Статья:

УПРАВЛЕНИЕ НЕНАЛОГОВЫМИ ДОХОДАМИ (НА ПРИМЕРЕ МУ «УПРАВЛЕНИЕ МЕСТНЫХ ДОХОДОВ АДМИНИСТРАЦИИ Г. УЛАН-УДЭ»)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Лапердина А.В. УПРАВЛЕНИЕ НЕНАЛОГОВЫМИ ДОХОДАМИ (НА ПРИМЕРЕ МУ «УПРАВЛЕНИЕ МЕСТНЫХ ДОХОДОВ АДМИНИСТРАЦИИ Г. УЛАН-УДЭ») // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 17(196). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/196/111062 (дата обращения: 29.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УПРАВЛЕНИЕ НЕНАЛОГОВЫМИ ДОХОДАМИ (НА ПРИМЕРЕ МУ «УПРАВЛЕНИЕ МЕСТНЫХ ДОХОДОВ АДМИНИСТРАЦИИ Г. УЛАН-УДЭ»)

Лапердина Александра Витальевна
магистрант, ФГБОУ ВО Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова РФ, г. Улан-Удэ
Санжин Бато Баирович
научный руководитель,

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема управления администрированием неналоговыми доходами. Исследования проводились на материалах МУ «Управление местных доходов Администрации г. Улан-Удэ». Описываются проблемы, возникающие при администрировании неналоговых доходов. Даются рекомендации, которые позволят повысить эффективность управления администрированием неналоговыми доходами.

Abstract. The article deals with the problem of managing the administration of non-tax revenues. The research was carried out on the materials of the MU "Department of local revenue of the Administration of Ulan-Ude". The problems arising in the administration of non-tax revenues are described. Recommendations are given that will improve the efficiency of managing the administration of non-tax revenues.

 

Ключевые слова: неналоговые доходы, администрирование, Управление местных доходов.

Keywords: non-tax revenues, administration, Department of local revenue.

 

На сегодняшний день государством проводятся налоговые реформы, а в научной сфере в вопросе роста муниципальных доходов уделяется большое внимание налоговому потенциалу, проблемы формирования и управления неналоговыми доходами отошли на второй план, немногие исследователи рассматривают проблемы управления неналоговыми доходами (Е. А. Ермакова, В. А. Парыгина, Г. Н. Куцури и др.) [1].

Для увеличения доли собственных муниципальных доходов, повышения финансовой самостоятельности и независимости в решении вопросов местного значения необходимо активизировать все имеющиеся ресурсы, в том числе и неналоговые доходы. В процессе управления неналоговыми доходами важным вопросом является эффективное управление администрированием данного вида дохода.

Основными доходами бюджета городского округа «город Улан-Удэ» являются налоги, неналоговые доходы имеют небольшую долю в структуре собственных доходов (около 6 %), но тем не менее эффективное управление данным видом дохода очень важно для муниципального образования.

Рассмотрим управление администрированием неналоговыми доходами на примере МУ «Управление местных доходов Администрации г. Улан-Удэ». Данное Управление является главным администратором доходов бюджета городского округа «город Улан-Удэ», его деятельность приносит в бюджет города около 65 % неналоговых доходов [4]. За Управлением закреплены следующие виды доходов: доход от сдачи в аренду земельных участков, доход от сдачи в аренду нежилых помещений, доход от сдачи в аренду имущественных комплексов, движимого имущества, доход от реализации имущества арендаторам с учетом преимущественного права выкупа, прочие поступления от использования имущества (поступления по расчетам неосновательного обогащения), поступления по договорам от установки и эксплуатации рекламных конструкций и другие неналоговые доходы.

Доходность деятельности Управления местных доходов может свидетельствовать об эффективности управления администрированием. В 2019 году поступления в бюджет города Улан-Удэ по администрируемым Управлением доходам составили 230 174,2 тыс. руб. при плане 219 571,1 тыс. руб., плановые назначения исполнены на 104,8%. В 2020 году поступления в бюджет по администрируемым доходам составили 216 595,5 тыс. руб. при плане 211 380,5 тыс. руб., плановые назначения исполнены на 102,5% В 2021 году поступления в бюджет города составили 227 104,0 тыс. руб. при плане 219 183,2 тыс. руб., плановые назначения исполнены на 103,6%. [4]

В таблице 1 приведена структура поступлений неналоговых доходов, администрируемых Управлением, за период с 2019-2021 гг.

