Научное обоснование роли игры в жизни ребёнка
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)
Научное обоснование роли игры в жизни ребёнка
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные требования, предъявляемые организации домашней работы младших школьников.
Ключевые слова: домашнее задание, младшие школьники, самостоятельная работа, знания, развитие.
Игра – это одно из чудесных явлений жизни, деятельность, которая кажется бесполезной и в то же время необходимой. Невольно обаятельная и привлекательная как явление жизни игра оказалась очень серьезной и сложной проблемой для научного мышления.
В психологии и педагогике проблему игровой деятельности разработали Л. П. Блонский, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн. Различные исследователи и мыслители за рубежом объединяют одну теорию игр в другую - Ф. Шиллер, К. Гросс, Г. Спенсер, Дж. Пиаже К. Бюлер, З. Фрейд и другие. Кажется, что каждый из них отражает одно из проявлений многогранного феномена игры, и ни один из них не отражает их истинную природу.
Теория К. Гросса особенно известна. Он видит суть игры в том, что она служит подготовкой к серьезным дальнейшим действиям. Человек улучшает свои навыки, упражняясь в игре. Основное преимущество этой теории, которая стала особенно популярной, в том, что она связывает игру с разработкой и ищет ее значение в той роли, которую она играет в разработке. Основным недостатком является то, что эта теория указывает только «смысл» игры, а не ее источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть.
Объяснение игры, начиная с эффекта, к которому она приводит, которое превращается в цель, на которую она направлена, приобретает у Гросса чисто телеологический характер, в котором телеология устраняет причинность. И поскольку Гросс пытается указать источники игры, объясняя человеческие игры так же, как игры животных, он ошибочно сводит их полностью к биологическому фактору, к инстинкту. Раскрывая важность игры для развития, теория Гросса принципиально антиисторична.
К. Бюлер стремясь раскрыть мотивы игры, выдвинул теорию функционального удовольствия (т.е. удовольствия от самого действия, независимо от результата) в качестве основного мотива игры. Теория игр как деятельность, порожденная удовольствием, является частным выражением теории гедонистической активности, то есть теории, которая полагает, что человеческая деятельность порождается принципом наслаждения или удовольствия. Мотивы человеческой деятельности так же разнообразны, как и она; Та или иная эмоциональная окраска является лишь отражением и производной стороной реальной мотивации. Подобно динамической теории Шиллера-Спенсера, гедонистическая теория упускает из виду реальное содержание действия, которое содержит его реальный мотив, который отражается в той или иной эмоционально эффективной окраске. Эта теория признает функциональное удовольствие или функциональную радость как определяющий фактор для игры и видит в игре только функциональную функцию организма. Такое понимание игры действительно неудовлетворительно, поскольку оно может быть применено только к самым ранним «функциональным» играм и неизбежно исключает его более высокие формы.
Д.Н.Узнадзе рассматривает игру как следствие тенденции к действиям, которые уже созрели и еще не были применены в реальной жизни. Опять же, как и в теории игр с избыточной силой, игра является плюсом, а не минусом. Он представлен как продукт развития, который, кроме того, превосходит потребности практической жизни. Это хорошо, но серьезным недостатком этой теории является то, что она рассматривает игру как деятельность в рамках зрелых функций, как уход организма, а не как деятельность, которая возникает в связи с внешним миром. Таким образом, игра превращается в формальную деятельность, не связанную с фактическим контентом, который, в некотором смысле, внешне наполнен. Такое объяснение «сущности» игры не может объяснить настоящую игру в ее конкретных проявлениях.
Основным ведущим направлением деятельности студента является обучение, приобретение знаний. Преподавание - это серьезная работа, требующая определенной степени организованности, дисциплины и волевых усилий со стороны ребенка. Часто вы должны делать то, что вам нужно, а не то, что вы хотите. Студент должен достичь определенного уровня психического и эмоционально-волевого развития. Образовательная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире и формирования элементарных понятий. Обучающийся должен быть опытным в умственных операциях, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира. Важное значение имеет позитивное отношение к обучению, способность к саморегуляции поведения и волевые усилия для выполнения поставленных задач.
Традиционная система образования не в состоянии обеспечить адекватный уровень развития детей с психофизиологическими и интеллектуальными навыками для обучения и развития на более высоком уровне сложности. Поэтому современная школа в последнее время ищет модели обучения, которые позволяют разнообразное развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических навыков и интеллектуальных навыков. Наиболее эффективной формой индивидуализации образовательного процесса, предлагающей наиболее приятные условия, являются нестандартные уроки с игровыми технологиями.
Нестандартные уроки - организация своего рода дополнительной деятельности. По форме это занятие игриво, знакомо и привлекательно для детей, а по ориентации оно носит воспитательный характер.
В общеобразовательной организации особое место занимают такие формы занятий, которые гарантируют активное участие каждого учащегося на уроках, повышают индивидуальную ответственность и авторитет знаний учащихся за результаты воспитательной работы. Эти задачи могут быть успешно решены с помощью технологии форм обучения в играх. В.П. Беспалько в своей книге «Слагаемые педагогической технологии» дает следующее определение педагогической технологии: «Педагогическая технология - это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, служба, работа. Игра только внешне кажется легкой и беззаботной. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, выдержки, самостоятельности, ума».
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от репродуктивной деятельности через трансформационную до главной цели - творческой поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует репродуктивная и трансформационная деятельность, в ходе которой учащиеся осваивают методы обучения. Исходя из этого, мы можем сказать, что технология игровых форм обучения направлена на то, чтобы научить студентов осознавать мотивы своего обучения, свое поведение в игре и в жизни, то есть формировать цели и программы для своей самостоятельной деятельности и предвидеть его непосредственные результаты.
