ВОПРОС ВЗЫСКИВАНИЯ ЛЬГОТ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ, ЕСЛИ ЛИЦО НЕ ИМЕЛО ПРАВА ПОЛУЧАТЬ ДАННЫЕ СРЕДСТВА
Конференция: CCXCIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCXCIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ВОПРОС ВЗЫСКИВАНИЯ ЛЬГОТ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ, ЕСЛИ ЛИЦО НЕ ИМЕЛО ПРАВА ПОЛУЧАТЬ ДАННЫЕ СРЕДСТВА
В России система социальной защиты включает в себя выплаты пособий по безработице, которые предназначены для поддержки граждан в соответствии с федеральным законом от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации". Пособие по безработице назначается лицам, признанным в установленном законодательством порядке безработными. Однако случаи неправомерного получения таких пособий имеют место быть. Согласно ст. 1064 ГК РФ, это приводит к необходимости взыскания средств, полученных лицом в качестве пособия, и прекращению выплаты пособия, согласно ч.1, ст. 49 и п.4, ч.1, ст. 25 федерального закона от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации". Если органы государственной власти или службы занятости обнаруживают факт неправомерного получения пособия, процесс взыскания может содержать в себе несколько вариантов развития событий, порождая разные коллизии права, вызванные недобросовестным поведением субъектов. По первому варианту лицо, которое получило пособие, на основании ст. 1102 ГК РФ, добровольно и в полном объеме возвращает в федеральный бюджет полученные им денежные средства. Данному варианту способствует установленная законом юридическая ответственность, включая гражданскую, административную и уголовную, а именно:
- Ст. 395 ГК РФ предусматривает ответственность за неисполнение денежного обязательства: «в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.»;
- В соответствии со ст. 7.27. КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за мелкое хищение чужого имущества, путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты. А также в рассматриваемых деяниях лица, получившего пособие, можно рассмотреть состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7. КоАП РФ – непредставление сведений (информации).
- Уголовный закон также предусматривает составы преступления по сложившееся ситуации, характеризующиеся более высокой степенью общественной опасности, например, ст. 159 УК РФ – мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
- Иные составы правонарушений и преступлений.
Но что будет происходить, если лицо, получившее пособие, добровольно не вернет денежные средства? Тогда органы государственной власти или службы занятости должны обратиться в суд для принуждения выплаты полученного пособия данным лицом в ходе исполнительного производства. Здесь мы сталкиваемся с непреодолимой трудностью, ведь п. 20, ч. 1, ст. 101 федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает, что взыскание не может быть обращено на денежные выплаты, осуществляемые малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, чем и является пособие по безработице в своей правовой природе. Исходя из этого, на пособие по безработице не может быть обращено взыскание в судебном порядке, ведь инструмент властного воздействия у судебных приставов в данной ситуации отсутствует, вызывая тем самым коллизию права, когда, с одной стороны, необходимо взыскать незаконно полученные денежные средства, а с другой – ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" прямо это запрещает. Обращаясь к практике судов общей юрисдикции о взыскании пособий по безработице, которые были получены лицами незаконно, мы видим, что судебные приставы все-таки исполняют постановления судов, ведь в противном случае ставился бы под сомнение конституционный принцип исполняемости судебного решения о взыскании денежных средств с должников - граждан, которые не имеют иного дохода, кроме пособия по безработице. Мы считаем, что данный подход при сложившееся правовой коллизии является справедливым и обоснованным, ведь, хоть такие пособия и являются по своей природе являются социальными выплатами, но они были получены незаконно, а точнее в ходе действий заинтересованного лица с корыстной целью, направленных на получение денежных средств. В итоге, взыскание льгот по безработице в России — важный механизм поддержания социальной справедливости и защиты государственных ресурсов. Неправомерное получение пособий нарушает закон и создает дополнительные сложности для системы социальной защиты. Гражданам важно осознавать последствия своих действий и соблюдать требования законодательства.
