Статья:

Сущность бюджетных расходов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Роганян Д.А. Сущность бюджетных расходов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80726 (дата обращения: 04.03.2021).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сущность бюджетных расходов

Роганян Давид Арменович
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В данной статье рассматривается сущность бюджетных расходов.

 

Ключевые слова: бюджет, расходы, государство, деньги, общество, экономика.

 

Бюджетные расходы — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета. Бюджетные расходы следует рассматривать как одну из сторон финансовой деятельности государства (местного самоуправления). Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон.

Качественная характеристика позволяет установить природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Активная роль государства в жизни общества, проведение социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов, что вызвано, в свою очередь, действием ряда факторов: функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств.

Бюджетные расходы - это денежные средства, направляемые на:

- финансовое государственного управления,

- международную деятельность,

- национальную оборону,

- правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности,

- промышленность энергетику и строительство,

- сельское хозяйство и рыболовство,

- социальные и культурные мероприятия.

Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Понятие «расходное обязательство» было введено в БК РФ в связи с реформой разграничения полномочий органов власти различных уровней. Методология формирования расходов бюджетов значительно меняется в условиях необходимости повышения результативности бюджетных расходов. Введен целый ряд новых терминов, среди которых - бюджетные ассигнования, это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

- оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

- социальное обеспечение населения;

- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

- предоставление межбюджетных трансфертов;

- предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

- обслуживание государственного (муниципального) долга;

- исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиями возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Основными из этого перечня являются бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг и бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения (включающие в том числе бюджетные ассигнования на исполнение публичных обязательств).

Виды расходов бюджета:

1) по функциональному признаку

- общегосударственные вопросы;

- национальная оборона;

- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

- национальная экономика;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- охрана окружающей среды;

- образование;

- культура, кинематография;

- здравоохранение;

- социальная политика;

2) по территориальному признаку

- федеральные;

- субъекты РФ;

- местные

3) по времени осуществления

- обыкновенные;

- чрезвычайные

4) по экономическому признаку

- текущие;

- капитальные;

- инвестиции

По-прежнему остаются актуальными повышение результативности бюджетных расходов и отработка новых механизмов финансового обеспечения социальных отраслей. Цели и принципы, но основе которых они реализуются, включают:

- повышение уровня и качества жизни населения;

- снижение темпов инфляции;

- прирост непроцентных расходов федерального бюджета темпами, адекватными росту экономики, формирование стратегии бюджетных расходов исходя из долгосрочных тенденций;

- обеспечение сбалансированности бюджетной системы, прежде всего при выполнении обязательств по линии государственного социального страхования;

- повышение результативности бюджетных расходов, строгий отбор принимаемых обязательств;

- расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств.

Факторы, влияющие  на величину бюджетных расходов.

Величина бюджетных расходов зависит от многих факторов и определяется объемом ВВП страны, а также величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет, предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов. В различных странах периодически принимаются программы сокращения отдельных видов расходов, направленные на экономию бюджетных средств и повышение эффективности их использования. Рассмотрим более подробно факторы, определяющие динамику расходов.

1. Экономическое развитие страны — основной фактор, определяющий величину расходов бюджета, поскольку они зависят от величины ВВП и объема собранных доходов, которые также производны от ВВП. Экономическое развитие — фактор, оказывающий неоднозначное воздействие на величину расходов бюджета и их динамику, так как развитие циклично. В условиях экономического подъема доходы бюджета растут, и, как следствие, расширяются возможности по осуществлению бюджетных расходов. Политические силы, представляющие интересы различных общественных кругов (малообеспеченных слоев населения, предпринимателей, получающих государственные заказы, и т.п.), оказывают давление на правительство с требованиями увеличить определенные расходные статьи и достигают результатов. В то же время в период экономического спада при сокращении доходов существует необходимость сокращения расходов, но это является чрезвычайно непопулярной мерой, так как стимулы к росту бюджетных расходов более сильны и понятны обществу. В этом проявляется асимметрия интересов по отношению к росту государственных расходов. Выгоды от роста расходов очевидны, они проявляются достаточно быстро, их легче прогнозировать. Напротив, выигрыш от экономии государственных средств не столь очевиден и проявляется в более длительной перспективе. Сокращение расходов, особенно в части финансирования социальных программ,  чрезвычайно непопулярная мера. Поскольку программы ограничения расходов, даже в случае их острой необходимости, имеют сильную оппозицию, их успешная реализация возможна только при наличии политической воли, решительности правительства, а также дополнительной общественной поддержке. Следует при этом отметить, что не у всех расходов такой социальный резонанс. Особого внимания заслуживает проблема сокращения административных расходов бюджета на содержание административных аппаратов всех уровней и видов. Эта проблема связана с группой общества, которая и инициирует расходы бюджета, поэтому их сокращение — также сложная проблема, но не столь резонансная и часто эффективная, требующая развернутого анализа состояния административных расходов. Этот анализ в условиях программно-целевого планирования может содержать следующие элементы:

- количественную идентификацию затрат и результатов в данной сфере (сравнение целевых параметров и результатов реализации);

- сравнение результативности сектора государственного управления с другими секторами экономики, расчет подушевых величин государственных расходов в данном секторе;

- сравнение уровней производительности труда и заработной платы в секторе государственного управления.

