Статья:

Особенности государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды по материалам государственных органов Камчатского края

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Нагорная А.Г. Особенности государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды по материалам государственных органов Камчатского края // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 36(129). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/129/79586 (дата обращения: 14.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды по материалам государственных органов Камчатского края

Нагорная Александра Геннадьевна
магистрант МФЮА Московский финансово-юридический университет, РФ, г. Москва
Садовская Оксана Викторовна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, МФЮА Московский финансово-юридический университет, РФ, Москва

 

Аннотация. В статье анализируется современное состояние и распределение сети особо охраняемых природных территорий Камчатского края. Рассматриваются факторы, влияющие на развитие сети особо охраняемых природных территорий Камчатки. Отмечается, что территория края мало нарушена антропогенным воздействием, природные комплексы высоко насыщены геологическими образованиями и разнообразной биотой, географическое положение Камчатки и близость Тихого океана создают экстремальные условия для развития экологического туризма.

 

Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, заповедники Камчатки, охрана природы.

 

Место, где местные жители Камчатки организовали запрет охоты и посещения, известное как «соболиный запуск» – первая особо охраняемая природная территория (далее-заповедник) - было основано на особой осведомленности Камчатского народа в использовании природных ресурсов. Соболи и бобры (морские выдры) традиционно почитаются местными жителями как особые объекты охраны. Разведением обильных соболей считаются Кроноцкие, Асачинские и Уцинские угодья.

История формирования Камчатской государственной сети особо охраняемых природных территорий началась в 1882 году. (На основании императорского указа, изданного по инициативе местных жителей) Асачинский заповедник, включающий большую территорию на юге Камчатки и мысе Лопатка, запрещает охоту на соболей и бобров, а также Кроноцкий заповедник, запрещающий охоту на соболей, снежных баранов, диких северных оленей и выдр. Долгое время система охраны этих заповедных территорий поддерживалась традициями местных охотников и казачьих патрулей.

В дальнейшем, благодаря усилиям населения и Советской власти, удается спасти каланов, Асачинских и Кроноцких Соболей на юге Камчатки от хищнического вымирания японскими и американскими собирателями пушнины.

С 1960-х годов усилиями охотников и орнитологов на Камчатке создан уникальный национальный заповедник и биологический заповедник, ориентированный на сохранение охотничьих угодий, в том числе интродуцированных видов животных, редких и перелетных видов птиц. Первый природный парк на Камчатке был создан в середине 1990-х годов.

В конце ХХ века Камчатка была одним из немногих регионов Российской Федерации с интегрированной системой особо охраняемых природных территорий, охватывающей 14,5% территории Камчатки. Это 121 объект, шесть из которых являются объектами федерального значения: 3 особо охраняемые природные территории-Командорский национальный природный биосферный заповедник, Корякский Национальный природный заповедник, Кроноцкий национальный природный биосферный заповедник, 1 заповедник–«Юг-юг Камчатки», 2 санатория - курорта «Паратунка» и «Малкин Источник»[4].

Особо охраняемые природные территории Камчатки имеют важное региональное значение: 4 природных парка – «Налычевский», «Быстринский», «Южно-Камчатский», «Ключевской», 22 заказника, 94 памятника природы (из них 12 расположены на федеральных ООПТ, 14-на территории региональных природных парков) и 2 ООПТ местного значения-ландшафтные природные парки и заказники (научная фиксация). На полуострове Камчатка находится объект природного наследия ЮНЕСКО «Вулкан Камчатка» (с 1996 года), включающий Кроноцкий биосферный заповедник, кратер вулкана Узон, бислинский, наличевский, Южно-Камчатский и Ключевский природные парки.

Все они обозначены как объекты, представляющие природные явления или пространства с особой природной красотой и эстетической значимостью, они являются выдающимися памятниками прошлого и символом происходящих геологических процессов. С точки зрения науки и охраны природы роль охраны природных местообитаний и находящихся под угрозой исчезновения видов особой мировой ценности придает им особое значение. Учитывая разнообразие и уникальность природных объектов на территории Камчатки, возникает вопрос о целесообразности их использования в туристических целях.

Создание экотуристских маршрутов непосредственно на территории ООПТ и близлежащем окружении возможно, поскольку это решает задачи в области экологического просвещения населения. Однако необходимо спланировать маршруты, их обустройство и режим использования таким образом, чтобы обеспечить сохранность природных комплексов и контроль за их состоянием. Большинство туристских маршрутов в Камчатском крае проходит в дикой природе, изолированно от цивилизации, частично или полностью автономно.

