Статья:

Взаимосвязь земельного налога с кадастровой и рыночной стоимостями

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(13)

Рубрика: Науки о Земле

Выходные данные
Еремеева В.А. Взаимосвязь земельного налога с кадастровой и рыночной стоимостями // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 13(13) . URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/13/25360 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимосвязь земельного налога с кадастровой и рыночной стоимостями

Еремеева Виктория Алексеевна
магистрант, Ставропольский государственный аграрный университет, РФ, Ставрополь

 

Порядок налогообложения земельных участков в Российской Федерации определен Налоговым Кодексом РФ (НК РФ).

Земельный налог является местным налогом, зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января 2014 года, являющегося налоговым периодом.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговые ставки варьируются от 0,3 до 1,5, в зависимости от функционального назначения земельных участков.

Объектами налогообложения в данной работе стали: земельный участок  с кадастровым номером 26:12:000000:56 под объекты производственного назначения, площадью 56 709 кв. м. и земельный участок  с кадастровым номером 26:12:011604:149 под общее пользование, площадью 177 кв. м. Для того, чтобы рассчитать земельный налог для данных земельных участков, необходимо знать величину стоимости, площадь и процентную ставку.

С учетом функционального назначения процентная ставка для расчета земельного налога  в городе Ставрополе для первого земельного участка составила 0,4%, так как он относится к 5 виду функционального использования земель,  0,65% для второго земельных участков составляет, так как он относится  к 7 виду функционального назначения земель.

Таблица 1.

 Процентное соотношение рыночной и кадастровой стоимости

Объект

Площадь земельного участка, кв. м.

Кадастровая стоимость, руб.

Рыночная стоимость, руб.

Кадастровая к рыночной стоимости, %

Земельный участок с кад. номером 26:12:000000:56

 

56 709

 

159 054 567

 

81 604 000

 

194,9

Земельный участок с кад. номером 26:12:011604:149

 

177

 

2 076 652

 

1 931 676

 

107,5

 

Исследуя таблицу 1, установили, что кадастровая стоимость первого земельного участка превышает рыночную на 94,9%, а во втором случае, на 7,5% значит, рыночная стоимость при исчислении земельного налога является выгодной для налогоплательщика.

Земельный налог находится путем умножения площади, кадастровой стоимости 1 кв. м. и процентной ставки.

Расчет земельного налога  от кадастровой стоимости для ЗУ1:

159 054 567,75 * 0,65 / 100 = 1033854,7 руб.;

земельный налог от рыночной стоимости:

81 604 000 * 0,65 / 100 = 530426 руб.

Таблица 2.

  Расчет земельного налога для земельного участка с кадастровым номером 26:12:000000:56

Вид стоимости

Сумма, руб.

Процентная ставка, %

Площадь, кв. м.

Земельный налог, тыс.руб.

Кадастровая

159 054 567

0,65

56 709

1033

 

Рыночная

81 604 000

0,65

530

 

Анализируя исследуемую таблицу 2, земельный налог от кадастровой стоимости будет равен 2385 тыс. рублей, а от рыночной – 1224 тыс. рублей. Таким образом, при использовании рыночной стоимости собственник выплатит земельный налог на 51% меньше, чем  при использовании кадастровой стоимости.

Расчет земельного налога от кадастровой стоимости для ЗУ 2:

2 076 652 * 0,4 / 100 = 8306,608 руб.

От рыночной стоимости:

1 931 676 *0,4 / 100 = 7726,70  руб.

Таблица 3.

Расчет земельного налога для земельного участка с кадастровым номером 26:12:011604:149

Вид стоимости

Сумма, руб.

Процентная ставка, %

Площадь, кв. м.

Земельный налог, тыс. руб.

Кадастровая

2 076 652

0,4

177,00

8,0

Рыночная

1 931 676

0,4

7,0

 

Анализируя исследуемую таблицу 3, земельный налог от кадастровой стоимости составил 8,0 тыс. руб., а от рыночной 7,0 тыс. руб.

Таким образом, земельный налог, уплачиваемый  во внебюджетные фонды, на основе кадастровой стоимости будет составлять 1042,1 тыс. руб., а на основе рыночной – 538,1 тыс. руб.

К сожалению, сегодня акцент сделан на фискальной функции кадастровой оценки. В результате, результаты оценки очень часто вызываются несогласие налогоплательщика, и приводит к спорным ситуациям. Пока налог на имущество не будет введен, налогоплательщики, которых не устраивают большие разницы, имеют право обратиться в суд и оспорить кадастровую стоимость. Стоит отметить, что такая практика сегодня встречается все чаще и чаще.

Анализ кадастровой оценки объектов недвижимости демонстрирует противоречивость данных по объектам со схожими характеристиками. Если кадастровая стоимость объекта завышена по сравнению с его рыночной стоимостью, объект утрачивает свою инвестиционную привлекательность, а это равносильно его смерти. Впрочем, занижение кадастровой стоимости также неэффективно. Низкая кадастровая стоимость не стимулирует собственника более рационально использовать свой земельный участок или же другой объект недвижимости. И только лишь оптимальная кадастровая стоимость может выступать и как регулятор эффективности использования объектов недвижимости, и как инструмент фискальной политики. Именно такой – комплексный – подход поможет решить многочисленные социальные проблемы и сделать качество жизни лучше.

Кадастровая оценка земли как объекта владения и собственности представляет важную гарантию соблюдения равновесия в правах собственников земельных участков и государства.

 

Список литературы:
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
2. Российская Федерация. Законы. Земельный Кодекс Российской Федерации: федер. Закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собр. зак-ва РФ. – 2001. – № 34. – 212с.
3. Российская Федерация. Законы. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: федер. Закон от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16 июля 1998 г.) (ред. от 8 марта 2015г.) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01 апреля 2015г.) [Электронный ресурс]:  Консультант Плюс. – Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/ (25.12.2014).
4. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды Российской Федерации: федер. закон от 10 января 2002г. №7-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г.) (ред. от 24 сентября 2014г.) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01 января 2015г.) [Электронный ресурс]:  Консультант Плюс. – Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/ (20.12.2014).
5. Агафонова, М. С. Рыночный подход к оценке недвижимости / М. С. Агафонова, О. А. Сорокина // Современные наукоемкие технологии. – 2014. –№ 7. – С. 116. 
6. Алакоз, В. В. Кадастровый недострой, или 7 грехов кадастра / В. В. Алакоз // Землеустройство, кадастр и мониторинг. – 2013. – № 8. – С. 30.
7. Бабенко, Р. В. Решение проблемы несовпадения кадастровой и рыночной стоимости / Р. В. Бабенко // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2012. – № 4.– С. 54.
8. Варламов, А. А. Земельный кадастр. В 6 т. Т.4. Оценка земель / А. А. Варламов. – М. : КолосС, 2006. – 463 с.