Статья:

Каковы особенности развития активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(128)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кокорина А.О. Каковы особенности развития активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи? // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 35(128). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/128/79382 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Каковы особенности развития активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Кокорина Анастасия Олеговна
магистрант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Вятский государственный университет, РФ, г. Киров
Башмакова Светлана Борисовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Вятский государственный университет, РФ, г. Киров

 

Аннотация. В статье анализируются результаты исследования активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. В ходе исследования были выявлены специфические особенности активного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня, такие как бедность словарного запаса, замена смысловых понятий, медленное формирование перевода категорий слов из пассивного словаря в активный, были описаны результаты и представлены примеры типичных ошибок, характерных для данной группы детей.

 

Ключевые слова: активный словарь, общее недоразвитие речи, глагольный словарь, словарь прилагательных, словарь существительных.

 

На сегодняшний день наблюдается увеличение количества детей с речевыми нарушениями, в том числе и с общим недоразвитием речи, в связи с этим актуальность исследования обусловлена тем, что при общем недоразвитии речи у детей с сохранным слухом и первично сохранном интеллекте наблюдается нарушение формирования всех сторон речевой системы [1]. В особенности в развитии активного словаря, а именно у детей наблюдается неточное употребление многих лексических значений, скудный запас слов, трудности в активизации из пассивного словаря в активный. Данная особенность речевого развития детей отражается на формировании его психической деятельности и коммуникации среди сверстников, имеющих нормальное психическое развитие [4].

На основе методики проведения обследования речи ребенка с общим недоразвитием речи Натали Валентиновны Нищевой [2][3] был составлен комплекс заданий на изучение активного словаря (лексического строя речи), который включает в себя:

Раздел первый – изучение состояния активного словаря имен существительных:

Задание 1 – назвать 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам (мебель, овощи, фрукты, птицы, ягоды, насекомые, животные, транспорт).

Задание 2 – назвать части тела и части предметов.

Задание 3 – назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.

Раздел второй – изучение состояния активного глагольного словаря:

Задание – ответить на вопросы логопеда, как передвигаются предъявленные животные, как они подают голос, что делает человек представленной профессии (назвать действие).

Раздел третий – изучение состояния активного словаря имен прилагательных:

1 задание – назвать предъявленные цвета.

2 задание – назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки) [3].

В ходе экспериментального исследования были выявлены специфические особенности активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, которые показывают полученные результаты эксперимента.

Исследование активного словаря имен существительных показало следующие результаты:

1) результаты изучения называния имен существительных по предложенным темам (мебель/ягоды, овощи/насекомые, фрукты/животные, птицы/транспорт).

При изучении группы 12,5% детей назвали по необходимому количеству имен существительных по предложенным темам. Все дети охотно вступали в контакт, были заинтересованы в выполнении задания, отвечали на поставленные вопросы самостоятельно и легко. 12,5% детей находятся на уровне выше среднего, возникали затруднения при назывании имен существительных по темам птицы (в активном словаре только голубь, воробей, синица), насекомые (в активном словаре жук, божья коровка, гусеница). Только 43,75% детей имеют средний уровень выполнения заданий, возникали трудности с подбором необходимых имен существительных, соответствующих темам, а также заменяли понимание одной темы на другую (овощи/фрукты). Уровень ниже среднего имеют 31,25% детей – были даны ответы только на 2 предоставленные темы с небольшим количеством имен существительных, что также отражает сниженный активный словарь (в основном это словарь овощей – огурец, помидор / фрукты – апельсин, яблоко). На низком уровне оказалось 12,5% детей, возникли большие затруднения в подборе имен существительных, дети заменяли одни существительные другими, не относящихся к предложенным темам.

2) Результаты изучения называния частей тела и частей предметов.

Из результатов исследования можно сказать, что 12,5% детей имеют высокий уровень развития активного словаря, ими были названы правильно все части тела и предметов, отвечали самостоятельно без помощи логопеда, охотно вступали в контакт. Уровень выше среднего имеют 25% детей – возникли небольшие затруднения в определении некоторых частей тела (ладонь, локоть) и частей предметов (рукав, фары), после наводящих вопросов логопеда дети правильно отвечали. На среднем уровне оказалось 25% детей, большинство частей тела и предметов дети не знают, даже после вспомогательных вопросов логопеда дети не смогли дать правильных ответов. По 25% детей обеих групп имеют уровень ниже среднего – в активном словаре дети имеют лишь «стандартные» слова – нос, рот, живот, руль. На низком уровне находится 12,5% детей, многие не знают названия основных частей тела и предметов, при ответах называли слова, которые носили угадывающий характер, что показывает низкий уровень развития активного словаря по данному заданию.

3) Результаты изучения умения обобщать предметы.

В ходе обследования было выявлено, что высокий уровень развития активного словаря имеют 18,75% – детьми были правильно обобщены все предметы (мебель/ягоды, овощи/насекомые, фрукты/животные, птицы/транспорт), самостоятельно и быстро отвечали на вопросы, помощь логопеда не требовалась. Уровень выше среднего имеют 18,75% детей – возникли затруднения при подборе обобщающего слова, но с помощью наводящих вопросов дети самостоятельно отвечали (транспорт). У 25% детей отмечается средний уровень – некоторые обобщающие слова были подобраны не верно, подменяли группы понятий (фрукты/овощи). Уровень ниже среднего имеют 25% детей – знают не все обобщения, даже после подсказки логопеда, дети не смогли подобрать обобщающего слова (ягоды, мебель). На низком уровне оказалось 12,5% детей – не смогли подобрать обобщающего слова ко многим предметам, некоторые пытались их угадать, что говорит о несформированности достаточного уровня активного словаря по данному заданию.

