Статья:

Повышение правовой грамотности несовершеннолетних и родителей – приоритетное направление в профилактике преступности в среде несовершеннолетних

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(95)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шармай Е.В., Плахтий Е.В. Повышение правовой грамотности несовершеннолетних и родителей – приоритетное направление в профилактике преступности в среде несовершеннолетних // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 2(95). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/95/65055 (дата обращения: 16.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Повышение правовой грамотности несовершеннолетних и родителей – приоритетное направление в профилактике преступности в среде несовершеннолетних

Шармай Елена Валерьевна
магистрант Уральского института управления-филиал ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Екатеринбург
Плахтий Елена Владимировна
канд. юрид. наук, доцент ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Екатеринбург

 

Подростковая (детская) преступность это проблема далеко  ни сегодняшнего дня. Ещё в дореволюционной России многие исследователи (среди них: М.Н. Гернет (изучал причины детской преступности), Е.Н. Тарновский (исследовал статистику детской преступности, его работа «Итоги русской уголовной статистики за 20 лет»)) обозначили детскую преступность как проблему, которая имеет корни в причинах нравственного падения малолетних преступников.

Учёные исследователи в данной области обращали внимание на особенности воспитания малолетних преступников, их жилищные условия, занятия. Они ставили в приоритет вопрос о взаимосвязи между условиями жизни детей, совершивших преступления и совершением самого преступления. Позднее, в шестидесятых, семидесятых годах двадцатого века педагогами и психологами (среди них: М.А.Алексин (разработал систему профилактики правонарушений), В.А.Сухомлинский (создал педагогическую систему, один из разделов которой посвящён профилактической работе с «трудными подростками») были сделаны выводы о том, что отклонения в поведении несовершеннолетних возникают уже в самом раннем детстве. Была установлена связь этих отклонений с последующими преступлениями. Таким образом, подростковая преступность и её негативные последствия – это проблема, которая как в прошлые столетия, так и в двадцать первом веке имеет множество не разрешённых вопросов.

Совершение преступлений детьми и в отношении детей - это недопустимое явление для любого общества, а в настоящее время может расцениваться как угроза национальной безопасности государства.

По информации Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Свердловской области «О состоянии преступности среди несовершеннолетних и в отношении их на территории Свердловской области по итогам 9 месяцев 2019 года», за период трёх последних лет (2016-2018) на территории Свердловской области наблюдается снижение уровня подростковой преступности, что соответствует общей тенденции по России. По итогам 9 месяцев 2019 года количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизилось на 11,7% (с 1567 до 1384), удельный вес сократился с 6,2% до 5,5% (-11,3%). По России снижение преступности составило 5,5%, удельный вес – 3,6%, по Уральскому Федеральному округу снижение – 12,8%, удельный вес – 4,7%. Число несовершеннолетних участников преступных деяний снизилось на 10% (с 1624 до 1462), общероссийский показатель снизился на 7%, по Уральскому Федеральному округу – на 8,9%. В течение 9 месяцев 2019 сотрудниками органов внутренних дел проводилась профилактическая работа с 8697 несовершеннолетними правонарушителями, из которых только судимых – 595.

По итогам 9 месяцев 2019 на 3,9% (с 2490 до 2392) снизилось количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.

В структуре преступности против детей на первом  месте находятся преступления против семьи и несовершеннолетних – 1122, их доля составила 46,9% (из них подавляющее большинство 1015 (90,5%) – по ст. 157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты алиментов), на втором месте – преступления против половой свободы и половой неприкосновенности – 628 (26,3%), на третьем – против жизни и здоровья – 257 (10,7%), на четвертом – против собственности – 196 (8,2%), против безопасности дорожного движения (ст. 264 УК) – 31 (1,3%), иные – 158 (6,6%). Возбуждено 14 уголовных дел по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ (+40%; 10). В отношении детей совершено 5 оконченных убийства. [10] Таким образом, несмотря на статистические сведения, указывающие на снижение преступности в среде несовершеннолетних, динамика продолжает носить нестабильный характер. И вместе с этим, очевиден тот факт, что профилактика правонарушений, преступлений в среде несовершеннолетних продолжает оставаться одним из основных направлений государственной политики Российской Федерации.

