуществах.

Промышленное производство перестает быть единственным путем развития для таких поселений, в настоящее время должна произойти переориентация на выполнение непромышленных функций – организационно-хозяйственных, рекреационных, транспортных и иных.

Причем, особенно важным является следующее обстоятельство – для повышения эффективности и устойчивости своего развития, малым городам следует расширять набор выполняемых функций, что станет залогом успеха в условиях современных рыночных отношений.

Новые реалии времени дают малым городам новые шансы и перспективы для интенсивного и  устойчивого развития  в ХХ1 веке.

Основными направлениями развития малых городов будут являться:

-разработка программ помощи социально – экономическому развитию малых городов на национальном  региональном уровнях;

-разработка градостроительных проектов;

-повышения квалификационного уровня работников, которые  задействованы в процесс развития малых городов;

-проведение междугородних конференции по поддержанию устойчивого уровня города;

-и др.

При этом с одной стороны, выбранные направления развития города должны давать наибольшую отдачу от используемых для их реализации ограниченных инвестиционных ресурсов. С другой стороны, необходимо учитывать влияние выбранных приоритетов развития на социальные показатели, экосистему и специфические особенности малого города.

Внешние и внутренние цели развития малого города формируются через две группы приоритетов:

-внешние приоритеты развития муниципальной системы, которые обеспечивают реализацию ее функции во внешней среде.

-приоритеты саморазвития муниципальной системы, которые определяются исходя из внутренних целей развития, и реализуются преимущественно за счет «местных» инвестиционных ресурсов.

Только такое понимание системы приоритетов муниципального развития позволяет обеспечить единство решений, ориентируя их на повышение эффективности работы системы в целом.

Таким образом, для грамотного управления возможностями малых городов необходимо сделать органы местного самоуправления заинтересованными участниками процесса экономического развития своей территории, предоставив им право выступать координатором этого процесса. Эффективное решение данной проблемы возможно при условии существования обратной связи между представителями государственной и местной власти с населением.

 

Список литературы:
1. Коваленко, П.С Развитие городов / П.С. Коваленко. – Киев: Наукова думка, 1980. – 250 с.
2. Песоцкая, Е.В. Модели социально – экономического развития малых и средних городов России / Е.В. Песоцкая. – СПб. : С. – Петерб. ун-т, 1990. – 160 с.
3. Чернышева Елена Александровна. Стратегия социально-экономического развития малых городов: автореферат дис.... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Чернышева Елена Александровна;[Место защиты: Институт проблем региональной экономики РАН].- Санкт-Петербург, 2013