Статья:

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: СТРАТЕГИЯ И ФОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Суслов К.В. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: СТРАТЕГИЯ И ФОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/112481 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: СТРАТЕГИЯ И ФОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Суслов Кирилл Валерьевич
магистрант, Кафедра государственного и муниципального управления, Институт государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва
Нудненко Лидия Алексеевна
научный руководитель, д-р юрид. наук, профессор, профессор профессор кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы, Институт государственной службы и управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

FOOD SECURITY OF THE RUSSIAN STATE: STRATEGY AND FORMS OF PROVISION

 

Kirill Suslov

Undergraduate, Department of State and Municipal Administration, Institute of Public Service and Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Moscow

Lidia Nudnenko

Scientific director, Dr. jurid. sciences, professor, Professor Professor of the Department of Legal Support of State and municipal service, Institute of Public Service and Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье рассматривается продовольственная безопасность как часть обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации.  В последние годы было объективно признано, что продовольственная безопасность является основной проблемой системы национальной безопасности любого государства. Важно избегать сильной зависимости от других стран в плане обеспечения продовольственной безопасности, поскольку страна должна в первую очередь удовлетворять основные физиологические потребности населения самостоятельно. Основываясь на традиционных методах исследования, отмечено, что социально-экономическая сущность продовольственной безопасности является важной частью общей национальной безопасности государства.

Abstract. This article discusses food security as part of ensuring economic security in the Russian Federation.

In recent years, it has been objectively recognized that food security is the main problem of the national security system of any state. It is important to avoid strong dependence on other countries in terms of ensuring food security, since the country must first of all meet the basic physiological needs of the population on its own. Based on traditional research methods, it is noted that the socio-economic essence of food security is an important part of the overall national security of the state.

 

Ключевые слова: продовольственная безопасность, национальная безопасность, продовольственное обеспечение, агропромышленный комплекс, сельскохозяйственная продукция.

Keywords: food security, national security, food security, agro-industrial complex, agricultural products.

 

В последние годы было объективно признано, что продовольственная безопасность является основной проблемой системы национальной безопасности любого государства. Важно избегать сильной зависимости от других стран в плане обеспечения продовольственной безопасности, поскольку страна должна в первую очередь удовлетворять основные физиологические потребности населения самостоятельно. Поскольку национальная продовольственная безопасность государства во многом определяется продовольственной безопасностью его жителей, изучение факторов уровня жизни населения имеет большое значение. Установлено, что продовольственные угрозы в стране возникают не только из-за нерационально организованной деятельности по производству продуктов питания, но и из-за неадекватной и неэффективной социально-экономической политики властей страны и ее территорий. Анализируются значения потребления энергии продуктами питания населения России и некоторых стран, отмечается соотношение уровня жизни и качества питания населения, являются показателями бедности в России и некоторых других странах.

Угроза продовольственной безопасности России отмечается в контексте политических и социально-экономических процессов, в частности объективной необходимости обновления основных фондов, повышения производительности труда и активизации инновационного процесса в деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Теоретические аспекты обеспечения продовольственной безопасности страны.

Важной характеристикой продовольственной безопасности страны как важной составляющей должна быть способность государства обеспечивать потребности населения в качественном и экологически безопасном питании в соответствии с рациональными и обоснованными с медицинской точки зрения нормами питания, своевременными угрозами конфронтации на личном уровне, а также доверие подавляющего большинства населения к государству.

Продовольственная безопасность каждого государства является неотъемлемой частью его национальной безопасности. 

Первая доктрина продовольственной безопасности была принята в 2010 году [2]. В большинстве случаев это концептуальный и декларативный документ, представляющий основные положения государственной продовольственной политики. Основным элементом доктрины является степень самообеспеченности россиян определенными видами продукции.

Например, уровень самообеспечения сахаром и рыбой вырос с 80% до 90%. Уровень самообеспечения граждан этими продуктами должен составлять не менее 90% и соответственно составляет 60%.

Уровень самообеспечения молочными продуктами, которые являются неотъемлемой частью корзины продуктов питания, не изменился - он по-прежнему составляет 90%.

В целом, как идеологический документ, доктрина не претерпела радикальных изменений. Как правило, меняются числовые показатели, с которыми связаны небольшие нюансы, например, в отношении соли и молока.

Экономическая ситуация в стране в целом оказывает сильное влияние на реальные доходы населения. За последние шесть лет наблюдалась отрицательная динамика доходов, и это обстоятельство, конечно, не могло не повлиять на экономическую доступность продуктов питания в негативном ключе [3]

Доктрина 2010 года предусматривала единый показатель, предполагающий расчет доли отечественных сельскохозяйственных, рыболовных и продовольственных товаров во всех источниках торговли с учетом балансов передачи соответствующих товаров. В Доктрине учитывается баланс между экспортом и импортом в различных товарных группах.

20 января 2020 года принята вторая доктрина продовольственной безопасности. В доктрину 2020 года добавлен показатель доктрины 2010 года: экономическая доступность продуктов питания (возможность покупать продукты хорошего качества по ценам, количеству и ассортименту в соответствии с рекомендуемыми стандартами рационального потребления) и физическая доступность продуктов питания (уровень развития инфраструктуры для перевозки товаров, которые соответствуют рекомендуемым стандартам рационального потребления).