Таблица 1

Поступления неналоговых доходов, администрируемых Управлением местных доходов Администрации г. Улан-Удэ, за 2019-2021 гг.  [4]

Вид неналогового дохода

Фактическое поступление (тыс. руб.)

Плановое поступление (тыс. руб.)

Выполнение плана (%)

2019

2020

2021

2019

2020

2021

2019

2020

2021

Доход от сдачи в аренду земельных участков

105724,7

82021,1

84908,4

102223,8

80150,0

83306,0

103,4

102,3

101,9

Доход от сдачи в аренду нежилых помещений

16115,7

8629,5

13448,7

13700,0

8068,0

12405,0

117,6

107,0

108,4

Доход от сдачи в аренду имущественных комплексов, движимого имущества

14804,0

16319,0

14983,1

14306,6

16265,0

14771,4

103,5

100,3

101,4

Доход от реализации имущества арендаторам с учетом преимущественного права выкупа

2336,9

2470,9

4001,4

2250,0

2353,0

3954,0

109,8

105,0

101,2

Поступления по расчетам неосновательного обогащения

10195,5

6536,1

12470,1

8950,0

6350,0

12003,0

113,9

102,9

103,9

Поступления по договорам от установки и эксплуатации рекламных конструкций

23630,7

17947,2

24767,8

23300,0

16427,0

23255,7

101,4

109,3

106,5

Неосновательное обогащение от установки и эксплуатации рекламных конструкций

264,4

835,5

371,2

254,4

813,4

356

103,9

102,7

104,3

Поступления от прибыли муниципальных унитарных предприятий

715,80

455,6

66,8

715,8

455,6

66,8

100,0

100,0

100,0

Штрафные санкции, в т. ч. налагаемые Контрольно-счетной палатой г. Улан-Удэ, Управлением финансового контроля Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ

949,5

1009,3

1255,2

933,0

1009,1

1247,5

101,8

100,02

100,6

Прочие неналоговые доходы, администрируемы Управлением (сезонная торговля, компенсация вырубаемых зеленых насаждений, найм муниципального жилья, прочие разовые доходы, неустойки)

55437,0

80371,3

70831,3

52937,5

79489,4

67817,8

104,7

101,1

104,4

Итого:

230174,2

216595,5

227104,0

219571,1

211380,5

219183,2

104,8

102,5

103,6

 

Анализируя данные по поступлениям неналоговых доходов, администрируемых Управлением, за период с 2019-2021 гг. можно сказать, что плановые показатели выполняются каждый год, однако в 2020 г. и в 2021 г. по сравнению с 2019 г. произошло снижение поступлений доходов.

Снижение поступлений в 2020 г. и в 2021 г. произошло по наиболее доходному виду – доходу от сдачи в аренду земельных участков (в 2020 г. по сравнению с 2019 г. снижение на 23 703,6 тыс. руб., в 2021 г. по сравнению с 2019 г. на 20 816,3 тыс. руб.). Также снижение поступлений наблюдается по доходу от сдачи в аренду нежилых помещений в 2020 г. по сравнению с 2019 г. снижение на 7 486,2 тыс. руб., в 2021 г. по сравнению с 2019 г. на 2 667,0 тыс. руб. По данным таблицы видно, что по некоторым неналоговым доходам (доход от сдачи в аренду имущественных комплексов, движимого имущества, доход от реализации имущества арендаторам с учетом преимущественного права выкупа и др.) поступления увеличились, но тем не менее в целом поступления в 2020 г. и в 2021 г. не достигли уровня 2019 г. Анализируя поступления неналоговых доходов за 2021 г., можно сказать, что произошел рост по сравнению с 2020 г. Здесь необходимо отметить, что в 2021 г. проводилась работа в соответствии с распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 30.12.2020 г. № 1308-р «Об утверждении Порядка списания задолженности и (или) пеней, начисленных за невнесение (несвоевременное внесение) арендной платы по договорам аренды земельных участков, договорам аренды нежилых помещений, договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, договорам на право размещения нестационарных торговых объектов, договорам найма (социального найма) жилых помещений в бюджет городского округа «Город Улан-Удэ», согласно которому производилось списание пеней в случае погашения задолженности по арендным платежам. Данная мера позволила повысить поступления неналоговых доходов в 2021 году.