В Российской Федерации вопросу защиты прав несовершеннолетних уделено особенное внимание. В том числе, 24.06.1999 был принят Федеральный закон №120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который в соответствии с Конституцией РФ и общепринятыми нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Согласно закону, обязанность по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних возложена на органы и учреждения системы профилактик безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На основании закона, в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ; органы и учреждения: управления социальной политики, управления образования, опеки и попечительства, по делам молодёжи,  управления здравоохранения, службы занятости, а также, органы внутренних дел, уголовно исполнительные инспекции [11] Таким образом, все вышеперечисленные органы и учреждения, входящие в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее субъекты системы профилактики) на основании вышеуказанного закона проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, семьями, нуждающимися в помощи государства. И от того, насколько грамотно построена работа субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений, насколько своевременно ими выявлены причины и условия, способствующие безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних – зависит результат индивидуальной профилактической работы, будущее несовершеннолетних и их семей. 

Профилактика правонарушений несовершеннолетних – это комплекс мер, которые объединяют и профилактическую работу педагогических организаций,  правоохранительных и иных специализированных органов, деятельность которых направлена на защиту прав детей и семьи,  а также  совокупность мер по организации педагогической, социальной  помощи несовершеннолетним и их родителям, а также  и различные методы профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе персонифицированные (при которых в обязательном порядке учитывается: психическое и физическое здоровье несовершеннолетнего; его возраст, уровень физиологического развитие, психологические особенности, эмоционально-волевая сфера, социум несовершеннолетнего).

Воспитание правопослушного поведения детей, являющееся одним из средств профилактики подростковой преступности, опирается не только на правовое просвещение и образование, на социальное усвоение и понимание подростками правовых норм, но и на умения и навыки послушания, правилосообразного поведения, формирование которого начинается в раннем детстве. Отсюда следует, что  можно и нужно говорить о том, что именно ранняя профилактика проступков и правонарушений несовершеннолетних должна начинаться с воспитания и развития личностных качеств, которые в будущем могут послужить препятствием для отрицательных проявлений личности, предупредить возникновение отклонений не только в учебной деятельности, но и в поведении подрастающего поколения[1].

В последнее время (двухтысячные годы) всё чаще прослеживается тенденция ненадлежащего исполнения родителями (лицами из заменяющими) своих родительских обязанностей. В том числе по воспитанию и защите прав своих детей. Нередко родители перекладывают свои родительские обязанности по воспитанию своих детей на образовательные организации (школы, детские сады). Очевидно, что именно из семьи ребёнок берёт образец поведения, который будет использовать в самостоятельной жизни. К сожалению, родители не всегда закладывают в детях моральные принципы, формируют правовую культуру. И порой это происходит не только из-за отсутствия у родителей времени и желания. А  из-за отсутствия у самих родителей необходимых, порой базовых знаний морали, права, отсутствия правовой грамотности. В современном обществе посредством информатизации, современных технологий родители, как и их дети, имеют доступ к информации во многих сферах жизнедеятельности человека, в том числе  в правовых, психологических, педагогических аспектах. К сожалению, такого рода информированность чаще всего является причиной некорректного поведения в детско-родительских отношениях, в социуме. Родители не имеют необходимых знаний, и не всегда стремятся их самостоятельно получать, что приводит порой к непоправимым последствиям для безопасного проживания несовершеннолетних, необратимых последствий для семей.

