Статья:

Административно-правовой режим оборота оружия и взрывчатых веществ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шванская В.Д. Административно-правовой режим оборота оружия и взрывчатых веществ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80597 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Административно-правовой режим оборота оружия и взрывчатых веществ

Шванская Валентина Дмитриевна
студент, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург
Баловнева Валентина Ивановна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. В статье автор рассматривает административно-правовой режим оборота оружия и взрывчатых веществ на территории Российской Федерации, раскрывает понятие оружия, приводит его классификацию, выявляет ряд проблем и предлагает пути их решения.

 

Ключевые слова: оружие, взрывчатые вещества, административно-правовой режим, огнестрельное оружие.

 

По своей сути административно-правовое регулирование оборота оружия и взрывчатых веществ в РФ является неотъемлемой частью государственного регулирования, которое выражается в виде систематического использования административно-правовых средств, для достижения правомерного поведения субъектов общественных отношений в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ.

Предметом административно-правового регулирования оборота оружия и взрывчатых веществ являются складывающиеся общественные отношения, неотъемлемым признаком которых является участие органов государственной власти, на которых возложены регулятивные, контрольные и охранительные функции.

Основной целью административного регулирования оборота оружия и взрывчатых веществ является обеспечения порядка оборота боевого ручного стрелкового, служебного и гражданского оружия, а также взрывчатых веществ в целях недопущения распространения и использования их в незаконных целях.

Государство неслучайно законодательно закрепило административно-правовой режим оборота оружия ввиду того, что оружие и взрывчатые вещества предназначены для уничтожения живой силы и в случаях неправомерного использования могут представлять угрозу как безопасности личности, так и всего государства в целом.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в данной области, является Федеральный закон РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». Анализ данного закона позволяет выделить ряд признаков характерных для административно-правового режима оборота оружия и взрывчатых веществ. К ним относятся:

– определенный круг регулируемых общественных отношений, которые связывает единый объект, а именно оружие и взрывчатые вещества;

– целью регулирования является обеспечения жизни и здоровья граждан, а также их собственности, обеспечение общественной безопасности и охраны природы;

– определен комплекс мер, предназначенный для достижения вышеуказанных целей [1].

Как и любой административно-правовой режим, режим оборота оружия и взрывчатых веществ предполагает под собой определенные ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Стоит отметить, что статья 1 Федерального закона РФ «Об оружии» закрепляет легальное понятие оборота оружия и основных частей огнестрельного оружия, под которым понимается производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации [1].

По мнению некоторых ученых, данное понятие не раскрывает всей сути оборота оружия, а лишь приводит перечень действий, совершаемых с ним. Так, С.В. Морозов отмечает, что под оборотом оружия стоит понимать некую совокупность значимых действий, урегулированных государством, необходимость урегулирования которых вызвана сложившийся политической и общественной обстановкой в государстве в целях обеспечения безопасности граждан, а также совершаемых субъектами общественных отношений по поводу оружия [2, с. 36].

В тоже время статья 1 вышеуказанного Федерального закона подразделяет все виды оружия по признаку механизма поражения цели, а именно выделяют огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое, сигнальное оружия. Анализ данного нормативного акта, позволяет прийти к выводу, что данный перечень не является исчерпывающим.

Так, статья 3 данного Федерального закона относит к гражданскому оружию самообороны электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства. Как следует из указанного определения механизм поражения данного вида оружия существенно отличается от перечня, указанного в статье 1 [1].

В связи с этим считаем, что перечень видов оружия, закрепленный статьей 1 Федерального закона «Об оружии», необходимо дополнить еще одним видом оружия, а именно электрическим оружием. По нашему мнению, под электрическим оружием следует понимать устройства, предназначенные для поражения живой цели путем воздействия электрическим разрядом.

Еще одной неразрешенной проблемой является оборот не летального оружия. Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит понятия не летального оружия несмотря на то, что оборот отдельных видов оружия, основной целью которых является поражение живой цели, регулируется Федеральным законом «Об оружии».

Так, примером не летального оружия, допущенного в гражданский оборот, являются травматические пистолеты Иж-79-9Т, револьвер «Викинг», которые сертифицированы в качестве газового оружия, а фактически используются с травматическими патронами [4, с. 58].

Определенным противоречием в урегулировании правового режима оборота оружия не летального действия выступает тот факт, что рассмотренные выше виды оружия относятся к категории гражданского.

Однако, резиновые палки, устройства, снаряженные слезоточивым газом, которые стоят на вооружении правоохранительных органов РФ и имеют своей целью не летальное поражение живой цели, не подпадают под режим оружия. Данные виды устройств отнесены законодателем к категории «специальных средств».

Особняком в процессе установления административно-правового режима оборота оружия и взрывчатых веществ, стоит оружие, изготовленное кустарным способом. Так, гр. Киреев был признан виновным в соответствии с ч. 1 ст. 222.1 УК РФ и приговорен к лишению свободы сроком на 1 год условно. Как следует из материалов дела, гр. Киреев сделал самодельное оружие «поджиг», используя для его изготовления толстостенную металлическую трубу. Для осуществления выстрелов использовал шар из подшипника, а также порох промышленного производства. В следствие чего, гр.  Киреев был привлечен к уголовной ответственности за незаконное хранение взрывчатых веществ метательного действия.

Согласно статистике Оренбургского районного суда Оренбургской области в период с 01.01.2020 года по 01.09.2020 года было вынесено 6 обвинительных приговоров по статье 222 УК РФ, что является достаточно высоким показателем [3].

В связи с этим считаем, что принятие более жестких мер законодательного характера будет способствовать установлению контроля за незаконным распространением оружия и взрывчатых веществ.

С принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» режим лицензирования оборота оружия в значительной степени трансформировался.

С лицензированием и режимом разрешений жестко увязан регистрационный режим, однако отличающийся от них методом административного воздействия, поскольку при регистрации не принимается акт разрешительного характера.

Суть регистрации – в проверке законности фактов, их официальном признании и последующем учете.

Она состоит из процедуры внесения соответствующих сведений в реестр, иной установленный законодательством документ и выдачи документа, свидетельствующего о регистрации. Регистрационные режимы устанавливаются как Законом «Об оружии», так и Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Стандартизацию и сертификацию оружия, следует отнести к административно–правовым режимам технико-юридического порядка. Общие нормы этих режимов содержатся в положениях Закона «Об оружии», который устанавливает обязательные требования по стандартизации и сертификации в отношении гражданского и служебного оружия.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что специфика оружия и взрывчатых веществ, как объектов, представляющих опасность для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды даже при нормальных условиях их оборота обусловливает необходимость разработки и принятия как общих, так и специальных мер по урегулированию их оборота.

В связи этим на территории Российской Федерации принят ряд законодательных актов, которые устанавливают административно-правовой режим оборота оружия и взрывчатых веществ.

По нашему мнению, внесение ряда изменений в Федеральный закон «Об оружии» позволит достичь наибольшей конкретики в процессе урегулирования оборота оружия, а также позволит снизить уровень незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оружии» // Российская газета. – 1996. – № 241.
2. Морозов С.В. Особенности административного режима оборота оружия в Российской Федерации // Государство и право. – 2019. – № 4. – С. 35-38.
3. Официальный сайт Оренбургского районного суда Оренбургской области // URL: https://orenburgsky--orb.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=44954899&delo_id=1540006&new=0&text_number=1 (дата обращения 29.10.2020).
4. Тимофеев Е.В. Проблемы оборота оружия и взрывчатых веществ // Вестник челябинского государственного университета. – 2020. – № 1. – С. 57-59.