Статья:

Миграционный прогноз Российской Федерации в долгосрочной перспективе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Полуэктова О.А. Миграционный прогноз Российской Федерации в долгосрочной перспективе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 37(130). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/130/80147 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Миграционный прогноз Российской Федерации в долгосрочной перспективе

Полуэктова Ольга Алексеевна
магистрант, Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж

 

Аннотация. В данной статье рассматривается прогноз на миграцию, в частности трудовую, в Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

 

Ключевые слова: трудовая миграция, миграционная политика.

 

В настоящий момент Российская Федерация проходит острую фазу сокращения населения в трудоспособном возрасте, поэтому с высокой долей вероятности можно прогнозировать, что в краткосрочной перспективе, начиная с 2021 году будут предприняты новые меры по снятию барьеров для трудовой миграции в Россию.

Спрос на иностранную рабочую силу в России приводит к постепенному ослаблению требований к иностранным трудящимся-мигрантам. Это убедительно доказывает и новая концепция миграционной политики до 2015 г. от 2018 г. Патент как инструмент легализации занятости для иностранных работников из стран СНГ в России можно признать ослаблением контроля, а в отношении трудящихся-мигрантов из стран ЕАЭС требования ещё лояльнее: патенты им получать не требуется.

Тем не менее в последние годы в России наблюдался контролирующий, а не экономический подход к управлению миграционными процессами, хотя и он со временем ослабляется. Ужесточение системы регистрации (уже давно не эффективной системы миграционного контроля в России) создаёт почву для дальнейшего роста коррупции в сфере миграции и общему усложнению легализации трудовых мигрантов в России.

Так, даже в рамках ЕАЭС наблюдается усиление теневых отношений и расширение серой зоны в российской экономике. Хотя работники из Киргизии в России уже не должны приобретать патенты для работы, они прибегают к услугам теневых посредников для покупки фальшивой регистрации по месту жительства, так как арендодатели не регистрируют их в съемном жилье.

В среднесрочной перспективе сохраняющийся уровень коррупции в миграционной сфере ещё больше усложнит управляемость миграционными процессами и законсервирует теневые ниши занятости для трудящихся-мигрантов. В свою очередь это спровоцирует переход значительной части трудящихся-мигрантов в России от адаптации к условиям неформальной работы, к укреплению и институционализации уже сложившихся теневых практик вокруг миграции.

Отсутствие интеграционных программ, официальной специализированной инфраструктуры и сервисов для обслуживания мигрантов разных типов (в первую очередь для трудовых мигрантов) усиливает риски роста социального недовольства в российском обществе и укрепления параллельных сообществ мигрантов в России, что препятствует единству российского общества.

Как и в Европе, в среднесрочной перспективе рост рисков терроризма следует ожидать и в России, т.к. и в нашей стране положение значительного числа мигрантов непростое, а условия труда тяжёлые.

В долгосрочной перспективе (8–10 лет) существуют риски радикализации в двух форматах: с одной стороны, рост радикализации российских националистов, а с другой — радикализация как трудовых мигрантов, так и россиян иностранного происхождения, в том числе выросших в России детей мигрантов, представляющих собой уязвимую группу для радикальных групп, в том числе религиозных. Свидетельства реальности таких рисков россияне уже наблюдали не раз. В качестве примера можно привести выступления в Москве на Манежной площади, использование «мигрантского фактора» при конфликте вокруг собственности в Бирюлёво, а также теракт в петербургском метро, вербовка на территории России радикалов из числа мигрантов для службы в ИГИЛ («ИГИЛ», террористическая группировка, деятельность которой запрещена в России, – прим. ред.), возникновение «тюремных джамаатов», к которым присоединяются и иностранные граждане, отбывающие наказание в российских тюрьмах и т.д. Пока такие случаи единичны, но риски со временем будут нарастать. При этом в среднесрочной перспективе эти риски вряд ли будут реализованы. Немаловажным фактором при этом можно назвать то, что Россия — это страна мигрантов, у неё очень богатая мигрантская история и это даёт определённый запас прочности и иммунитета на ближайшее время.

Нарастающая потребность в реиндустриализации России в условиях сокращения ресурсов молодёжи в предстоящие годы усилит дефицит квалифицированных и неквалифицированных рабочих и специалистов. Существует ряд проектов и направлений (Академгородок 2.0, модернизация и развитие ВПК, дальнейшее развитие АПК), которые потребуют подготовки дополнительной квалифицированной рабочей силы для российского рынка труда. С другой стороны, в среднесрочной перспективе в условиях дальнейшего сохранения санкционной политики и текущих сложностей для малого и среднего бизнеса продолжится эмиграция квалифицированных кадров — молодёжь будет искать для себя за рубежом лучшие условия для роста и развития, как минимум на временной основе.

Процесс замещающей миграции из стран бывшего СССР, поддерживающий демографический и экономический потенциал России, частично компенсирующей «утечку умов», будет продолжаться. Тенденции последних лет показывают некоторый рост числа иностранных студентов из стран ЕАЭС . К сожалению, как уже было сказано ранее, не стоит ожидать значительный приток иностранцев в российские учреждения среднего профессионального образования, так как они не готовы к масштабному приёму иностранцев: это будет ограниченный поток, который может расшириться только при масштабной программе модернизации системы СПО.

С учетом структуры потока иностранной рабочей силы в Россию стратегически важным видится усиление сотрудничества в этой сфере с Узбекистаном, активно инициирующееся последним. Но ресурс Узбекистана за пределами 2024 года резко уменьшается. Постепенно экологическая миграция из Средней Азии (в частности, из того же Узбекистана) будет приобретать всё более важную роль.

Исследования показывают, что продолжается и даже ускоряется миграция из Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть России и это усиливает региональный дисбаланс в распределении рабочей силы. Уже в среднесрочной перспективе необходимо предпринимать меры по поиску ресурсов и возможностей как для привлечения иностранной рабочей силы в Сибирь и на Дальний Восток, так и улучшения жизненных условий для россиян в этих регионах, чтобы снизить их отток в центральные регионы России.