Использование экономических инструментов для поддержки  российских производителей сельскохозяйственной продукции, защиты и стимулирования внутреннего сельскохозяйственного и продовольственного рынка необходимо для обеспечения продовольственной безопасности государства.

Кроме того, мы также считаем важным формирование продовольственных запасов в свете новых событий 2020 года, связанных с пандемией и продемонстрировавших внезапный разрыв производственно-логистических связей, вызвавший беспричинный дефицит продовольствия в одних странах и затоваривание в других, а также рост мировых цен на отдельные виды агропродовольственной продукции.

Необходимо повышать устойчивость отечественных продовольственных систем путем усиления управления агропродовольственными рынками.

Обобщая результаты исследований глобальной и национальной практики определения показателей продовольственной безопасности, стоит отметить их большое разнообразие и разнообразную интерпретацию, но, тем не менее, ученые согласны с критериями оценки, подчеркивая физическую и экономическую доступность, качество. Следует отметить, что в предлагаемую группу критериев и показателей могут быть внесены изменения.

Анализ и оценка современного состояния продовольственной безопасности России.

На сегодняшний день базовой комплектующей агропромышленного комплекса является сельское хозяйство. Отрасли аграрного комплекса специализируются прежде всего на производстве сельскохозяйственной продукции. Продовольственная безопасность заключается в основном на эффективном функционировании агропромышленного комплекса, ведь именно народное хозяйство несет ответственность за производство и доведение продукции до конечного потребителя.

Перед отраслью была поставлена стратегическая задача до 2024 года довести экспорт до 45 млрд. $, тем самым удвоив его [4].

Стоит отметить, что финансирование Государственной программы по развитию сельского хозяйства до 2025 года выросло до более 8 трлн. руб.

Главными целями данной программы являются обеспечение безопасности продовольственных товаров, активный рост экспорта товаров за рубеж, а также инвестирование в основной капитал.

По прогнозным данным производство продукции сельского хозяйства планируется нарастить к 2025 году относительно уровня 2020 года на 20%.

Стоит отметить, что экспорт отечественной продукции также должен увеличиться и составить к 2024 году около 45 млрд. $, как и планировалось, согласно поставленной стратегической задаче [4].

Критерии поддержки аграрного комплекса ориентированы на повышение планов в сельхозпродукции, сырья и продовольствия в сельскохозяйственной отрасли, кроме того на это влияет рентабельность сельхозпроизводителя и улучшение скорости ввоза продукции в агрокомплекс.

Многие годы аграрный комплекс сталкивается с рядом проблем, мешающими ему выйти на более высокий уровень. Большая часть отраслей аграрного комплекса недостаточно оснащены современной сельскохозяйственной техникой, а некоторые предприятия вовсе используют устаревшую технику, износ, которой превышает более 50%. Недостаточная оснащенность техникой приводит к большой нагрузке и выбытию техники по причине быстрого выхода её из строя [4].

Центральной проблемой аграрного комплекса является недостаток инвестиций для развития основных производственных средств. Сегодня хоть и наблюдается ежегодный прирост денежных средств сельскохозяйственной сферы, но капитал в этой отрасли все равно остается недостаточным, поэтому государство должно обеспечить агропромышленный комплекс стабильной поддержкой со своей стороны

Низкое развитие сельской местности является еще одним серьёзным недостатком агропромышленного комплекса. Села и деревни по-прежнему остаются главным фактором для развития сельского хозяйства, но низкий уровень жизни в них, а также состояние самих местностей, во много отстают от городского уровня. Сегодня будущие и молодые специалисты стремятся в большие города, где более высокая вероятность реализации себя как специалиста. В следствии этого, наблюдается переселение жителей и вымирание деревень. В результате всего в таком регионе постепенно исчезает сельское хозяйство.

Аграрному производству в России в настоящий период требуется активная поддержка со стороны государства. Оно в свою очередь уделяет данной сфере особый интерес, разрабатывая различные программы по развитию отрасли производства. Однако, отрасли сельского хозяйства интересны инвесторам только лишь в том случае, когда приносят регулярный доход.

Финансовая стратегия со стороны государства в сельском хозяйстве России должна быть направлена в первую очередь на:

- обеспечение выгодных условий для капитала;

- инвестирование агропромышленной деятельности;

-предоставление льгот для производителей сельскохозяйственной продукции;

-обеспечение условий экономической, а также инвестиционной безопасности производителей.

Для того, чтобы обеспечить достижение стратегических задач развития агропромышленного комплекса необходимо придерживаться инновационных ориентиров. На их реализацию и должна быть нацелена российская аграрная экономическая политика.

В настоящее время эффективное развитие внутреннего потребления является стратегически важной задачей. Агропромышленный комплекс в РФ в последние годы динамично развивается благодаря государственной поддержке, обеспечивая потребителей продовольствием по всем направлениям.

Россия может противостоять санкциям США и Евросоюза, у нее есть для этого все возможности.