Исследование активного глагольного словаря показало следующие результаты:

Результаты изучения умения отвечать на вопрос логопеда глаголом.

В ходе исследования было выявлено, что 12,5% детей имеют высокий уровень развития глагольного словаря – дети правильно ответили на все вопросы, верно подбирая самостоятельно глаголы (Как передвигаются птицы? – Летают; Как подает голос корова? – Мычит). Уровень выше среднего имеют 18,75% детей – возникали затруднения при ответе, но с помощью вопросов логопеда дети подбирали верный глагол. У 18,75% детей отмечается средний уровень развития умения отвечать одним глаголом на вопросы – дети не знают многих глаголов, обозначающих действия объектов (как передвигаются животные, как они подают голос, кто какое совершает действие – учитель, швея и т.п.). Уровень ниже среднего имеют 25% детей – у детей имеются большие затруднения в подборе глаголов, даже наводящие вопросы логопеда не помогли детям верно ответить на вопросы (Не знают, как передвигается змея, человек, как подают голоса петух, корова). У 25% детей отмечается низкий уровень развития глагольного словаря – дети не могут подобрать глагол к действиям (все животные «передвигаются», глагола, обозначающего действие нет), так как в их активном словаре нет достаточного уровня развития глаголов.

Исследование активного словаря имен прилагательных показало следующие результаты:

1) результаты изучения умения называть цвета (прилагательные).

Исследование показало, что 25% детей имеют высокий уровень развития активного словаря имен прилагательных – дети самостоятельно и без ошибок называли все прилагательные, охотно рассматривали каждый цвет. У 31,25% детей отмечается уровень выше среднего – дети правильно называли прилагательные, ошибаясь лишь в некоторых цветах (заменяют понимание некоторых слов – синий и голубой, розовый и фиолетовый). Средний уровень имеют 18,75% детей – в активном словаре нет некоторых прилагательных, обозначающих отдельные цвета (серый, оранжевый). У 18,75% детей отмечается уровень ниже среднего – в активном словаре у детей имеются лишь прилагательные распространенных цветов – красный, синий, зеленый, при наводящих вопросах логопеда, дети не смогли вспомнить остальные прилагательные, обозначающие цвет. У 6,25% отмечается низкий уровень – в активном словаре наблюдается очень низкий запас имен прилагательных, обозначающих цвет, также некоторые дети просто не захотели отвечать, обосновав тем, что они ничего не знают и не хотят смотреть на эти картинки.

2) результаты изучения умения называть формы предметов.

При исследовании было выявлено, что у 18,75% детей отмечается высокий уровень развития активного словаря имен прилагательных – дети самостоятельно и верно назвали все прилагательные, правильно определив все формы предметов (круглое солнце, треугольная косынка, овальная слива). Уровень выше среднего имеют 18,75% – дети допустили ошибки в использовании прилагательных (нарушено понимание форм, вследствие этого в активном словаре имеются замены прилагательных – круг заменяют на овал, прямоугольное назвали квадратным). 37,5% детей имеют средний уровень – дети в активном словаре не имеют некоторых прилагательных, в следствии того, что не знают отдельные формы (в основном такие прилагательные – овальный, прямоугольный, треугольный). У 25% детей имеется уровень ниже среднего – в активном словаре отсутствует большинство прилагательных, обозначающих форму предмета (треугольный, овальный, прямоугольный), зачастую дети называли существительные – квадрат, круг, при просьбе логопеда назвать прилагательное и задав наводящие вопросы, дети не смогли верно ответить на вопросы. Низкий уровень развития активного словаря имен прилагательных имеют 12,5% детей – при просьбе назвать форму, дети отказались выполнять задание, сказав, что не знают, что такое формы.

Таким образом, по результатам проведенного эксперимента отмечается бедность активного словарного запаса. В экспрессивной речи детьми мало используются имена существительные, в частности, обобщающие понятия, слова, обозначающие части тела и предметов, особенно сложно дается детям использовать глаголы, обозначающие действия, дети допускают множество ошибок, отвечая на вопросы зачастую именами существительными. Активный словарь имен прилагательных имеет особенность такую как называние стандартных общеупотребительных слов (например, более популярные цвета – красный, синий, белый, черный).

В заключение можно сказать, что для полноценного и правильного развития лексической стороны речи необходимо проводить коррекционно-развивающую работу по обогащению, уточнению и переводу многих категорий слов из пассивного в активный словарь.

 

Список литературы:
1. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 680 с. 
2. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст]. – СПб.: ДETCТВО-ПРЕСС, 2011. – 528 с. 
3. Нищева, Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) [Текст]: Наглядно-методическое пособие. – СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС: 2015. – 16 с. + цветные вкл.
4. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии. ФГОС [Текст]/ Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова – М.: Эксмо, 2015. – 320 с.