Организация государственных закупок в Европе и США
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(128)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(128)
Организация государственных закупок в Европе и США
«Государственные закупки - это процесс, с помощью которого государственные органы, такие как правительственные ведомства или местные органы власти, приобретают работы, товары или услуги у компаний. Чтобы создать равные условия для бизнеса по всей Европе, закон ЕС устанавливает минимальные согласованные правила государственных закупок» [1, с. 84]. Эти правила регулируют порядок покупки товаров, работ и услуг государственными органами и определенными операторами коммунальных предприятий. Они включены в национальное законодательство и применяются к тендерам, денежная стоимость которых превышает определенную сумму. Для тендеров с более низкой стоимостью применяются национальные правила. Тем не менее, эти национальные правила также должны соответствовать общим принципам законодательства ЕС.
Механизм осуществления государственных закупок в США базируется на своде законодательных и подзаконных актов, именуемых «Правила закупок для федеральных нужд» (FAR). Следует отметить, что в Объединенной Европе все большую роль начинают играть интеграционные требования Европейского Союза, который за последние 10 лет принял несколько десятков различных директив по вопросам закупочной деятельности. В рамках проходящей унификации правил осуществления закупок все большее внимание уделяется единым стандартам. Большинство стран Европы постепенно корректируют свое законодательство на базе директив ЕС.
Стратегия Европейской комиссии в области государственных закупок сосредоточена на шести стратегических приоритетах политики, которые были изложены в сообщении 2017 года «Обеспечение эффективности государственных закупок в Европе и для Европы». Он направлен на улучшение практики государственных закупок в ЕС путем сотрудничества с государственными органами и другими заинтересованными сторонами.
Ежегодно более 250 000 государственных органов в ЕС тратят около 14% ВВП (около 2 триллионов евро в год) на закупку услуг, работ и материалов.
Во многих секторах, таких как энергетика, транспорт, управление отходами, социальная защита и предоставление услуг здравоохранения или образования, государственные органы являются основными покупателями.
Государственный сектор может использовать закупки для увеличения рабочих мест, роста и инвестиций, а также для создания более инновационной, ресурсо- и энергоэффективной и социально инклюзивной экономики. Высокое качество государственных услуг зависит от современных, хорошо управляемых и эффективных закупок.
Улучшение государственных закупок может дать большую экономию: даже повышение эффективности на 1% может сэкономить 20 миллиардов евро в год.
«Поскольку на государственные закупки приходится значительная часть денег налогоплательщиков, ожидается, что правительства будут выполнять их эффективно и с высокими стандартами поведения, чтобы обеспечить высокое качество предоставления услуг и защитить общественные интересы. Государственные закупки являются важной опорой предоставления услуг для правительства. Из-за огромного объема расходов, которые они представляют, хорошо управляемые государственные закупки могут и должны играть важную роль в повышении эффективности государственного сектора и укреплении доверия граждан» [3, с. 183]. Хорошо продуманные системы государственных закупок также способствуют достижению таких неотложных политических целей, как охрана окружающей среды, инновации, создание рабочих мест и развитие малых и средних предприятий.
Соединенные Штаты (1,7 триллиона долларов США) и Европейский Союз (1,6 триллиона долларов США) имеют крупнейшие рынки государственных закупок среди стран, охваченных Соглашением Всемирной торговой организации (ВТО) о государственных закупках (GPA), существующей в США свободной торговлей. соглашения (FTA), переговоры о Транстихоокеанском партнерстве (TPP) или переговоры о трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (T-TIP).
«Государственные закупки составляют значительный рынок для международной торговли. Однако, по словам официальных лиц из Офиса торгового представителя США, рынки закупок часто закрыты для иностранной конкуренции. Соединенные Штаты сыграли роль в разработке торговых соглашений, которые частично открывают рынки государственных закупок» [4].
Первым крупным соглашением о государственных закупках было Соглашение о государственных закупках (СПЗ) 1979 года, которое вступило в силу в 1981 году. В ходе переговоров Уругвайского раунда, которые привели к созданию Всемирной торговой организации (ВТО), оно было пересмотрено и расширено в десять раз. ГПД вступил в силу в 1996 году. В 2012 году Стороны ГПД приняли новую редакцию ГПД. Пересмотренное Соглашение вступило в силу 6 апреля 2014 года.
