Статья:

Процедурные аспекты декларирования товаров

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кудряшова В.Д. Процедурные аспекты декларирования товаров // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 37(130). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/130/80461 (дата обращения: 05.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Процедурные аспекты декларирования товаров

Кудряшова Виктория Дмитриевна
студент, Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Шуваев Андрей Валерьевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

THE PROCEDURAL ASPECTS OF THE DECLARATION OF GOODS

 

Victoria Kudryashova

Student, the Faculty of Forensics and Law in Construction and Transport, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, Saint-Petersburg

Andrey Shuvaev

Candidate of legal Sciences, Associate professor, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering,  Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматриваются процедурные аспекты декларирования товаров. Раскрываются понятие, место, сроки, формы, виды, а также особенности декларирования товаров с использованием систем красного и зеленого коридоров.

Abstract. The article discusses the procedural aspects of declaring goods. The concept, place, terms, forms, types, as well as features of declaring goods using various systems are revealed.

 

Ключевые слова: таможенная декларация, процедурные аспекты декларирования, перемещение товаров.

Keywords: customs declaration, the procedural aspects of the Declaration, the movement of goods.

 

В соответствии со статьей 2 ТК ЕАЭС таможенная декларация представляет собой таможенный документ, который содержит сведения о товарах, а также иные сведения, необходимые для выпуска товаров.

Так, суть декларирования товаров состоит в подаче таможенной декларации, содержащей информацию о продуктах, таможенных процедурах и иной необходимой информации, в таможенный орган.

Согласно статье 2 ТК ЕАЭС декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

Соответственно, субъектом таможенного декларирования может быть либо декларант, либо таможенный брокер (представитель декларанта).

Как правило, декларантом выступает сам участник внешнеэкономической деятельности (получатель или отправитель товаров) либо же иное лицо, имеющее полномочия на распоряжение товарами на таможенной территории РФ.

В отличие от физических лиц, декларантом, то есть организацией или индивидуальным предпринимателем, может быть только российское лицо, являющееся стороной внешнеэкономической сделки.

В качестве исключения имеются следующие случаи перемещения товаров:

  1. Иностранным перевозчиком, находящимся в режиме международного таможенного транзита;
  2. Дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств;
  3. В режимах временного ввоза, транзита, реэкспорта, выпуска для внутреннего потребления представительствами иностранных организаций, зарегистрированных на территории РФ;
  4. В других случаях, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории РФ не в рамках внешнеэкономической сделки.

Таможенный брокер обладает такими же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. Более того, таможенный брокер вправе выступать в роли поручителя по вопросам, касающихся уплаты таможенных платежей лицами, в интересах которых декларируются товары.

Поскольку декларирование товаров является одним из необходимых условий для перемещения товаров через таможенную границу, ему присущи следующие функции:

  1. Предоставление таможенному органу необходимой и достаточной информации о перевозимых товарах для получения разрешения об их пересечении таможенной границы.
  2. В декларации дается информация о декларанте, а также об адресатах, которым предназначены перевозимые товары.
  3. Исходя из предоставленной информации, таможенный орган проводит акт проверки действительности данной информации о перемещаемых товарах.
  4. В соответствии с таможенной декларацией перевозимый товар определяется под выбранный декларантом таможенный режим, что является юридическим подтверждением законности действий, которые совершает декларант в отношении перевозимых товаров.

При подаче таможенной декларации необходимо предоставить таможенному органу следующие документы, послужившие основанием для заполнения таможенной декларации:

  • Документ, подтверждающий полномочие лица подать таможенную декларацию;
  • Документ, подтверждающий совершение внешнеэкономической сделки, а в случае ее отсутствия - иные документы, в которых указаны права владения, пользования, распоряжения перемещаемых товаров;
  • Документы на транспортное средство, которое осуществляет перевозку товаров через таможенную границу;
  • Документы, подтверждающие оплату и обеспечение уплаты таможенных платежей и т.д.

В соответствии со статьей 179 ТК ЕАЭС устанавливается две формы таможенного декларирования товаров: письменная и электронная.

Письменная форма таможенного декларирования включает в себя следующие виды таможенных деклараций:

  • декларация на товары (торговый товарооборот);
  • транзитная декларация (товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита);
  • пассажирская таможенная декларация (подается физическими лицами на товары для личного пользования);
  • декларация на транспортное средство (декларирование транспортных средств международной перевозки).

Электронная форма применяется при таможенном декларировании товаров с использованием формы декларации на товары. Она подается по общим правилам таможенного декларирования товаров и подписывается электронной цифровой подписью декларанта.

Что касается сроков подачи декларации, то они различаются в зависимости от действий, совершаемых с товарами. Так, декларация на ввезенные на таможенную территорию товары подается до истечения сроков временного хранения. Соответственно, декларация на вывозимые товары подается непосредственно до их убытия с таможенной территории Таможенного союза.

Декларация на товары подается в любой таможенный орган, имеющий право регистрировать таможенные декларации.

При совершении таможенных операций возможно применение технологии удаленного выпуска, когда декларация на товары подается таможенному органу, удаленному от места нахождения декларируемых товаров.

Проведение таможенного досмотра осуществляется таможенным органом, в деятельности которого находятся декларируемые товары, и, по результатам такого досмотра, должностным лицом таможенного органа, проверившего таможенную декларацию, уже непосредственно принимается решение о дальнейшем выпуске товаров.

Для таможенного декларирования отдельных категорий товаров могут быть определены лишь конкретные таможенные органы, имеющие право принимать таможенные декларации.