Наличие задолженности в бюджет по неналоговым доходам, а именно ее увеличение или уменьшение, может служить еще одним показателем эффективности управления администрированием. Согласно пояснительной записке к проекту решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов «Об исполнении бюджета городского округа «город Улан-Удэ» за 2021 год» наблюдается рост задолженности по отношению к уровню на начало года отмечается по арендным платежам на 630 595,4 тыс. руб., по социальному найму на 9 364,8 тыс. руб. [2]. На рост задолженности оказало влияние изменение понижающего коэффициента с 0,01 на 0,1 по договору аренды имущественного комплекса с ПАО «ТГК-14» и проведение переоценки имущества. Рост задолженности по социальному найму стал результатом проведенной инвентаризации муниципального имущества, по результатам которой поставлено на учет 357 новых договоров найма жилого помещения и проведены начисления по указанным договорам за предыдущие года [2].

По результатам проверки, проведенной Контрольно-счетной палатной г. Улан-Удэ в 2021 году, отмечается наличие значительной суммы дебиторской задолженности по арендным платежам за земельные участки. Присутствуют риски утери права взыскания задолженности в судебном порядке в связи с истечением срока исковой давности. [4]

В целях усиления контроля за своевременностью уплаты арендных платежей, увеличения доходов бюджета г. Улан-Удэ, снижения задолженности по администрируемым доходам, осуществляется ежедневный обзвон арендаторов, проводится рейдовая работа и протокольные совещания с должниками. Арендаторы, имеющие задолженность, заслушиваются на заседаниях Комиссии по доходам бюджета г. Улан-Удэ. Согласно распоряжению Администрации г. Улан-Удэ от 09.04.2018 г. № 235-р «О внесении изменений в распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 27.10.2016 г. № 821-р «Об утверждении Регламента по проведению претензионно-исковой работы по освобождению незаконно занятых земельных участков и взысканию сумм неосновательного обогащения за фактическое пользование земельными участками» специалистами Управления ежемесячно направляются материалы для взыскания задолженности в судебном порядке. [4] При исполнении полномочий по администрированию неналоговых доходов Управление тесно взаимодействует с другими структурными подразделениями Администрации г. Улан-Удэ, например Комитет по управлению имуществом и землепользованию предоставляет данные по учету и начислению арендных платежей (аренда земельных участков, аренда нежилых помещений и др.), Администрации районов города предоставляют данные по нанимателям муниципального имущества, с Правовым комитетом Управление взаимодействует по взысканию задолженности в судебном порядке и т.д. Кроме этого, Управление взаимодействует с Федеральным казначейством, с Управлением Федерльной службой судебных приставов и другими сторонними организациями. От качество полученной информации во время взаимодействия зависит качество администрирования.

Таким образом, Управление местных доходов при администрировании неналоговых доходов сталкивается с такими проблема, как доначисление платежей за предыдущие года, увеличение дебиторской задолженности, с задолженностью, по которой истек срок исковой давности в судебном порядке.

Для решения указанным проблем, на наш взгляд, необходимо улучшить качество взаимодействия со структурными подразделениями Администрации, с УФССП по РБ. Это позволит вести своевременный учет, проводить своевременные начисления по неналоговым доходам и владеть необходимой информацией о принятых мерах УФССП по РБ в отношении переданных исполнительных документов. Для качественного управления дебиторской задолженностью предлагаем делить ее не только на текущую и просроченную, но и по срокам давности, что уменьшит риск утери права взыскания задолженности в судебном порядке в связи с истечением срока исковой давности. Указанные меры позволят повысить эффективность управления администрированием неналоговыми доходами, а значит и увеличат поступления доходов в бюджет города Улан-Удэ.

 

Список литературы:
1. Алимова И. О. Анализ и оценка неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации / И. О. Алимова, Д. А. Ашибокова // Актуальные вопросы права, экономики и управления : сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 3 частях. – Пенза, 2017. – С. 215-218.
2. Нормативные акты // Официальный сайт органов местного самоуправления городского округа «город «Улан-Удэ». – URL : https://ulan-ude-eg.ru/normativnye-akty/ (дата обращения: 19.04.2022). – Режим доступа : свободный.
3. Таирова С. С. Неналоговые доходы. Качество администрирования / С. С. Таирова // Глобальный научный потенциал. – 2018. - № 10 (91). – С. 112-116.
4. Управление местных доходов: документы // Официальный сайт органов местного самоуправления городского округа «город «Улан-Удэ». – URL : https://ulan-ude-eg.ru/vlast/administratsiya-goroda/struktura-i-sostav/upravlenie-mestnykh-dokhodov/docs/ (дата обращения: 18.04.2022). – Режим доступа : свободный.