Порядок и пределы представления результатов оперативно-розыскной деятельности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(128)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(128)
Порядок и пределы представления результатов оперативно-розыскной деятельности
Доказательства, полученные в процессе реализации оперативно-розыскной деятельности, владеют отличительной правовой природой, сущность которой определена особыми чертами данного вида деятельности правоохранительных органов.
Четкое определение понятия «результаты оперативно-розыскной деятельности» (далее – результаты ОРД) определено в п. 36.1 ст. 5 УПК РФ. Итак, результатами ОРД называются данные, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) устанавливает, что представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд производится на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (далее — ОРД), в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами (ч. 4 ст. 11). [1, ст.11]
В настоящее время порядок представления результатов ОРД регламентируется межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд (далее – Инструкция).[2] Исследование положений данной инструкции, указывает об увеличении использования результатов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, в уголовном судопроизводстве.
Инструкция содержит следующие виды представления результатов:
результаты ОРД, являющиеся поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляются в двух видах: как рапорт об обнаружении признаков преступления, или как сообщение о результатах оперативно-розыскной деятельности.
в значении обязательного документа, Инструкция предусматривает определенное постановление руководителя органа (подразделения), который осуществляет ОРД. Постановление о представлении результатов ОРД направляется органу дознания или следователю, так как непосредственно они считаются субъектами возбуждения уголовного дела.
Такое постановление подготавливается и подписывается надлежащим руководителем органа подразделения в двух экземплярах. Один экземпляр направляется в соответствующий орган правоохранительной деятельности, другой приобщается к материалам дела.
В соответствии с Инструкцией, процедура передачи результатов ОРД уполномоченному должностному лицу (органу) (будь то передача нарочным или же отправка по почте) определяется органом, осуществляющим ОРД, с учетом требований нормативных правовых актов, обеспечивающих организацию делопроизводства.
Основываясь от требования нормы ФЗ об ОРД, которая содержит правила соблюдения конспирации, при осуществлении ОРД, предоставление информации, законодатель ограничивает условиями конспирации и неразглашения государственной тайны. Данное свидетельствует, что органу дознания, следователю, прокурору или суду может быть предоставлена исключительно конкретная информация, а не оперативные документы, и в такой форме, и с таким содержанием, из которого непонятен источник и способ получения этой информации.
Так же, в приоритете имеются требования конспирации и безопасность участников оперативно-розыскных мероприятий.
в Инструкции отмечаются случаи, когда результаты ОРД не представляются, если:
– невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) ОРД в связи с представлением и использованием результатов в уголовном судопроизводстве;
– их использование в уголовном судопроизводстве создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, а также об организации и тактике проведения ОРМ, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном ФЗ об ОРД).
Так же Инструкция указывает, что при подготовке и оформлении, с целью передачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД необходимо соблюдать защитные меры, направленные на сохранность и целостность материалов, при пересылке их по конкретному адресу. То есть, такие моменты, как защита от размагничивания, обесцвечивания, от деформации. С предоставляемыми материалами, направляется информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия документов и предметов, в ходе осуществления ОРД, получения видео/аудиозаписей, фотоматериалов, слепков, и при этом, приводится описание индивидуальных признаков таких предметов и документов.
Фонограммы для осмотра и прослушивания передаются в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты, время начала и окончания записи переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.
Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором ОРМ.[3, с.116]
Подлинные и оригинальные материалы, в данном случае хранятся в оперативном подразделении до окончания судебного разбирательства и вступления приговора в правовую силу.
Рассматривая уголовно-процессуальный порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности, необходимо отметить, что согласно Инструкции результаты ОРД могут представляться по инициативе оперативно-розыскного отдела, либо при выполнении отдельных поручений органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
Основываясь на деятельности дознавателя, следователя, прокурора и суда сбор доказательств реализуется в процессе уголовного судопроизводства путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ. К примеру, если следователь, дознаватель делает поручение в письменном виде, то и ответ на него, должен быть дан в письменном виде, к которому так же могут быть приложены соответствующие оперативно-служебные документы и материалы.
По смыслу нормы ФЗ об ОРД (ст. 12) дознавателю, следователю, прокурору или в суд представляются только те результаты ОРД, которые могут быть положены в основу принимаемых процессуальных решений и подготавливаемых или проводимых следственных, судебных и иных процессуальных действий. Представляются только определенные оперативно-служебные документы, которые после рассмотрения их значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу. Данные документы или материалы, могут быть приложением к сопроводительному письму, направленному дознавателю, следователю, прокурору или суду, либо к рапорту об обнаружении признаков преступления.[4, с.58]
Результаты ОРД могут иметь не только письменную (официальную) форму их представления. Соответственно, следователь имеет право на содействие органов дознания при производстве отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38 УПК РФ). Такое содействие может выражаться и в форме ознакомления следователя с полученной информацией. В ситуации, когда виновное в совершении преступления лицо не обнаружено, оперативные подразделения, принимающие соответствующие розыскные и оперативно-розыскные меры, обязаны лишь уведомлять следователя об их результатах (ст. 157 УПК РФ).