Статья:

СЛОВЕСНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Апалеева Р.Р. СЛОВЕСНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 21(288). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/288/150709 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СЛОВЕСНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Апалеева Раиля Рамисовна
студент, ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Нуриева Алеся Радиевна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», РФ, г. Елабуга
Газизова Фарида Самигулловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», РФ, г. Елабуга

 

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая и проявляется во время основного вида деятельности в условиях образования - игре.

По мнению таких ученых, как А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская под экологическим образованием можно понимать: процесс приобщения человека к культурному опыту народов по взаимодействию людей с окружающей средой (социальной, искусственной и урбанизированной, средой, миром природы); как средство инкультурации и социализации личности, формирования и развитие ее индивидуальной экологограмотной культуры, результатом которого является развитие и становление субъекта экологически ориентированной деятельности, приумножающей экологическую культуру цивилизации [4, с. 168]. Уровень сформированности экологической культуры является результатом экологического образования, а его главная функция - подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире. Для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Нравственность предполагает стремление к самосовершенствованию, духовному развитию [2, с. 25-30].

Главной целью экологического образования детей – является формирование экологической культуры детей посредством универсальных учебных действий. Цель экологического образования и воспитания дошкольников находится в соответствии с концепцией экологического образования и решает главную задачу образования в целом. Главная задача образования – максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетических детерминированных способностей. Развивать рациональное, критическое мышление, вооружить людей точными знаниями современной науки, которые позволяют использовать их в условиях изменяющейся природной среды. Для выполнения этой задачи образование должно быть направлено на формирование у человека устойчивого естественнонаучного взгляда природу и общество, на основание своего места и роли в окружающем мире [3, с. 144].

Большинство программ подверглись проверке Министерства образования и заслужили его похвалы. Из них можно отличить парциальные экологические программы: «Наш дом – природа»; «Жизнь вокруг нас»; «Семицветик»; «Природа и художник»; «Юный эколог»; «Паутинка» [1, с. 225]. Абсолютно все программы нацелены на новую концепцию воспитания дошкольников, базой которой стала личностно – ориентированная модель воспитания, персональный подход к интеллектуальных и художественных способностей ребенка. Анализ парциальных программ показал, что все программы содержат вариативные формы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому образованию. В данном случае необходимым условием выступает непрерывное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

Нами был проведен педагогический эксперимент. Для этого мы выделили объект, предмет, гипотеза, цель и задачи исследования.

Объект исследования: процесс формирования экологической грамотности дошкольников.

Предмет исследования: формирование экологической грамотности у дошкольников посредством словесно-дидактических игр.

Гипотеза исследования: формирование экологической грамотности дошкольников будет осуществляться более успешно при использовании словесно-дидактических игр в рамках экологического образования.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем выявить эффективность использования словесно-дидактических игр в процессе экологического образования дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать теоретический материал по вопросу экологического образования дошкольников посредством словесно-дидактических игр.
  2. Подобрать методику и выявить уровень формирования экологической грамотности дошкольников.
  3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования словесно-дидактических игр в процессе формирования экологической грамотности дошкольников в рамках экологического образования.

Эксперимент проводился на базе    МАДОУ «Детский сад №91 «Белекеч», среди детей старшего дошкольного возраста. Объем выборки – 60 человек. Выборка была поделена на две группы: контрольную и экспериментальную, по 30 человек в каждой группе.

В соответствии с целями и задачами проводимого исследования запланированы и осуществлены 3 этапа работы: I этап – констатирующий;

II этап – формирующий; III этап – контрольный.

Нами были выделены критерии оценки экологической грамотности дошкольников:

  1. Представление детей о природе (живой не живой природе)
  2. Отношение детей к природе.
  3. Представления детей о том, как улаживать за растениями и животными.

Рассмотрим полученные результаты исследования.

По данным результатов исследования можно утверждать, большинство детей с низким и средним уровнями развития экологической грамотности по всем критериям. Существенных различий между детьми экспериментальной и контрольной групп не было выявлено.Результаты проведенной первичной диагностики на констатирующем этапе эксперимента показали, что уровень развития экологической грамотности у большинства экспериментальной группы находится на низком уровне, что свидетельствует о необходимости развития представлений о живой и неживой природе, отношения к природным объектам, представлений о том, как ухаживать за растениями и животными.

Второй этап опытно – экспериментальной работы проводился в форме формирующего эксперимента. Цель данного эксперимента: развитие экологической грамотности у дошкольников посредством словесно-дидактических игр, экспериментально проверить эффективность предложенного метода. Для достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи – составить и реализовать календарно-тематический план с внедрением словесно-дидактических игр; проверить эффективность работы по развитию экологической грамотности.

С детьми проводили словесно-дидактические игры. Целью игр являлось формирование правил поведения в природе, развитие внимания, воспитание любви к природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Во время игр дети отмечали положительные и отрицательные воздействия человека на природу, формулировали проблемы, которые есть сейчас в природной среде, выстраивали алгоритм по решению выделенной проблемы.

Таким образом, развитие экологической грамотности у дошкольников заключалось в разработке и реализации календарно-тематического плана с внедрением словесно-дидактических игр. Проведенная работа была направлена на развитие представлений о живой и неживой природе, отношения к природным объектам, представлений о том, как ухаживать за растениями и животными.

Целью контрольного этапа было проведение контрольной диагностики экологической грамотности дошкольников.

Задачи контрольного этапа:

  1. Провести повторную диагностику экологической грамотности дошкольников.
  2. Сравнить результаты диагностики экологической грамотности дошкольников экспериментальной и контрольной групп.

На контрольном этапе повторно изучили уровни развития экологической грамотности у дошкольников экспериментальной и контрольной групп. Применили те же методики, что и на констатирующем этапе. В экспериментальной группе контрольный диагностический срез показал, высокий и средний уровни развития экологической грамотности по всем исследуемым показателям. По данным результатов исследования можно утверждать, в экспериментальной группе большинство детей со средним и низким уровнями развития экологической грамотности.

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию экологической грамотности у дошкольников показал, что проведенная работа по разработанному календарно-тематическому плану с включением словесно-дидактических игр, помогла повысить показатели по всем исследуемым критериям экологической грамотности: развитие представлений о живой и неживой природе, отношения к природным объектам, представлений о том, как ухаживать за растениями и животными. Контрольная диагностика показала, что у дошкольников экспериментальной группы значительно выше уровень развития экологической грамотности по сравнению с дошкольниками контрольной группы. Словесно-дидактические игры помогают детям развивать экологическую грамотность.

Таким образом, цель работы достигнута, решены задачи исследования, подтверждена гипотеза. Формирование экологической грамотности дошкольников будет осуществляться более успешно при использовании словесно-дидактических игр в рамках экологического образования. Результаты исследования могут быть использованы для формирования экологической грамотности воспитателями и учителями начальных классов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

 

Список литературы:
1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: Избранные лекции / Н.А. Агаджанян, В.И. Трошин. -М.: Экоцентр, 2014.-225 с.
2. Аникеева, Н.П. Азбука экологического воспитания / Н.П. Аникеева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5. - С. 25-30.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой/ Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2020. - 144 с.
4. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания / В.Н.Шацкая. - М.: Педагогика, 2020. – 168 с.