Возможность создания резервного криохранилища семян растений, которые впоследствии заменят иностранный семенной фонд, рассматривают в Якутии.

На сегодняшний день в Якутске  уже действует криохранилище, в котором находятся порядка 13 тыс. видов семян бобовых, злаковых, дикоросов, сельскохозяйственных и древесных растений. Такое хранилище не требует внешнего источника электроэнергии для поддержания низкой температуры. В суровых условиях Якутии сформировался уникальный генофонд растений, обладающих комплексной устойчивостью. Здесь представлено свыше 250 видов растений, которые обладают повышенной устойчивостью к неблагоприятному климату, вредителям и болезням. В перспективе расширение сети хранилищ позволит хранить до одного миллиона образцов семян различных культур и диких растений.

Направления инновационного развития агропромышленного комплекса России.

Окна возможностей, которые создают принципиально новые ожидания повышения конкурентоспособности, открываются в основном в период технологических изменений. Этот период является ключом к достижению большего экономического роста. Для активизации инновационной деятельности российского фермерства необходимо оказывать государственную поддержку в форме дотирования, налогообложения, кредитования в первую очередь тем фермам, которые внедряют цифровые технологии. При этом региональные органы власти должны создать благоприятные условия для развития передовых фермерских хозяйств. Приоритетными направлениями инновационной деятельности фермерства России, на наш взгляд, выступают передовые технологии, позволяющие повысить почвенное плодородие земли и качество управления техникой, а также блокчейн-технологии, решающие проблему продвижения продукции на рынок.

Эффективность деятельности фермерских хозяйств регионов, напрямую зависит от степени внедрения ими инноваций, в том числе с элементами цифровизации. Однако, на практике инновационные технологии в хозяйствах (особенно технико-технологические) применяются недостаточно масштабно.

Для активизации инновационной деятельности фермерства в условиях цифровой трансформации АПК России необходимо предусмотреть определенные мероприятия (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Мероприятия активизации инновационной деятельности фермерских хозяйств в условиях цифровой трансформации АПК России

Источник: составлено автором

 

Вместе с этим важно предоставить руководителям хозяйств возможность прямого взаимодействия с успешными в плане внедрения цифровых технологий фермерами для обмена опытом. 

Несмотря на то, что реальных примеров внедрения и использования фермерскими хозяйствами инновационных технологий с элементами цифровизации достаточно немного, практика показывает их положительное влияние на рост эффективности хозяйств.

Катализатором инновационного развития фермерства Пензенской области, как и других регионов, сегодня являются передовые технологии, которые предлагают эффективные разработки как в животноводстве, так и в растениеводстве. Например, оснащение ушных бирок КРС акселерометрами позволят фермеру провести анализ двигательной активности животного, предупредить его серьезные заболевания. В растениеводстве применение почвенных сенсоров в фермерских хозяйствах поможет правильно принять технологические решения исходя из точного определения температуры, влажности и других агрохимических показателей почвы. При этом только крупные хозяйства имеют возможность и средства для кардинальной переоснастки производства. В свою очередь, небольшие агрофермы сталкиваются с проблемами нехватки финансовых ресурсов и ограниченности стратегического направления мышления. Таким образом, анализ инновационной деятельности фермерских хозяйств Пензенской области в условиях цифровой трансформации АПК России показал удовлетворительные результаты: около трети хозяйств активно внедряют инновации во все сферы производственной и сбытовой деятельности; около половины хозяйств имеют представление о цифровых сельскохозяйственных технологиях, по возможности стараются их внедрять; остальные работают по традиционным технологиям. Особое место в деятельности фермерских хозяйств региона занимает их участие в цифровой экосистеме ПАО «Россельхозбанк» «Свое. Фермерство».

Следует отметить, что, несмотря на большие успехи в повышении продовольственной безопасности России за последние пять лет, правительству и отечественным производителям все еще необходимо решить большое количество проблем, вызванных пандемией коронавируса и санкциями против России со стороны США и Европейского Союза из-за специальных военных операции в Украине.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета от 4 июля 2020 г. N 144 
2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120. http://www.mcx.ru/documents/document/ show/14857.19.htm/
3. Артем Белов: Что изменилось в Доктрине продовольственной безопасности. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://milknews.ru/interviu-i-blogi/belov-doktrinaprodbezopasnosti.html.
4. Маслова, В.В., Чекалин В.С., Авдеев М.В. Развитие сельского хозяйства России в условиях импортозамещения// Вестник Российской Академии Наук. 2019. №10, том 89. С. 1024–1032.
5. Семин А.Н. Продовольственная безопасность России в условиях эмбарго // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2020. - №5. С. 9-14.
6. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mcx.gov.ru/ministry/departments/departament-ekonomiki-investitsiy-i-regulirovaniya-rynkov/industry-information/info-monitoring-rynkov-apk/
7. Обернина М.С. Состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса Hоссии. // В сборнике: Условия, императивы и альтернативы развития современного общества в период нестабильности: экономика, управление, социономия, право . 2020. С. 459-464
8. Информационно—консалтинговое агентство “INFOLine” - маркетинговые исследования [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infoline.spb.ru/