Статья:

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГАМ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Мильшина Е.М. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГАМ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 3(226). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/226/123017 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГАМ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Мильшина Екатерина Михайловна
магистрант, Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет, РФ, г. Челябинск

 

В наше время высока роль именно духовно-нравственного воспитания. В современном образовательном пространстве Российской Федерации оно направлено на приобщение подрастающего поколения при получении образования всех уровней к традиционным российским духовным и нравственным ценностям на основе духовной культуры. Данное воспитание позволяет установить жизненные ориентиры и установки человека.

Цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, формирование у обучающихся уважения к старшему поколению, взаимного уважения [5].

Деятельность администрации и педагогического коллектива образовательной организации направлена на достижение данной цели. От их взаимодействия друг с другом зависит успешность выполнения воспитательной деятельности духовно-нравственной направленности.

Большие возможности значительно повысить уровень воспитательной работы предоставляет работа с персоналом.

Управленческое содействие является частью процесса управления педагогическим коллективом. Оно направлено на оказание помощи и поддержки педагогам со стороны администрации образовательной организации и позволяет создать условия для осуществления их профессиональной деятельности. Так, руководители создают условия и возможности для профессионального и личностного роста педагогов. Что позволяет наиболее эффективно достигать поставленной цели в духовно-нравственном воспитании.

Особую роль в принятии управленческих решений в работе с персоналом занимает моделирование, поскольку «в наиболее общем виде модель определяют, как систему элементов, воспроизводящую некоторые стороны, связи, функции объекта исследования» [1].

Модель позволяет реализовать условия управленческого содействия педагогам: технические (научно-методические, материально-технические), кадровые возможностей реализации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности и социально-организационные.

В основе создания модели управленческого содействия педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности лежат системный и личностно-ориентированный подходы.

Системный подход позволяет представить все управленческие действия в системе и характеризуется целостностью качественной определенностью, структурностью, иерархичностью.

Личностно-ориентированный подход включает в содержание следующие положения:

1. Основу деятельности руководства организации составляют уважение к человеку, фокусирование внимания на развитии личности, создание ситуации успеха для участников образовательного процесса;

2. Придание внутришкольному управлению координирующего мотивационного характера в целом;

3. Изменение взгляда руководителей школ на свою роль и место в процессе управления [2].

Реализация личностно-ориентированного подхода в практике работы общеобразовательных организаций позволяет решить многие управленческие проблемы, такие, например, как формирование благоприятного социально-психологического климата в организации, стимулирование деятельности участников образовательного процесса [2].

Основная идея проекта: применение модели управленческого содействия педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности позволит сократить время и усилия, затрачиваемые на принятие управленческих решений в организации воспитательной работы в образовательной организации.

Модель управленческого содействия педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности включает в себя следующие компоненты:

  • субъекты – специалисты, занимающие определенные должности, участвуют в реализации модели;
  • цель – она является ключевым компонентом модели, так все направлено на её достижение;
  • задачи – это необходимые для достижения цели данной модели действия;
  • направления управленческого содействия – указывают на особенности работы по реализации модели;
  • формы содействия – они помогают решить задачи перед специалистами в различных направлениях содействия;
  • результат – представляет собой образ, на реализацию которого направлена модель;
  • критерии – помогают оценить результат внедрения модели управленческого содействия;
  • диагностика – позволяет определить, достигла ли образовательная организация цели.

Сфера проектирования: управление персоналом в образовательной организации.

Аудитория: администрация образовательной организации и педагоги, реализующие программы внеурочной деятельности.

Цель проекта: внедрение или совершенствование управленческого содействия педагогам во внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности, создание условий для ее организации.

Задачи:

1. Создание материально-технических условий проведения внеурочной деятельности.

2. Психологическая поддержка педагогов.

3. Совершенствование взаимодействия с родителями обучающихся.

4.Методическая помощь педагогам.

5. Привлечение дополнительных специалистов.

Формы управленческого содействия: консультирование, наставничество, партнерство, модерирование.

Консультирование –  форма управленческого содействия, заключающаяся в разъяснении педагогическим работникам различных вопросов организации внеурочной деятельности.

Наставничество –  форма управленческого содействия, предполагающая передачу профессионального опыта наставника и привитие культуры труда и корпоративных ценностей молодому педагогу.

Партнерство определяется как форма управленческого содействия, являющаяся регулятором взаимодействия педагогических работников друг с другом и администрацией образовательной организации.

Модерирование –  это деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей работника и его способностей.

Содержание:

Основываясь на результатах анкетирования, мы выделили несколько направлений управленческого содействия педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности:

1) научно-методическое:

– разработка методических пособий заместителями по УВР, заместителями по НМР, руководителями МО;

– организация создания разработок внеурочных занятий духовно-нравственной направленности: электронный «банк» конспектов внеурочных занятий педагогов образовательной организации, методических рекомендаций к занятиям, коллекция наглядных пособий для внеурочных занятий;

2) психологическое:

– психологическая помощь педагогов при решении возникающих проблем;

– помощь психолога в работе с обучающимися, в том числе, имеющими ОВЗ на занятиях внеурочной деятельности, предоставление рекомендаций по проведению внеурочных занятий при необходимости;

– помощь коррекционного педагога в проведении внеурочных занятий, предоставлении рекомендаций по работе с обучающимися с ОВЗ;

3) материально-техническое:

– использование материально-технических ресурсов, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в школе: программное обеспечение, техническое оборудование;

4) профессиональное:

– привлечение таких специалистов, как педагоги дополнительного образования, коррекционный педагог, логопед, библиотекарь, педагог-психолог и др.;

5) организационное:

– помощь в проведении внеурочных занятий путем организации встреч с родителями, представителями других, в том числе, образовательных организаций.

В модели предусмотрены такие формы организации, как мастер-классы, выставки методических материалов, открытые уроки, методические недели, консультации, конференции, тренинги, досуговые мероприятия, этические беседы, встречи.

Результаты реализации данной модели:

  • Создание материально-технических условий для реализации внеурочной деятельности духовно-нравственной деятельности.
  • Психологическая и методическая поддержка педагогов, реализующих программу внеурочной деятельности.
  • Возможность использования наглядных материалов, пособий.

Результаты могут быть проанализированы с помощью анкетирования, опроса, «круглого стола» по таким критериям, как наличие материально-технических условий, наличие проведенных мероприятий, реализация методической и психологической помощи.

Модель управленческого содействия педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности

 

Список литературы:
1. Агеев А.Н. Духовно-нравственное воспитание как основа саморегуляции зрелой личности / А.Н. Агеев. – Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – №19 – 2. – С. 47–51.
2. Азоев Г.Л. Организационные факторы и резервы повышения конкурентоспособности предприятия / Г. Л. Азоев. – Пенза : Изд-во Пензенского гос. ун-та, 2012. – 264 с.
3. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании / Д.А. Иванов. - М. : Академия, 2008. - 336 с.
4. Моделирование в управлении : учеб. пособие (курс лекций) / А. Г. Бурда, Г. П. Бурда; Кубан. гос. аграр. ун-т. – Краснодар, 2015. – 250 с.
5. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций от 23 июня 2022 г. № 3/22
6. Третьяков П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. – Москва : Новая школа, 1998. – 283 с. 
7. Шарипов Ф.В. Педагогический менеджмент : учебное пособие / Ф.В. Шарипов. – Москва : Университетская книга, 2014. – 480 c.