«Соединенные Штаты включают обязательства по государственным закупкам в свои соглашения о свободной торговле (ССТ) с целью гарантировать, что товары, услуги и поставщики США получат справедливые и недискриминационные возможности для участия в государственных закупках торговых партнеров США» [4].
Правовые нормы ЕС в сфере правительственных закупок основаны на принципе прозрачности (так, в официальном бюллетене публикуется информация о проведении тендеров на контракты по правительственным закупкам), на объективности распределения контрактов, на обязанности властей объявлять четкие критерии выбора победителя тендеров. Рекомендация ОЭСР по государственным закупкам - это всеобъемлющий руководящий принцип ОЭСР, который способствует стратегическому и целостному использованию государственных закупок. Это эталон для модернизации систем закупок, который может применяться на всех уровнях правительства и государственных предприятий. Он охватывает весь цикл закупок при интеграции государственных закупок с другими элементами стратегического управления, такими как составление бюджета, финансовое управление и дополнительные формы предоставления услуг.
Настоящая Рекомендация 2015 г. основывается на основополагающих принципах Рекомендации ОЭСР 2008 г. о повышении добросовестности в государственных закупках, расширяя их, чтобы отразить критически важную роль, которую управление государственными закупками должно играть в достижении эффективности и достижении целей государственной политики. Помогая правительствам лучше достигать своих политических целей, хорошо управляемые государственные закупки напрямую способствуют укреплению общественного доверия, повышению благосостояния и более процветающему и инклюзивному обществу.
Государственные закупки в ЕС - это тендерный процесс, в котором участвуют закупающий орган и поставщик товаров, работ или услуг.
В ЕС заказчик может включать
- учреждение ЕС, такое как Комиссия ЕС;
- органы 28 стран-членов ЕС;
- региональные или местные органы власти и органы публичного права.
Государственные закупки согласованы на всей территории ЕС. 28 государств-членов должны следовать общим правилам и процедурам для покупки товаров, работ и услуг сверх определенного порога. Эти правила и процедуры основаны на принципах равного обращения, прозрачности и конкуренции, а также на других положениях и принципах Договора ЕС, чтобы гарантировать всем участникам торгов равный доступ к контрактам.
«Государственные закупки регулируются общими основными свободами, закрепленными в Договоре о функционировании Европейского Союза с поправками, внесенными Лиссабонским договором; то есть свободное передвижение товаров, свобода предоставления услуг и свобода создания на территории двадцати семи государств-членов ЕС» [3, с. 105]. На практике государства-члены ЕС в рамках единого рынка не могут дискриминировать при заключении государственных контрактов с фирмами из других членов ЕС; они обязаны рассматривать контракты на основе принципов равного обращения, недискриминации, взаимного признания, соразмерности и прозрачности. Государственные закупки регулируются рядом Директив, которые требуют дальнейшего выполнения государствами-членами. В 2004 году после длительных дебатов
В рамках ЕС трансграничные закупки происходят двумя способами; Прямые трансграничные закупки и косвенные трансграничные закупки. Прямые трансграничные закупки происходят, когда фирмы, которые работают на своем внутреннем рынке, подают заявки и выигрывают контракты на приглашения к участию в торгах, инициированных в другом члене ЕС; в то время как непрямые трансграничные закупки имеют место, когда фирмы предлагают контракты через дочерние компании.
Правовой режим ЕС в отношении государственных закупок также применяется к сторонам, подписавшим Соглашение ВТО о государственных закупках. Для целей присуждения контрактов государства-члены должны применять «в своих отношениях такие же благоприятные условия, как те, которые они предоставляют экономическим операторам (термин включает подрядчиков, поставщиков и поставщиков услуг) третьих стран при реализации Соглашение о государственных закупках (AGP)». В соответствии с AGP, члены ЕС также должны гарантировать, что их организации не будут относиться к местному поставщику менее благосклонно, чем к другому местному поставщику, исходя из степени иностранной аффилированности или владения; кроме того, члены ЕС должны также гарантировать, что их организации не дискриминируют местных поставщиков по признаку страны производства товаров и предоставляемых услуг, если страна производства является стороной AG.