Вес указанные параметры требуют критериальной разработки и в современных условиях не существуют в явном виде. Поэтому программа сокращения расходов так сложно поддается реализации. В российской практике была проведена ревизия социальных программ, результатом которой явились их резкое сокращение и пресловутая монетизация льгот, а ревизия сектора государственного управления осталась пока недоступной.

2. Человеческий капитал как фактор роста расходов бюджета. Вложения в развитие человека — важная задача государства. Эти вложения нацелены не столько на получение краткосрочного результата, Сколько на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеют значимый удельный вес в бюджетах развитых стран.

Базой для планирования расходов на человеческое развитие являются демографические и социальные показатели: численность населения и отдельных его категорий (граждане с различным уровнем доходов; дети дошкольного и школьного возрастов, студенты учебных заведений; больные по различным группам заболеваний и т.д.). Величина расходов определяется двумя факторами: контингентом получателей и нормами расходов, которые рассчитываются на душу населения и закрепляются в законодательстве, инструкциях и методиках. Если демографическая ситуация благоприятна, то число получателей увеличивается, а следовательно, объем расходов также должен возрастать. Тенденции развития человеческого капитала свидетельствуют не только о тенденциях роста расходов на пето важен рост качества государственных услуг, и увеличение расходов, подтвержденное этим ростом качества государственных услуг, является позитивным элементом роста расходов и одновременно усилением позиций государства в международном сообществе. Следует подчеркнуть, что современный этап инновационного процесса диаметрально меняет требования к технике и технологиям, из практики развития инноваций уходят объемные показатели, которые заменяются на качественные — качество образования, развития человеческого капитала и т.д. В стране и мире сегодня существует значительное количество рейтингов, позволяющих это качество измерять.

3. Обеспечение инновационного пути развития экономики как фактор роста расходов. Развитие техники и технологий ведет к появлению новых видов общественных благ и провалов рынка, а значит, требует новых сфер государственного регулирования, особенно это касается инновационных сфер развития. За счет государственного бюджета финансируются такие проекты, которые не приносят коммерческого эффекта, но являются фактором национального престижа страны. Речь идет о фундаментальных научных разработках, технологиях военного назначения, исследовании космического пространства, нанотехнологиях. В странах, являющихся мировыми лидерами и сфере инновационных исследований, значимость государственной поддержки их развития оценивается очень высоко. Соответственно велик, и удельный вес данных расходных статей в структуре бюджета.

4. Институциональные и политические факторы, влияющие на величину расходов бюджета. Государственные расходы закрепляются в законах, долгосрочных программах, соглашениях с международными организациями. Для их пересмотра в закон о бюджете необходимо вносить поправки, что ограничивает возможности оперативного изменения расходов государства. Данный фактор тормозит и увеличение, и сокращение расходов бюджета. В то же время следует отметить, что государственные и муниципальные структуры по своей природе являются бюрократическими. Они стремятся укрепить свои позиции, которые, в свою очередь, зависят от размеров их бюджетов и подконтрольных расходов, т.е. относятся к тем представительским группам, которые не заинтересованы в программах сокращения расходов, так как они ограничивают их власть. Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Бюджетные расходы классифицируются по 4-ем признакам: по функциональному, территориальному, экономическому, а также по времени осуществления.

Величина бюджетных расходов определяется объемом ВВП страны и величиной доходов государства. На их величину влияют многие факторы, определяющих динамику расходов, такие как: экономическое развитие страны, человеческое развитие, научно-технический прогресс, институциональные и политические факторы, а также внешние факторы. 

 

Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 22.04.2020)// Консультант Плюс.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/; (Дата обращения: 10.11.2020)
2. Федеральный закон [Электронный ресурс]: от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 2021 годов»// Консультант Плюс.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 10.11.2020)
3. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Кно-рус, 2017.
4. Гуринович А.Г. Своевременные новеллы в правовом регулировании бюджетного процесса федерального уровня // Право и экономика. – 2017.