ФТС России имеет право наделять таможенные органы компетенциями по принятию таможенных деклараций в отношении товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц (приказ ФТС России от 25.01.2011 № 138 «Об установлении компетенции таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по совершению таможенных операций в отношении дипломатической почты иностранных государств и товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц»), а также в международных почтовых отправлениях (приказ ФТС России от 17.11.11 № 2350 «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых через таможенную границу Таможенного союза в международных почтовых отправлениях»).

Пропущенные сроки, необходимые для подачи таможенной декларации влекут за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти тысяч рублей; для юридических лиц - от десяти до пятидесяти тысяч рублей. Непредставление в установленный срок документов, заявленных в таможенной декларации, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух до пяти тысяч рублей; юридические лица от пятидесяти до ста тысяч. 

Таможенный орган самостоятельно назначает дату и время подачи декларации на товары в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

По просьбе декларанта либо таможенного представителя, таможенный орган обязан выдать в письменном виде подтверждение о дате и времени подачи декларации на товары, за исключением случаев подачи в электронном виде способом, позволяющим зафиксировать дату и время подачи программного обеспечения декларирования.

Существует несколько видов таможенных деклараций:

  • декларация на товары;
  • транзитная декларация;
  • пассажирская таможенная декларация;
  • декларация на транспортное средство.

Декларация на товары подается при перемещении товаров хозяйствующими субъектами.

Транзитная декларация подается в случае помещения товаров под процедуру таможенного транзита.

Пассажирская декларация подается в случае перемещения физическими лицами товаров для личного пользования.

Декларация на транспортное средство подается при перемещении через таможенную границу транспортных средств международной перевозки.

В качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта (один из документов - автотранспортная накладная), если в них содержатся необходимые сведения. Если сведений недостаточно, подается отдельная декларация на транспортное средство.

На сегодняшний день существует система красных и зеленых коридоров. Она является довольно популярным способом контроля, поскольку иностранные государства при увеличении числа контрольно-пропускных пунктов были сосредоточены на применении именно этой системы. Использование системы двойного коридора регламентировано статьей 257 ТК ЕАЭС. Требования к оборудованию системы двойного коридора в пунктах пропуска установлены Решением Комиссии ТС №259 от 20.05.2010 года.

Обязательным элементом системы является наличие информационной зоны со стендами, которые должны содержать подробные сведения о порядке использования зелёного или красного коридора. Информационная зона должна быть расположена непосредственно перед коридорами. На стендах должна содержаться прежде всего нормативная информация из таможенного законодательства, а также порядок перемещения товаров и личных вещей, выбор коридора, ответственности за нарушение таможенных правил, бланки пассажирской таможенной декларации с образцом заполнения. Указатели, надписи и идентифицирующие символы в информационной зоне обозначаются на государственном языке страны, часто имеют перевод на английский язык и могут также быть дублированы на иные языки.

Так, если у лица нет товаров, подлежащих таможенному декларированию, он проходит через зеленый коридор. С юридической точки зрения пересечение зеленого коридора означает устное заявление об отсутствии у лица товаров для декларирования. Однако даже в этом случае сотрудники таможенной службы имеют право досмотреть лицо, проходящее через зеленый коридор. Таким образом, при обнаружении у лица, проходящего через зеленый коридор, товаров, предназначенных для декларирования, такое лицо могут привлечь к ответственности за административное нарушение таможенных правил, предусмотренных частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

Если лицо везет при себе товары, подлежащие таможенному декларированию, ему необходимо пройти в красный коридор и заполнить таможенную декларацию.

То есть необходимо понимать, что в системе двойного коридора предусматривается контроль со стороны сотрудников таможенной службы в обоих случаях. Разница состоит лишь в том, нужно ли заполнять таможенную декларацию.

Чтобы пройти систему двойного коридора, необходимо знать, какие товары нужно декларировать при въезде и выезде из РФ:

  • Лекарственные средства, содержащие сильнодействующие, наркотические и психотропные вещества;
  • Оружие, его основные части и боеприпасы;
  • Культурные ценности;
  • Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения;
  • Алкогольные напитки более 3 литров;
  • Табачные изделия более 200 сигарет, 50 сигар или 250 граммов табака;
  • Вещи стоимостью более 10 тысяч евро и/или весом более 50 кг;
  • Денежные средства суммой более 10 тысяч долларов США.

Подводя итог, можно сделать вывод, что товары, перевозимые через таможенную границу, подлежат обязательному таможенному декларированию. Таможенная декларация должна предоставлять всю необходимую информацию о декларанте, адресатах, товарах и транспортных средствах, а также подлежащих таможенных процедурах.

Правильное и своевременное заполнение таможенной декларации является результатом беспроблемного прохождения таможенного контроля на границе и, как следствие, быстрой доставки товара адресату.

Результаты декларирования товаров могут быть использованы сотрудниками таможенных органов для следующих целей: правоохранительная деятельность (например, борьба с контрабандой), административное регулирование внешнеэкономической деятельности (например, лицензирование), отдельные виды государственного контроля (например, ветеринарный или экологический контроль).
Использование таможенной декларации является удобным способом прохождения контроля, потому что при отсутствии этого способа сотрудникам таможенных органов пришлось бы самим считать и измерять все товары, проходящие через границу, что в конечном итоге привело бы к большому коллапсу на таможенной границе и влекло за собой негативное воздействие между участниками правоотношений.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.];
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г). - Москва: Проспект, 2018. - 512 с.;
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020);
4. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации";
5. Федеральный Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации". Издательство "Граница". М.,1996;
6. Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 259 "О требованиях, применяемых к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытия с этой территории".