Поэтому важное условие освоения природного туристского пространства Камчатки – транспортная доступность к туристским зонам и объектам. Любая возможность использования средств доставки наземным, воздушным или водным путем оговаривается в индивидуальном порядке, с оплатой обратного рейса.

Обеспечение охраны и функционирования региональных биологических заповедников осуществляется КГКУ «Камчатская краевая служба охраны животного мира и национальных заповедников», входящим в состав краевого агентства лесного хозяйства и охраны животных. С увеличением темпов освоения природных ресурсов Камчатского полуострова особо охраняемые природные территории превратились в нетронутые изолированные территории с различной степенью защиты. В этих условиях их совместная роль в защите эталонных экосистем и биоразнообразия значительно возросла. Существующие сети региональных ООПТ не справляются с задачей охраны популяций крупных и мигрирующих видов животных, эталонных экосистем и сообществ. Естественный баланс между природопользованием и сохранением природных ресурсов создается и поддерживается заповедниками, заповедниками, большими территориями и труднодоступными природными памятниками, представляющими собой всю экосистему.

Роль природных парков в сохранении дикой природы ничтожна. В силу отраслевых диспропорций, региональных недостатков и отсутствия пространственной связности современная сеть особо охраняемых природных территорий Камчатки не является управляемой интегрированной системой, обеспечивающей сохранение и поддержание экологического баланса между использованием и восстановлением природных ресурсов, включая природоохранные эталонные системы, уникальные природные комплексы и их компоненты, а также сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия [3].

Региональная сеть особо охраняемых природных территорий рассматривается как неотъемлемая часть адаптации региональных экономических организаций, поддерживающих экологическое равновесие. В Камчатском крае все особо охраняемые природные территории, включая биосферные заповедники, в той или иной степени задействованы в хозяйственном использовании: охота, рыболовство, туризм, рекреация, лесопользование. Существующая сеть особо охраняемых природных территорий фактически не пригодна для участия в социально-экономическом развитии региона. Отсутствие четкой политики в области создания и функционирования ООПТ на Камчатке, основанной на научно обоснованной концепции развития территориальной системы охраны природы и ее программ расселения, привело к непониманию потребностей ООПТ и их роли в социально-экономической жизни региона. Дальнейшее развитие системы особо охраняемых природных территорий Камчатского края с целью использования преимуществ особо охраняемых природных территорий для устойчивого социально-экономического развития Камчатского края. Эти преимущества позволяют наиболее эффективно использовать все ресурсы (материальные и нематериальные), в том числе охраняемые территории, повышать качество жизни и обеспечивать здоровую окружающую среду, за счет рациональной организации территории, учитывая весь комплекс истории, географии, общности и культуры.

Можно ли разумно сочетать требования охраны особо охраняемых природных территорий и туризма? Можно, но для этого, на наш взгляд, необходимо полностью отказаться от масштабных вертолетных туров, например, непосредственно в Долину гейзеров и Камчатский кратер Узон. Нам нужно ввести в практику пешеходные маршруты к этим местам. Туристов следует доставлять вертолетом или морским транспортом на промежуточные базы в соседних районах, которые находятся не менее чем в десятке километров от уникальных баз.

Здесь есть все удобства оборудованных кемпингов, возможность выйти в интернет и доехать оттуда до тех, кто хочет, кстати, правильно обустроиться, гейзеров и долины Узон за несколько часов. Это также принесет пользу туристическим компаниям и фактически уменьшит антропогенный стресс на уязвимых объектах недвижимости. В этих промежуточных базах целесообразно организовывать выставки местных достопримечательностей и фотографий, организовывать продажи сувениров, проводить информационные лекции и показывать видеоролики.

Лаборатория геоэкологии Ивис ДВО РАН рекомендует организацию 16 особо охраняемых природных территорий (обсерваторий, станций, ООПТ) в области освоения различных субстратов геологии нерестовых рек. Среди угроз дикому лососю в регионе наиболее опасны рыбоводные хозяйства, о чем также свидетельствует Джим Лихатович в книге «лосось без рек» в Калифорнии и Канаде. Ученые и рыбаки начинают это понимать-строительство рыбных заводов на Камчатке приостановлено.