Для того чтобы привить ребёнку правовую грамотность, позитивное правосознание и законопослушное поведение необходимо влияние множества факторов. Основополагающим фактором является, конечно же,  семья, а именно её моральный климат, постулаты родительского воспитания и пример законопослушного поведения самих родителей. Немаловажным фактором является и качественное воспитание и обучение детей в образовательных учреждениях, а также развитие и закрепление у детей в образовательных учреждениях основ правосознания. Также, для формирования, повышения правой грамотности у подрастающего поколения необходимы и средства визуализации -  размещение качественных, грамотных информационных материалов (памятки, брошюры, листовки и др.), размещение информации на сайтах образовательных и иных учреждений, в средствах массовой информации. Немаловажным фактором является доступность и ясность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению, справедливость и доступность правосудия, эффективность деятельности судов и органов, которые исполняют судебные решения, строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики.  Такие факторы, как доступность, понятность, эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных слоёв населения (социальных групп); проведение качественного и систематического контроля над состоянием законодательства РФ для выявления пробелов, инкорпорации и кодификации законов, а также организация контроля за правоприменением играют серьезную роль в становлении законопослушного гражданина. А такие факторы, как эффективная, профессиональная и законная деятельность правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений, нарушений закона, обеспечение неотвратимости соразмерного и справедливого наказания за нарушение закона; доступность квалифицированной юридической помощи, неукоснительное соблюдение адвокатами, нотариусами, юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики – несомненно, влияет на необходимость законопослушного поведения граждан. И ещё один немаловажный фактор – это активная деятельность средств массовой информации, издательств, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца, и  ограничение распространения произведений,  пропагандирующих неуважительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, пропагандирующих криминальное поведение [4, с. 117]. Таким образом, проблема правовой безграмотности не только взрослых, но и несовершеннолетних в настоящее время актуальна! Несовершеннолетним необходимо знать, что существуют законы, правовые нормы и нарушение этих норм неизбежно ведет к юридической ответственности. Задача субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних помочь несовершеннолетним и родителям в повышении правовой грамотности, основанной на уважении к закону, на знании прав человека.

Сегодня профилактика правонарушений несовершеннолетних – это комплекс мер, которые объединяют и профилактическую работу педагогических организаций, правоохранительных и иных специализированных органов, деятельность которых направлена на защиту прав детей и семьи, а также  совокупность мер по организации педагогической, социальной  помощи несовершеннолетним и их родителям, а также  и различные методы профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе персонифицированные (при которых в обязательном порядке учитывается: психическое и физическое здоровье несовершеннолетнего; его возраст и уровень физиологического развития;  психологические особенности, эмоционально-волевая сфера, социум несовершеннолетнего). Для достижения позитивного результата профилактическую работу с несовершеннолетними, имеющими проблемы с законом  необходимо проводить во взаимодействии с их родителями (законными представителями). Мероприятия могут быть как индивидуальные, так и групповые, с обязательным привлечением психологов, социальных педагогов, юристов. Целесообразно использовать следующие формы повышения правовой грамотности и правовой культуры несовершеннолетних и их родителей: - Организация работы Клубов для родителей, клубов для несовершеннолетних, которые могут быть организованы и на базе досуговых учреждений для молодежи, и социальных учреждений,  и образовательных учреждений.  На заседаниях клубов должны обсуждаться с привлечением специалистов системы профилактики, юристов, психологов  проблемные вопросы воспитания детей, актуальные проблемы действительности, особенности межличностных отношений, проводиться тренинговые занятия,  обсуждаться публикации СМИ, просмотренные фильмы и другое; - Организация и проведение образовательных занятий для подростков и родителей (своеобразный ликбез по повышению уровня юридической грамотности); - Заседания «круглых столов», бесед, собраний  в образовательных, социальных учреждениях в ходе областных, городских профилактических мероприятий, акций: «Подросток», «Комендантский патруль», «Где торгуют смертью», «Единый день профилактики», и других; - Проведение городских, школьных правовых игр, конкурсов, викторин (в том числе конкурсов видеороликов, фотоконкурсов), направленных на повышение правовой грамотности и развития совместного творчества несовершеннолетних и их родителей.  [7, с. 139].

