Статья:

К вопросу о современном понимании концепции трансгуманизма

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Прохин С.М. К вопросу о современном понимании концепции трансгуманизма // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 36(129). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/130/80044 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о современном понимании концепции трансгуманизма

Прохин Сергей Михайлович
студент, ГБПОУ МО Ногинский колледж, РФ, г. Балашиха
Чумаков Сергей Александрович
научный руководитель, преподаватель, ГБПОУ МО Ногинский колледж, РФ, г. Балашиха

 

Целью данного обзора является популярное рассмотрение идеи трансгуманизма, его преимущества и недостатки, а также обзор возможных  проблем, связанным с будущим развитием этой концепции.

Трансгуманизм это философское направление, которое с недавних пор обрело некотурую полупярность в молодёжной среде и стало пересекаться с политическими идеями. Определение трансгуманизма звучит следующим образом: это доктрина с элементами радикального изменения понятия человека, с помощью технического прогресса, отказ от природных качеств и трансформация[1]. Что же подразумевается под этим несколько туманным определением? Трансгуманизм постулирует полный или частичный отказ от боли и страданий физического тела и возможность перейти к новой ступени эволюции - с помощью науки и технологий заменить данные нам с рождения части тела и органы на совершенно новые технологические протезы и импланты. Высшая степень эволюции с точки зрения многих трансгуманистов - это перенести сознание человека в компьютер или на другой носитель. Тем не менее, стоит упомянуть что у трансгуманизма есть много ответвлений, и нет общего стандарта — манифеста или устоявшейся теоретической базы.

С моей точки зрения трансгуманизм это инструмент с помощью которого можно создать совершенно иного человека, некое новое существо [2], которое сможет превзойти наших современников настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Но пока что это только фантазии и не стоит относится к ним предельно серьёзно, как и к многим другим футуристическим концепциям.

Благодаря обилию информации, многие современники путают трансгуманизм с рядом философских и культурных феноменов. Например, многие отождествляют трансгуманизм с киберпанком хотя это разные вещи и последнее берет свое начало именно от трансгуманизма. Киберпанк скорее художественный жанр в котором преобладают такие понятия как “high tech” и “low life” то есть “высокие технологии, низкий уровень жизни”[3] а трансгуманизм как я уже упоминал философское направление.

Реализация принципов трансгуманизма выглядит несколько привлекательной, но сопряжена с целым рядом рисков. Преимущества трансгуманизма по мнению его сторонников -  полный отказом от боли, симбиоз и интеграция человека с компьютером, и вечная жизнь. Звучит заманчиво, но если трансгуманизм станет реальностью, то велик шанс, что  существующие социальное не авенство может дать невиданное до сих пор превосходство правящем кругам, которые увеличат свою власть и влияние. Тогда как обычным людям достанутся только новые ограничения, которые произвольно установит правящий круг.

В последние годы различные общественные движения и лидеры мнений начали смешивать трансгуманизм с политикой. В публичном пространстве появились такие направления как анархо-трансгуманизм, либертарианский трансгуманизм и т.д. Хоть и звучит ярко, но в настоящие время эти течения не могут претендовать на роль сколь-нибудь оформленных организационно и идейно, ведь пока что трансгуманизм не дает четкого ответа на то как решить актуальные для человечества проблемы дискриминации, неравенства и религиозного фанатизма.

На сегодняшний день есть все основания расценивать трансгуманизм в качестве скорее фантастических философских допущений. Возможно, в ближайшем будущем мы увидим настоящие развитие трансгуманизма не только в фантазиях но и в реальной жизни, его окончательную эволюцию в устоявшуюся систему взглядов, методов познания и преобразования окружающего мира и человека.

 

Список литературы:
1. Луков Валерий Андреевич Трансгуманизм // Знание. Понимание. Умение. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transgumanizm (дата обращения: 05.11.2020).
2. Летов О. В. Трансгуманизм и этика // Вестник культурологии. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transgumanizm-i-etika (дата обращения: 05.11.2020).
3. Зезюлько Александр Викторович “киберпанк” как феномен духовной жизни // Научная мысль Кавказа. 2012. №4 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberpank-kak-fenomen-duhovnoy-zhizni (дата обращения: 05.11.2020).