Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Концепция реформирования системы современного школьного образования в Республике Казахстан и Российской Федерации является основой формирования новых подходов к процессу обучения. Развитие функциональной грамотности является одним из значимых источников создания основ для коммуникативной направленности обучения. В этой связи показателем эффективности обучения русскому языку является готовность и способность осуществлять коммуникацию в межличностном и межкультурном общении.
Значимость коммуникативной компетенции в современном обществе трудно переоценить. Умение осуществить эффективную коммуникацию является показателем успешности в настоящее время. В этой связи для достижения наивысшего уровня развития учащихся, Казахстанская система образования направлена на создание возможностей для развития коммуникативной компетенции, что является особенно значимым в межкультурном пространстве страны. Обновленная система преподавания русского языка использует широкие возможности игровых технологий в расширении коммуникативных навыков учащихся.
Ведущим условием развития коммуникативной компетенции является активное использование всех видов речевой деятельности в сочетании. Возможность реализации этого условия формируется в процессе учебной игры, применение которой в обучении эффективно задействует говорение и слушание, а также чтение и письмо и формирует положительный эмоциональный опыт коммуникации, что способствует усвоению коммуникативных моделей речевого поведения и повышению интереса к изучению русского языка.
Игровая деятельность на уроках способствует формированию коммуникативной компетенции посредством повышения интереса к учению, развития познавательной активности, формирования положительных эмоций; эффективного усвоения темы, включения обучающихся в разнообразные языковые ситуации и многоплановую деятельность, эффективной обратной связи, изменения речевых поведенческих стереотипов [6]. Создание проблемных задач в игровой ситуации сталкивает различные мнения, на основе которых возникает синтезированное, новое и оригинальное решение. «Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обстоятельство обостряет мыслительную деятельность учащихся» [1].
Эффективность использования игр на уроках русского языка обусловлена повышением исходной мотивации к изучению русского языка, овладению навыками коммуникативной компетенции и созданием возможностей для индивидуального развития школьников.
Современная педагогическая наука подчеркивает широкие возможности применения игровых технологий для формирования коммуникативной компетенции. На основании исследований Л.С. Крючковой [3], Е.И. Пассова [4], П.И. Пидкасистого [5], В.М. Шаклеина [7], Д.Б. Эльконина [8] и др. была рассмотрена типология игр согласно целевому назначению. Каждая из рассмотренных игр и каждый тип получили свое применение на уроках русского языка с целью формирования коммуникативной компетенции. Проведенная работа позволила выделить следующие типы игр, формирующих коммуникативную компетенцию:
- лингвистические игры: фонетические, словообразовательные, лексические, грамматические;
- ролевые игры, нацеленные на развитие коммуникативной компетенции: конференции, круглые столы, дискуссии, интервью, редакционные советы и др.;
- «креативные» игры: словесные, сюжетные, псевдосюжетные, интерактивные, проектные и т.д.
Использование игровых технологий на уроках русского языка является эффективным способом формирования коммуникативной компетенции, позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, формирует речевые навыки и расширяет кругозор.
Коммуникативная компетенция определяется способностью личности вступать в речевое взаимодействие в процессе решения разного рода задач как учебных, так и реальных с целью удовлетворения интеллектуальных запросов. Коммуникативная компетенция является сложным интегративным личностным образованием, которое характеризуется совокупностью элементов и компонентов, позволяет индивиду объективно оценить коммуникативную ситуацию, грамотно аргументировать позицию, успешно организовывать взаимодействие с партнерами по общению, объективно не только видеть, но и истолковывать ситуацию общения, находить наиболее адекватные способы поведения в ней [2].
Игровые технологии представляют собой управленческую имитационную игру, в ходе которой учащиеся на основе анализа данной ситуации принимают решения, и посредством их выражения формируется коммуникативная компетенция. Игра направлена на развитие у учащихся умений адаптироваться в конкретных практических ситуациях и высказывать собственную позицию по ключевым моментам.
Элементы игровой ситуации повышают познавательную активность школьников, дают им возможность оказаться в положении педагога, лидера, почувствовать себя в иных позициях, повышают уровень значимости личности, побуждают обучающихся относиться к изучению предмета более ответственно.
Для формирования коммуникативной компетенции в ходе исследования были определены следующие игры:
«Лото из слов». Учащимся предоставляются карточки со словами (15-20 слов), преподавателем зачитываются слова со средней скоростью в произвольной последовательности. Задача обучающихся – отметить в своем списке слова порядковым номером, в соответствии с последовательностью произнесения.
«Звуковые пары». Игра направлена на отработку парных звуков. Учащиеся делятся на две команды: команда «П» (или «Т» и др.) и команда «Б» (или «Д» и др.). Педагог читает слова с данными звуками, при чтении слов со звуком «п» участники команды с соответствующим названием поднимают руки, аналогично со звуком «б». Побеждает команда, совершившая меньшее количество ошибок.
«Отгадай слово». На доске зашифровывается слово (каждая буква обозначается прочерком), например: — - — - — - — - (курсант).
Обучающиеся пытаются угадать слово, называя буквы. При верном указании буква надписывается над прочерком на доске.
«Лексические» игры (подбор синонимов / антонимов, единиц для верного установления возможностей лексической сочетаемости и под.). Выполнение лексических заданий направлено на активизацию лексики по изученной теме, развитие навыков монологической и диалогической речи, отработку речевых формул, развитие смысловой догадки.
Обучающимся раздаются заранее подготовленные преподавателем карточки, на которых написаны пословицы. Задача участников – передвигаясь по классу, найти свою пару (синонимичную / антонимичную).
Для облегчения задания карточки можно раздать в двух цветах.
«Снежный ком». Учащиеся по цепочке называют слова одной лексико-тематической группы, каждый повторяет предыдущие и называет свое, выбывает тот, кто забывает правильную последовательность, кто прерывает цепочку. Данное задание направлено на активизацию коммуникативных умений, отработку произношения и развитие памяти.
«Словообразовательные» игры. Игры данного типа нацелены на освоение словообразовательных моделей с различными суффиксами, сознательное осмысление связи морфемного состава слова и его лексического значения, формирование умений образовывать новые слова различными способами (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный) и т.п.
Таким образом, роль игровых технологий в процессе обучения состоит в решении комплексных задач усвоения и закрепления нового материала, развития творческих способностей и формирования коммуникативной компетенции.