«Разнообразная» полезность игры известна уже более века, но в современных условиях особое внимание следует уделять ее роли в формировании познавательной деятельности и развитии творческих способностей детей, развитие способности приобретать знания самостоятельно.
Конечно, одна или несколько игр, даже самых лучших, не могут гарантировать успех в решении всех задач. В то же время спонтанное и чрезмерное использование игр подрывает образовательный процесс, который в лучшем случае превращает их в формальные игры или псевдоигры, в которых давно скучают дети и сам учитель. Поэтому наиболее практичной стратегией образовательной деятельности является разработка и внедрение интегрированных игровых программ в работе с детьми, то есть систематизированных наборов пьес, направленных на достижение определенных целей, задачи и которые предлагаются детям в соответствии с пошаговой логикой пространственно-временного развертывания игры.
Учитель должен овладеть, с одной стороны, способностью разрабатывать и реализовывать программы разработки игр для практической работы и, с другой стороны, умением использовать игровые резервы, которые присущи самой игре, а также типам и формам, присутствующим в игре, в реальной жизни детей. Присущие игре дидактические, адаптирующая, воспитательная, коррекционно-развивающая, развивающая и другие функции должны быть освоены и осознаны педагогами с тем, чтобы избежать многочисленных нелепостей, грубых ошибок и случайностей, которые возможны при некорректном и бессистемном, просто неразумном включении игры в учебно-воспитательную работу с детьми.
Таким образом, ценность игры не может быть исчерпана и оценена развлечениями и развлечениями. Это ее феномен, который она может развить как развлечение, отдых, обучение, креативность, терапию, модель человеческого отношения и проявления в работе.
В современной школе, в которой основное внимание уделяется активизации и интенсификации учебного процесса, игра используется в следующих случаях:
- как самостоятельные технологии для овладения концепцией, темой или даже частью предмета;
- как часть более общей технологии;
- как урок или его часть (введение, контроль);
- как технология внешкольной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» охватывает довольно широкую группу приемов и методов организации педагогического процесса в виде различных педагогических игр. В отличие от игр в целом, образовательная игра имеет существенную особенность - четко определенную цель обучения и соответствующий педагогический результат, который может быть обоснован, выделен в четкой форме и характеризуется образовательно-познавательной направленностью. Игровая форма деятельности создается в классе с помощью игровых приемов и ситуаций, которые служат средством мотивации и стимулирования образовательной деятельности.
Существует несколько групп игр, которые развивают познавательную активность ребенка и интеллект.
Первая группа – это предметные игры, вроде манипулирования предметами и игрушками. Через предметы-игрушки - дети узнают цвет, форму, объем, материал, мир людей, мир животных и т. д.
Вторая группа - это сюжетно-ролевые, творческие игры, в которых сюжет является формой интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальные игры, такие как «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные являются важной составляющей образовательной, но, прежде всего, внеклассной работы познавательного характера.
Третья группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей, - это игры с готовыми правилами, обычно называемыми дидактическими.
Четвертая группа игр - строительные, трудовые, технические, дизайнерские. Эти игры отражают профессиональную активность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают творческий процесс, учатся планировать свою работу, отбирают необходимый материал, критически оценивают результаты своих и чужих действий и демонстрируют креативность в решении творческих задач. Профессиональная деятельность вызывает познавательную деятельность.
Игры пятой группы, интеллектуальные игры - обучающие игры, обучающие игры, которые влияют на умственную сферу. На основе конкурса, посредством сравнения, они показывают школьникам, которые играют на уровне своей подготовки, физической форме, предлагают пути самосовершенствования, а это значит, что они стимулируют свою познавательную деятельность. Учитель, использующий в своей работе все 5 видов игровой деятельности, обладает огромным арсеналом способов организации учебной и познавательной деятельности учащихся.
Лучшие дидактические игры основаны на принципе самообучения, то есть они сами направляют учащихся на овладение знаниями и навыками. Обучение обычно включает в себя два компонента: сбор правильной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты обеспечивают дидактический опыт для студентов. Но получение опыта занимает много времени. Чтобы увеличить «приобретение такого опыта» студентов, научите их самостоятельно обучать этому навыку. Это должно включать образовательные игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у студента острый интерес к предмету, позволяют им развить индивидуальные способности каждого учащегося и стимулируют познавательную деятельность. Ценность дидактической игры определяется не тем типом реакции, который она вызывает у детей, а ее эффективностью в решении конкретной проблемы применительно к каждому ученику.
Целью использования технологии игровых форм обучения является развитие стойкого познавательного интереса у студентов через различные игровые формы обучения.
Задачи:
- образовательные: способствуют усвоению учебного материала учащимися; способствовать расширению кругозора студентов за счет использования дополнительных исторических источников;
- развивающие: развивать творческое мышление учащихся; способствовать практическому применению навыков и умений, усвоенных на уроке;
- воспитательные: воспитание моральных взглядов и убеждений; развивать историческое самосознание - сознательное участие в прошлых событиях;
Способствовать воспитанию личности, которая развита и реализована. При выборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщенным и запоминающимся. Учебный материал должен содержать четкие, конкретные картинки. Если учащиеся не видят картинок общественной жизни, культур, стран, людей, они изучают только словесные формулировки без жизненно важного содержания, которое быстро забывается. Помимо текста учебника и преподавателя, при работе со студентами существует богатая возможность использовать тексты художественных произведений.
В дальнейшем такой подход при выборе содержания учебных материалов помогает студентам работать на холсте на основе ролевой заготовки. Они используют те же источники, что и учитель. Обратная связь - учитель показал, как он шаг за шагом собирает информацию, как это позволяет ему оживить ее, сделать урок интересным, эмоционально насыщенным - в свою очередь, студенты используют одни и те же средства в своей самостоятельной работе.