УПРАВЛЕНИЕ НЕНАЛОГОВЫМИ ДОХОДАМИ (НА ПРИМЕРЕ МУ «УПРАВЛЕНИЕ МЕСТНЫХ ДОХОДОВ АДМИНИСТРАЦИИ Г. УЛАН-УДЭ»)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)
УПРАВЛЕНИЕ НЕНАЛОГОВЫМИ ДОХОДАМИ (НА ПРИМЕРЕ МУ «УПРАВЛЕНИЕ МЕСТНЫХ ДОХОДОВ АДМИНИСТРАЦИИ Г. УЛАН-УДЭ»)
Аннотация. В статье рассматривается проблема управления администрированием неналоговыми доходами. Исследования проводились на материалах МУ «Управление местных доходов Администрации г. Улан-Удэ». Описываются проблемы, возникающие при администрировании неналоговых доходов. Даются рекомендации, которые позволят повысить эффективность управления администрированием неналоговыми доходами.
Abstract. The article deals with the problem of managing the administration of non-tax revenues. The research was carried out on the materials of the MU "Department of local revenue of the Administration of Ulan-Ude". The problems arising in the administration of non-tax revenues are described. Recommendations are given that will improve the efficiency of managing the administration of non-tax revenues.
Ключевые слова: неналоговые доходы, администрирование, Управление местных доходов.
Keywords: non-tax revenues, administration, Department of local revenue.
На сегодняшний день государством проводятся налоговые реформы, а в научной сфере в вопросе роста муниципальных доходов уделяется большое внимание налоговому потенциалу, проблемы формирования и управления неналоговыми доходами отошли на второй план, немногие исследователи рассматривают проблемы управления неналоговыми доходами (Е. А. Ермакова, В. А. Парыгина, Г. Н. Куцури и др.) [1].
Для увеличения доли собственных муниципальных доходов, повышения финансовой самостоятельности и независимости в решении вопросов местного значения необходимо активизировать все имеющиеся ресурсы, в том числе и неналоговые доходы. В процессе управления неналоговыми доходами важным вопросом является эффективное управление администрированием данного вида дохода.
Основными доходами бюджета городского округа «город Улан-Удэ» являются налоги, неналоговые доходы имеют небольшую долю в структуре собственных доходов (около 6 %), но тем не менее эффективное управление данным видом дохода очень важно для муниципального образования.
Рассмотрим управление администрированием неналоговыми доходами на примере МУ «Управление местных доходов Администрации г. Улан-Удэ». Данное Управление является главным администратором доходов бюджета городского округа «город Улан-Удэ», его деятельность приносит в бюджет города около 65 % неналоговых доходов [4]. За Управлением закреплены следующие виды доходов: доход от сдачи в аренду земельных участков, доход от сдачи в аренду нежилых помещений, доход от сдачи в аренду имущественных комплексов, движимого имущества, доход от реализации имущества арендаторам с учетом преимущественного права выкупа, прочие поступления от использования имущества (поступления по расчетам неосновательного обогащения), поступления по договорам от установки и эксплуатации рекламных конструкций и другие неналоговые доходы.
Доходность деятельности Управления местных доходов может свидетельствовать об эффективности управления администрированием. В 2019 году поступления в бюджет города Улан-Удэ по администрируемым Управлением доходам составили 230 174,2 тыс. руб. при плане 219 571,1 тыс. руб., плановые назначения исполнены на 104,8%. В 2020 году поступления в бюджет по администрируемым доходам составили 216 595,5 тыс. руб. при плане 211 380,5 тыс. руб., плановые назначения исполнены на 102,5% В 2021 году поступления в бюджет города составили 227 104,0 тыс. руб. при плане 219 183,2 тыс. руб., плановые назначения исполнены на 103,6%. [4]
В таблице 1 приведена структура поступлений неналоговых доходов, администрируемых Управлением, за период с 2019-2021 гг.
