Статья:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИРМЫ: ПОНЯТИЕ ФИРМЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(205)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Липатова К.В. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИРМЫ: ПОНЯТИЕ ФИРМЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 26(205). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/205/116312 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИРМЫ: ПОНЯТИЕ ФИРМЫ

Липатова Ксения Владиславовна
студент, Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск

 

В узком смысле слова фирма (в переводе с латинского firma- подпись - «торговое имя коммерсанта») - это базовая единица хозяйства в рыночных отношениях, имеющая официальную регистрацию в виде какой-либо её правовой норме. Фирма - организационно-управленческий институт, обладающий следующими признаками:

1) преобразует различные доступные ресурсы в какую-либо продукцию;

2) имеет расчётный счёт в банке;

3) обладает самостоятельностью в принятии решений по основным экономическим вопросам.

Материальная успешность фирмы определяется её доходами, для повышения которых организация может ставить перед собой разнообразные цели, такие как: максимизация прибыли; минимизация убытков; максимизация объёма производства; максимизация свободного времени предпринимателя  и др.

Одновременное достижение вышеперечисленных целей невозможно по целому ряду причин, поэтому фирма выбирает одну цель как основополагающую и определяющую её деятельность. В большинстве случаев организация стремиться к максимизации прибыли.

В случае рассмотрения фирмы следует отличать её от предприятия, чтобы не попасть в заблуждение. Предприятие входит в состав фирмы как производственное подразделение, не являясь юридическим лицом.

Для того, чтобы понять природу фирмы, рассмотрим её в трёх аспектах.

Во-первых, фирма является совокупностью универсальных средств и механизмов производства определённых благ (товаров и услуг); иными словами, фирма- это экономическая единица, осуществляющая технико-производственный процесс.

Во-вторых, деятельность фирмы базируется на взаимоотношениях с различными субъектами рынка по принципу эквивалентного обмена. Таким образом, фирма при получении выручки обязана возмещать все издержки производства и получать прибыль, обеспечивающую развитие организации.

В-третьих, фирма – социальное звено, так как представляет собой коллектив связанных кооперацией производства и труда работников, между которыми появляются определённые отношения, обеспечивающие включение фирмы в организацию и регулирование труда.

Обобщив, можно сказать, что главной целью любой фирмы является преобразование неких ресурсов в определенные блага( товары, услуги), в которых нуждаются потребители. Конечной целью фирмы выступает, как правило, максимизация благосостояния.

Рассмотрев различные точки зрения экономистов, можно выделить несколько аспектов:

1) При расширении объёмов фирмы возникает процесс «убывающей отдачи», при котором появляется прямая зависимость издержек от объёма производства: увеличение объёма производства приводит к увеличению издержек производства на каждую следующую единицу товара. Вместе с тем начинается повышение трансакционных издержек организации, что приводит к состоянию фирмы, обозначенному на кривой производственной деятельности как превышение совокупных издержек фирмы над совокупными издержками рынка. Именно эта точка и является определителем размеров какой-либо фирмы;

2) Расширение фирмы с максимально эффективным использованием факторов производства и транзакции возможно лишь до определённого размера в силу ограниченности управленческих способностей предпринимателя;

3) В современной экономике существуют такие отрасли, в которых обеспечение наиболее эффективного производства при минимальных издержках по транзакции возможно только малыми фирмами. (Примером такой отрасли может быть пищевая промышленность).

Все обозначенные факторы могут существовать и одновременно.

Размер фирмы зависит и от новых изобретений, позволяющих пространственно сблизить факторы производства, так как способны сократить те или иные издержки, оказать влияние на эффективность производственной деятельности фирмы и стимулировать её увеличение, улучшая технику управления и производства.

В настоящее время количество стран с рыночной экономикой определяется числом в 60 млн. фирм, из которых 99% являются частью малого или среднего предпринимательства. Большая часть таких фирм( около 50%) принадлежат США, в то время, как в России рыночные реформы только привели к увеличению роста количества разноотраслевых фирм (например, в торговле, секторе услуг, финансовой сфере, легкой и тяжёлой промышленности и др.)

Возникновение и увеличение роста фирм связывают с доиндустриальным периодом (первоначальное накопление капитала), так как именно в нём началось появление множества частных предприятий. Такие предприятия стали фундаментом фабричной производственной деятельности и формы организации предпринимательства. Роль фирм с появлением новых этапов экономического развития и научно-технического прогресса неустанно растёт, что определяет расширение их функций.

 

Список литературы:
1. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс. – М.: 1996.