Статья:

Государственно-частное партнерство: история развития в Великобритании, Франции и США

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Кожоридзе Г.Г. Государственно-частное партнерство: история развития в Великобритании, Франции и США // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80602 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственно-частное партнерство: история развития в Великобритании, Франции и США

Кожоридзе Георгий Гочевич
студент, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет „Синергия“, РФ, г. Москва
Богатырева Людмила Геннадьевна
научный руководитель, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет „Синергия“, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматривается история развития государственно-частного партнерства в странах, занимающих сегодня лидирующие позиции в данной сфере: Великобритании, Франции и США. Формулируются особенности института ГЧП, способные повысить эффективность и расширить практику применения ГЧП в различных странах.

 

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, сотрудничество, частный бизнес, инфраструктура, инвестирование.

 

Термин «государственно-частное партнерство» стал широко применяться сравнительно недавно – в 80-е годы ХХ века. Однако в действительности сотрудничество между государством и частным бизнесом для создания и управления инфраструктурой имеет во многих странах давнюю историю [1]. В данной статье рассмотрены примеры трех стран, на сегодняшний день занимающих одни из лидирующих позиций по уровню развития ГЧП: Великобритании, Франции и США.

В современном виде ГЧП зародилось в 1990-х гг. в Великобритании, когда был принят специальный закон, позволяющий частным инвесторам строить совместно с государством инфраструктурные объекты. Впоследствии в 1992 г. была создана «Частная Финансовая Инициатива» (Private Financing Initiative), целью которой стало привлечение частных инвестиций на строительство государственных объектов. Суть этой инициативы заключалась в следующем: при строительстве объекта частный бизнес является исполнителем, а государство – заказчиком, однако при этом строительные работы оплачивает сам бизнес. После завершения работ государство берет этот объект в долгосрочную аренду, но подрядчик (частный бизнес) продолжает обеспечивать эксплуатацию объекта. Таким образом, инвестиции частного партнера компенсируются за счет арендных платежей. Когда оговоренный срок аренды подходит к концу, объект, как правило, передается заказчику (государству) за символическую стоимость или вовсе бесплатно. Такая схема получила широкое распространение в Великобритании, и в последующие годы похожие законы были приняты более чем в 40 странах мира.

В конце 1990-хх гг. в рамках развития данной съемы Госказначейством Великобритании была создана специальная группа Treasure Task Force, целью которой стало оказание различной помощи министерствам и ведомствам по линии государственно-частного партнерства [4]. В 2000 году на основе этой группы при Правительстве Великобритании был сформирован специальный методологический центр по вопросам теории и практики ГЧП – Partnerships UK. Действовал он при министерстве финансов. Впоследствии он был преобразован в совместную государственно-частную структуру, в которой 51% принадлежало частному сектору. Со временем практика применения механизма ГЧП все расширялась. Государство, зачастую не имея финансовых возможностей обеспечить расширенное воспроизводство в некоторых отраслях, могло передать их в долгосрочную аренду частному бизнесу, при этом оставляя за собой право осуществлять контроль за их деятельностью.

Интересен также опыт Франции. В настоящий момент эта страна входит в число лидеров, успешно практикующих механизм ГЧП. Однако до 2004 г. во Франции не было даже единого закона, которым бы регулировались все формы ГЧП. Каждая форма регулировалась различными нормативно-правовыми актами [3] Даже появившиеся позднее законы регулировали ГЧП изолированно – в каждой отдельной сфере был свой закон и свои правила. Например, так называемый закон LOPSI 2002 года позволял государственно-частное партнерство только в сфере правоохранительной и оборонной деятельности. Позднее в 2003г. вышло постановление правительства Франции, позволяющее частному сектору участвовать в аналогичных контрактных схемах уже в сфере здравоохранения.

Однако впоследствии в 2004 году в стране все-таки был принят единый закон о ГЧП, а уже в 2005 году при министерстве финансов был создан центр развития ГЧП. Основной целью этого центра стало содействие исполнительным органам власти – инициаторам проектов ГЧП – в подготовке и реализации подобных проектов на всей территории Франции.

В США практика партнерских отношений между государством и частным сектором тоже имеет длительную историю. Первые примеры относятся к XVII в., когда губернаторы штатов начали выдавать переехавшим в Америку иностранцам концессии на землю, реки, строительство дорог и т.д. [2] Однако современный этап развития ГЧП в США приходится на 80-е гг. ХХ в. в связи с приходом к власти Р. Рейгана. В этот период в США постепенно начал меняться статус объектов инфраструктуры. До этого большинство данных предприятий (аэропорты, дороги, электроэнергетика и др.) были либо государственные (на уровне страны или штата), либо муниципальные, но в общественной собственности.

Однако в конце 1980-х гг. США стали активнее рассматривать варианты сотрудничества с частным компаниями при строительстве дорог. Также возник вопрос о сокращении времени на их строительство при условии сохранения качества. В результате по всей стране начали практиковать варианты сотрудничества государства и бизнеса по схеме «проектирование-строительство»: государство отвечало за проектирование, а частный партнер брал на себя расходы на строительство. Такая схема стала особо широко применяться в ситуациях, когда у проекта были сжатые сроки [6].

Таким образом, из опыта Великобритании, Франции и США видно, что практически во всех странах государственно-частное партнерство впервые начало применяться именно в транспортной сфере, хотя впоследствии перешло и на другие. И хотя путь к такому широкому применению ГЧП был не быстрый, данные страны не побоялись передать эти отрасли в частные руки, при этом оставив за собой контроль и тем самым гарантируя качество предоставляемых услуг. Кроме того, во всех примерах был создан специальный государственный орган, ответственный непосредственно за ГЧП. Подобный регулирующий орган просто необходим для налаживания связей с частным бизнесом и облегчения процедуры взаимодействия с ним, а также для осуществления контроля. Именно эти особенности помогли данным странам расширить практику применения ГЧП и реализовать многие крупные инфраструктурные проекты, которые оказались выгодными как для государства, так и для частных инвесторов.

 

Список литературы:
1. Ханс-Адам II, Правящий Князь Лихтенштейна // Государство в третьем тысячелетии. — Москва-Берлин, Инфотропик Медиа, 2012.; McQuaid R. W., Scherrer W. Public private partnership – comparative issues in the UK, Germany and Austria / Paper for the 11th International Public Private Partnerships Conference (University of Iaşi, Iaşi, Romania, 25–27th May 2005) // . – 23 p. – P. 2.
2. Белицкая А.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства / А.В. Белицкая.– М.: Статут, 2012. – 191 с.
3. Мерзлов И.Ю. Международный опыт развития государственно-частного партнерства в экономически развитых странах: институциональный аспект / И.Ю. Мерзлов // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2012. – Выпуск № 3. – С. 75-81.
4. Узунов Ф.В. Зарубежный опыт формирования и развития государственно-частного партнерства /
5. Узунов Ф.В.  // Инвестиции: практика и опыт. - 2013. - № 14. - С. 124-126.
6. Report to Congress on Public-Private Partnerships / United States Department of Transportation. – Washington (DC, USA), 2004. – 182 p.