Но всегда найдутся «находчивые» предприниматели, для которых прибыль выше ценности природного мира – примеров в этом отношении много. Камчатка нуждается в Национальном плане по защите дикого лосося в Тихом океане, где природные условия для разведения лосося все еще находятся в полном разгаре. Особенность уникальных территорий, получивших статус особо охраняемых природных территорий, заключается именно в том, чтобы сохранить их для будущих поколений в странах, наиболее близких к первоначальным. Но чтобы спасти, нужно знать, в чем суть спасения. Поэтому наука должна быть поставлена на первое место в охраняемых территориях. Исследования должны быть приоритетными. Это вторая составляющая проблемы охраняемых территорий [1].

Учитывая, что Красная книга Камчатки отражает наш современный уровень знаний о биоразнообразии Камчатского края и уровень знаний региона, можно сказать, что существующая сеть особо охраняемых природных территорий Камчатского края обеспечивает охрану важной части охраны, необходимой для всех видов птиц, млекопитающих и сосудистых растений, насекомых и рыб. Это связано с тем, что первоначально ООПТ Камчатки создавались для охраны редких и промысловых видов птиц и млекопитающих, а в созданных ООПТ проводилась инвентаризация флоры сосудистых растений.

Учитывая, что инвентаризация не завершена даже на самой старой охраняемой территории региона-Кроноцком национальном природном биосферном заповеднике, мы не можем считать выявленную до сих пор информацию достаточно объективной. Тем не менее опыт инвентаризационных работ на существующих или проектируемых ООПТ показывает, что принцип организации ООПТ в Камчатском крае с учетом эколого-ландшафтных особенностей региона позволяет обеспечить охрану как местообитаний с типичными видами, так и уникальных местообитаний для обеспечения охраны редких видов. Полученные выводы согласуются с экспертной оценкой экспертов. Важность согласованности между экспертными оценками и расчетными оценками не следует преувеличивать, поскольку они основаны на столь же неполных данных. Не следует забывать, что изученность биоразнообразия Камчатского края, особенно его северного региона, все еще достаточно низка, и мы вынуждены работать с ограниченным объемом информации, поэтому вывод недостаточно объективен. Исследования видового разнообразия и перечней экосистем, сообществ и местообитаний должны продолжаться на современном уровне, и на этой основе должны быть разработаны новые тематические карты, уточнены планы районирования и разработаны объективные представления о состоянии и потребностях сохранения природных комплексов региона [5].

С целью последующего включения в «план территориального развития Для последующей интеграции в «Схему территориального развития Камчатского края» (в рамках «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.») Камчатским филиалом ТИГ ДВО РАН по контракту с Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края в 2010 г. разработана научно обоснованная «Территориальная схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий Камчатского края на период до 2025 г. и на перспективу после 2025 г.».

Целью плана является объединение существующей сети особо охраняемых природных территорий в систему особо охраняемых природных территорий со всеми существующими формами особо охраняемых природных территорий и акваторий региона, определенными российским законодательством и международными соглашениями; повышение эффективности национальной системы управления особо охраняемыми природными территориями в целях содействия устойчивому развитию Камчатского края, поддержания экологической стабильности, охраны национального природного и культурного наследия для нынешнего и будущих поколений; повышение эффективности национальной системы управления особо охраняемыми природными территориями, содействия устойчивому развитию Камчатского края, сохранения национального природного и культурного наследия для нынешнего и будущих поколений; система, для того чтобы улучшить.

 

Список литературы:
1. Карпов Г. А. Состояние природы и экологические проблемы камчатского края в начале XXI века. Москва, 2015. – С. 80–86. 
2. Косарева Н. В. Основные аспекты и задачи развития экологического туризма в Камчатском крае. Липецк: Научное партнерство «Аргумент», 2015. – С. 67–73. 
3. Пузырева Е. С. Особо охраняемые природные территории Камчатского края: современное состояние и перспективы развития. – Оренбург: Экспресс-печать, 2017. – С. 122–131. 
4. Тюрин А. Н. Камчатка: основные тенденции и динамика развития экологического туризма в регионе. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2016. – С. 268–270. 
5. Чернягина О. А. Анализ репрезентативности сети ООПТ Камчатского края. – ПетропавловскКамчатский: Камчатпресс, 2009. – С. 191–196.