Статья:

Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Анищенко С.В. Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 41(92). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/92/63510 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Анищенко Светлана Васильевна
студент, Костанайский филиал Челябинского государственного университета, Костанай, Казахстан

 

Концепция реформирования системы современного школьного образования в Республике Казахстан и Российской Федерации является основой формирования новых подходов к процессу обучения. Развитие функциональной грамотности является одним из значимых источников создания основ для коммуникативной направленности обучения. В этой связи  показателем эффективности обучения русскому языку является готовность и способность осуществлять коммуникацию в межличностном и межкультурном общении.

Значимость коммуникативной компетенции в современном обществе трудно переоценить. Умение осуществить эффективную коммуникацию является показателем успешности в настоящее время. В этой связи для достижения наивысшего уровня развития учащихся, Казахстанская система образования направлена на создание возможностей для развития коммуникативной компетенции, что является особенно значимым в межкультурном пространстве страны. Обновленная система преподавания русского языка использует широкие возможности игровых технологий в расширении коммуникативных навыков учащихся.

Ведущим условием развития коммуникативной компетенции является активное использование всех видов речевой деятельности в сочетании. Возможность реализации этого условия формируется в процессе учебной игры, применение которой в обучении эффективно задействует говорение и слушание, а также чтение и письмо и формирует положительный эмоциональный опыт коммуникации, что способствует усвоению коммуникативных моделей  речевого поведения и повышению интереса к изучению русского языка.

Игровая деятельность на уроках способствует формированию коммуникативной компетенции посредством повышения интереса к учению, развития познавательной активности, формирования положительных эмоций; эффективного усвоения темы, включения обучающихся в разнообразные языковые ситуации и многоплановую деятельность, эффективной обратной связи, изменения речевых поведенческих стереотипов [6]. Создание проблемных задач в игровой ситуации сталкивает различные мнения, на основе которых возникает синтезированное, новое и оригинальное решение. «Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обстоятельство обостряет мыслительную деятельность учащихся» [1].

Эффективность использования игр на уроках русского языка обусловлена повышением исходной мотивации к изучению русского языка, овладению навыками коммуникативной компетенции и созданием возможностей для индивидуального развития школьников.

Современная педагогическая наука подчеркивает широкие возможности применения игровых технологий для формирования коммуникативной компетенции. На основании исследований Л.С. Крючковой [3], Е.И. Пассова [4], П.И. Пидкасистого [5], В.М. Шаклеина [7], Д.Б. Эльконина [8] и др. была рассмотрена типология игр согласно целевому назначению. Каждая из рассмотренных игр и каждый тип получили свое применение на уроках русского языка с целью формирования коммуникативной компетенции. Проведенная работа позволила выделить следующие типы игр, формирующих коммуникативную компетенцию:

- лингвистические игры: фонетические, словообразовательные, лексические, грамматические;

- ролевые игры, нацеленные на развитие коммуникативной компетенции: конференции, круглые столы, дискуссии, интервью, редакционные советы и др.;

- «креативные» игры: словесные, сюжетные, псевдосюжетные, интерактивные, проектные и т.д.

Использование игровых технологий на уроках русского языка является эффективным способом формирования коммуникативной компетенции, позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, формирует речевые навыки и расширяет кругозор.

Коммуникативная компетенция определяется способностью личности вступать в речевое взаимодействие в процессе решения разного рода задач как учебных, так и реальных с целью удовлетворения интеллектуальных запросов. Коммуникативная компетенция является сложным интегративным личностным образованием, которое характеризуется совокупностью элементов и компонентов, позволяет индивиду объективно оценить коммуникативную ситуацию, грамотно аргументировать позицию, успешно организовывать взаимодействие с партнерами по общению, объективно не только видеть, но и истолковывать ситуацию общения, находить наиболее адекватные способы поведения в ней [2].

Игровые технологии представляют собой управленческую имитационную игру, в ходе которой учащиеся на основе анализа данной ситуации принимают решения, и посредством их выражения формируется коммуникативная компетенция. Игра направлена на развитие у учащихся умений адаптироваться в конкретных практических ситуациях и высказывать собственную позицию по ключевым моментам.