Бесспорно, дети являются психологически более уязвимыми и более восприимчивыми. Поэтому при проведении работы, направленной на снижение детской преступности, фактов семейного неблагополучия необходима выработка чётких, исчерпывающих мер по своевременному, комплексному предупреждению различных отклонений поведений несовершеннолетних (в приоритете должна быть организована  ранняя профилактика).

Безусловно, профилактические мероприятия не должны быть разовыми, и должны носить законный, гуманный, системный и целенаправленный характер.

Главное, чтобы в результате проведённых мероприятий  родители и несовершеннолетние не озлобились, а стали доверять друг другу, чтобы между ними наладились детско-родительские отношения,  повысилась компетентность родителей в вопросах  правовой грамотности, правосознания, а также и в вопросах воспитания детей.  Чтобы несовершеннолетние научились делать правильный выбор, вести себя в соответствии с законом,  уважать взрослых. [5, с. 14].

Итак, на привитие правовой грамотности, позитивного типа правосознания и поведения действительно оказывают влияние множество факторов, среди которых одним из главных можно выделить: характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей.

Несовершеннолетним необходимо знать, что существуют законы, правовые нормы и нарушение этих норм неизбежно ведет к юридической ответственности.

Родителям необходимо помнить, что судьба их детей зависит и от того, какой пример законопослушного поведения подают они сегодня своим детям.  Задача субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних состоит в том, чтобы своевременно, компетентно оказать необходимую поддержку и помощь (в рамках законодательства РФ) несовершеннолетним и их родителям, в том числе и в вопросах формирования и повышении правовой грамотности, основанной на настоящем  уважении к закону, на грамотном знании прав человека.

Таким образом, в настоящее время одним из эффективных методов ранней профилактики правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних является формирование законопослушного поведения, правовой этики и повышения правовой грамотности не только у несовершеннолетних, но и у родителей.

Поэтому, сегодня меры по ранней профилактике преступности в среде несовершеннолетних должны быть также направлены и на организацию так называемого всеобуча для родителей (лиц их заменяющих) и на сопровождение семейного воспитания.

 

Список литературы: 
1. Гилинский Я. И. Преступность несовершеннолетних в России
//Альманах «Неволя». Приложение к журналу «Индекс»/ Досье на цензуру – 2005 №3
2. Завьялова, М.С. Из опыта работы по формированию правовой культуры учащихся / М.С. Завьялова // Современные технологии образования : сб. науч. тр. 5-й межрегион. заоч. науч.-практ. конф. – Красноярск : КГУ, 2006. 
3. Кашанина, Т.В. Методическое пособие по курсу «Основы права» (Базовый уровень образования) / Т.В. Кашанина. – М. : Вита – Пресс, 2005. 
4. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства : учебник для вузов / В.В. Лазарев. – М. : Просвещение, 2010. 
5. Панкова, Т.О. О становлении нравственных гражданских позиций школьников / Т.О. Панкова // Социологические исследования. – 2002. – № 4. – С. 12 – 18.
6. Пимонов, В.А. О некоторых аспектах профилактики девиантного поведения / В.А. Пимонов // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 2. – С. 19 – 24.
7. Шкатулла, В.И. Правоведение : учебник / В.И. Шкатулла. – М. : Академия, 2005.
8. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1662
9. © Vuzlit - архив студенческих работ (info{aт}vuzlit.ru) © 2017 - 2019 
10. [Электронный ресурс].URL:http://kdnzp.midural.ru/files/1_informacija_gu_mvd_rossii_po_so_o_sostojani.pdf, 09.01.2020
11. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 26. Ст. 3177; 2013. N 52 (ч. 1). Ст. 7000.

[1] [Электронный ресурс].URL  Гуров Д.В. История организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних// https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1662