Статья:

Мораторий на банкротство как мера государственной поддержки бизнеса в условиях пандемии COVID-19

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Гвоздева Е.А. Мораторий на банкротство как мера государственной поддержки бизнеса в условиях пандемии COVID-19 // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 36(129). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/129/80025 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Мораторий на банкротство как мера государственной поддержки бизнеса в условиях пандемии COVID-19

Гвоздева Екатерина Алексеевна
студент, Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), РФ, г. Оренбург
Захарова Александра Эдуардовна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), РФ, г. Оренбург

 

Возникновение пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 негативным образом сказалось на лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Из-за экономического кризиса и упадка деятельности хозяйствующих субъектов многие предприятия оказались на грани банкротства. Это послужило причиной введения еще одной меры государственной поддержки бизнеса в виде моратория на банкротство.

1 апреля 2020 года в Федеральный закон от 26 октября 2003 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 31 июля 2020 г.) (далее – ФЗ №127-ФЗ, Закон о банкротстве) была введена статья 9.1, которая предусматривает введение моратория на возбуждение дел о банкротстве[1]. Законодатель мотивирует введение данной меры необходимостью стабилизировать экономику. Для реализации положений статьи Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 3 апреля 2020 г. № 428 (далее – Постановление № 428) [2], которое было официально опубликовано 6 апреля 2020 г. Изначальный срок, на который вводился мораторий на банкротство, равнялся 6 месяцам, после этого период действия моратория был продлен еще на 3 месяца.

Перечень лиц, на которых распространяется действие моратория, установлен в пункте 1 Постановления № 428[3]. К ним отнесли: организации, включенные в перечень системообразующих и стратегических; организации и индивидуальные предприниматели, сфера деятельности которых относится к наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации из-за COVID-19. Всего таких сфер Правительство выделило 12.

Суть моратория на банкротство состоит в том, что заявления кредиторов о признании должника банкротом, подлежат возвращению арбитражным судом. Также приостанавливаются обязанности должника, связанные с необходимостью подачи заявления в арбитражный суд при наличии признаков банкротства. Данная мера также введена в иностранных государствах, таких как Австралия, Великобритания, Германия, Испания, Люксембург, Франция, Чехия и «является самой популярной из всех мер защиты» [5].

С момента введения моратория вводится запрет на взыскание заложенного имущества, находится в залоге, должнику не начисляется санкции за просрочку платежей и неустойка. Также  приостанавливается исполнительное производство по имущественным обязательствам. В период действия моратория лица, на которых он распространяется, могут предпринять меры для восстановления и улучшения своего финансового положения, например, частично распродать активы, сократить не первостепенные расходы.

При этом на практике возникает ряд коллизионных ситуаций, требующих разъяснения. Так, Президиум Верховного суда Российской Федерации в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №2 указал судам на необходимость разграничения ликвидации компания и признания ее несостоятельной (банкротом). По смыслу положений Закона о банкротстве мораторий направлен на защиту должников для того, чтобы они могли «выйти из сложного положения и вернуться к нормальной хозяйственной деятельности» [4]. Если же органами юридического лица принимается решение о его ликвидации, то становится ясно, что такая организация не планирует дальше продолжать обычную деятельность. Таким образом, государством предусмотрен ряд антикризисных мер, принятых в связи с распространением коронавируса (COVID-19), одним из которых является мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами.

 

Список литературы:
1. О несостоятельности (банкротстве): федер. Закон Рос. Федерации от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ: в ред. от 31 июля 2020 г.: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 27 сент.2002г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 16 окт. 2002г. // Собр. законодательства РФ. —2002. — № 43, ст. 4190.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников»  [Электронный ресурс] // URL:  http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004060020?index=2&rangeSize=1   (дата обращения: 11.10.2020).
3. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 №434, (внесены изменения постановлениями Правительства РФ от 10.04.2020 №479, от 18.04.2020 №540; от 12.05.2020 г №657, от 26.05.2020 г. №745, от 26.06.2020 г. №927) // URL:  https://www.economy.gov.ru/material/file/fc9c8cedd1be800b06cdaacb3ba59675/OKVED.pdf (дата обращения: 11.10.2020).
4. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020 года). 
5. Правящий П. Мораторий на банкротство [Электронный ресурс] // URL:  https://zakon.ru/blog/2020/04/07/moratorij_na_bankrotstvo (дата обращения: 11.10.2020)