Элементы игровой ситуации повышают познавательную активность школьников, дают им возможность оказаться в положении педагога, лидера, почувствовать себя в иных позициях, повышают уровень значимости личности, побуждают обучающихся относиться к изучению предмета более ответственно.

Для формирования коммуникативной компетенции в ходе исследования были определены следующие игры:

«Лото из слов». Учащимся предоставляются карточки со словами (15-20 слов), преподавателем зачитываются слова со средней скоростью в произвольной последовательности. Задача обучающихся – отметить в своем списке слова порядковым номером, в соответствии с последовательностью произнесения.

«Звуковые пары». Игра направлена на отработку парных звуков. Учащиеся делятся на две команды: команда «П» (или «Т» и др.) и команда «Б» (или «Д» и др.). Педагог читает слова с данными звуками, при чтении слов со звуком «п» участники команды с соответствующим названием поднимают руки, аналогично со звуком «б». Побеждает команда, совершившая меньшее количество ошибок.

«Отгадай слово». На доске зашифровывается слово (каждая буква обозначается прочерком), например: — - — - — - — - (курсант).

Обучающиеся пытаются угадать слово, называя буквы. При верном указании буква надписывается над прочерком на доске.

«Лексические» игры (подбор синонимов / антонимов, единиц для верного установления возможностей лексической сочетаемости и под.). Выполнение лексических заданий направлено на активизацию лексики по изученной теме, развитие навыков монологической и диалогической речи, отработку речевых формул, развитие смысловой догадки.

Обучающимся раздаются заранее подготовленные преподавателем карточки, на которых написаны пословицы. Задача участников – передвигаясь по классу, найти свою пару (синонимичную / антонимичную).

Для облегчения задания карточки можно раздать в двух цветах.

«Снежный ком». Учащиеся по цепочке называют слова одной лексико-тематической группы, каждый повторяет предыдущие и называет свое, выбывает тот, кто забывает правильную последовательность, кто прерывает цепочку. Данное задание направлено на активизацию коммуникативных умений, отработку произношения и развитие памяти.

«Словообразовательные» игры. Игры данного типа нацелены на освоение словообразовательных моделей с различными суффиксами, сознательное осмысление связи морфемного состава слова и его лексического значения, формирование умений образовывать новые слова различными способами (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный) и т.п.

Таким образом,  роль игровых технологий в процессе обучения состоит в решении комплексных задач усвоения и закрепления нового материала, развития творческих способностей и формирования коммуникативной компетенции.

 

Список литературы:
1. Емельянова Е.М. Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов [Текст]/ Е.М.Емельянова// Открытый урок. Первое сентября. – 18.12.2011. – URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/606582/ (дата обращения: 14.12.2019)
2. Калдыбаев С.К. Уровни социально-коммуникативной компетентности учащихся [Текст]/  С.К.Калдыбаев, Ч.Ш. Омурзакова// Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-1. – С. 20-23. – URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9900 (дата обращения: 14.12.2019). 
3. Крючкова Л. С., Практическая методика обучения русскому языку как иностранному [Текст]/ Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская— М.: Флинта; Наука, 2009. — 480 с.
4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. [Текст]/ Е.И.Пассов. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
5. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и раpвитии: учебное пособие [Текст]/ П.И. Пидкасистый ; Автор Ж.С. Хайдаров. – Москва : Российское педагогическое агентство, 1996. – 270 с.
6. Трунова А. В. Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся [Текст]/ А. В. Трунова, Д.Д.Доценко, К.Е.Кобжасарова, Н. А.Коростелева  // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 20-22. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7835/  (дата обращения: 14.12.2019).
7. Шаклеин В.М., Современные методики преподавания русского языка нерусским: Учеб.пособие. [Текст]/ В.М. Шаклеин, Н.В. Рыжова– М.: РУДН, 2008. – 258 с.
8. Эльконин Д. Б. Психология игры. [Текст]/ Д.Б. Эльконин – 2 -е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.