Таблица 1
Поступления неналоговых доходов, администрируемых Управлением местных доходов Администрации г. Улан-Удэ, за 2019-2021 гг. [4]
Вид неналогового дохода |
Фактическое поступление (тыс. руб.) |
Плановое поступление (тыс. руб.) |
Выполнение плана (%) |
||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2019 |
2020 |
2021 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Доход от сдачи в аренду земельных участков |
105724,7 |
82021,1 |
84908,4 |
102223,8 |
80150,0 |
83306,0 |
103,4 |
102,3 |
101,9 |
Доход от сдачи в аренду нежилых помещений |
16115,7 |
8629,5 |
13448,7 |
13700,0 |
8068,0 |
12405,0 |
117,6 |
107,0 |
108,4 |
Доход от сдачи в аренду имущественных комплексов, движимого имущества |
14804,0 |
16319,0 |
14983,1 |
14306,6 |
16265,0 |
14771,4 |
103,5 |
100,3 |
101,4 |
Доход от реализации имущества арендаторам с учетом преимущественного права выкупа |
2336,9 |
2470,9 |
4001,4 |
2250,0 |
2353,0 |
3954,0 |
109,8 |
105,0 |
101,2 |
Поступления по расчетам неосновательного обогащения |
10195,5 |
6536,1 |
12470,1 |
8950,0 |
6350,0 |
12003,0 |
113,9 |
102,9 |
103,9 |
Поступления по договорам от установки и эксплуатации рекламных конструкций |
23630,7 |
17947,2 |
24767,8 |
23300,0 |
16427,0 |
23255,7 |
101,4 |
109,3 |
106,5 |
Неосновательное обогащение от установки и эксплуатации рекламных конструкций |
264,4 |
835,5 |
371,2 |
254,4 |
813,4 |
356 |
103,9 |
102,7 |
104,3 |
Поступления от прибыли муниципальных унитарных предприятий |
715,80 |
455,6 |
66,8 |
715,8 |
455,6 |
66,8 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Штрафные санкции, в т. ч. налагаемые Контрольно-счетной палатой г. Улан-Удэ, Управлением финансового контроля Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ |
949,5 |
1009,3 |
1255,2 |
933,0 |
1009,1 |
1247,5 |
101,8 |
100,02 |
100,6 |
Прочие неналоговые доходы, администрируемы Управлением (сезонная торговля, компенсация вырубаемых зеленых насаждений, найм муниципального жилья, прочие разовые доходы, неустойки) |
55437,0 |
80371,3 |
70831,3 |
52937,5 |
79489,4 |
67817,8 |
104,7 |
101,1 |
104,4 |
Итого: |
230174,2 |
216595,5 |
227104,0 |
219571,1 |
211380,5 |
219183,2 |
104,8 |
102,5 |
103,6 |
Анализируя данные по поступлениям неналоговых доходов, администрируемых Управлением, за период с 2019-2021 гг. можно сказать, что плановые показатели выполняются каждый год, однако в 2020 г. и в 2021 г. по сравнению с 2019 г. произошло снижение поступлений доходов.
Снижение поступлений в 2020 г. и в 2021 г. произошло по наиболее доходному виду – доходу от сдачи в аренду земельных участков (в 2020 г. по сравнению с 2019 г. снижение на 23 703,6 тыс. руб., в 2021 г. по сравнению с 2019 г. на 20 816,3 тыс. руб.). Также снижение поступлений наблюдается по доходу от сдачи в аренду нежилых помещений в 2020 г. по сравнению с 2019 г. снижение на 7 486,2 тыс. руб., в 2021 г. по сравнению с 2019 г. на 2 667,0 тыс. руб. По данным таблицы видно, что по некоторым неналоговым доходам (доход от сдачи в аренду имущественных комплексов, движимого имущества, доход от реализации имущества арендаторам с учетом преимущественного права выкупа и др.) поступления увеличились, но тем не менее в целом поступления в 2020 г. и в 2021 г. не достигли уровня 2019 г. Анализируя поступления неналоговых доходов за 2021 г., можно сказать, что произошел рост по сравнению с 2020 г. Здесь необходимо отметить, что в 2021 г. проводилась работа в соответствии с распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 30.12.2020 г. № 1308-р «Об утверждении Порядка списания задолженности и (или) пеней, начисленных за невнесение (несвоевременное внесение) арендной платы по договорам аренды земельных участков, договорам аренды нежилых помещений, договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, договорам на право размещения нестационарных торговых объектов, договорам найма (социального найма) жилых помещений в бюджет городского округа «Город Улан-Удэ», согласно которому производилось списание пеней в случае погашения задолженности по арендным платежам. Данная мера позволила повысить поступления неналоговых доходов в 2021 году.
Наличие задолженности в бюджет по неналоговым доходам, а именно ее увеличение или уменьшение, может служить еще одним показателем эффективности управления администрированием. Согласно пояснительной записке к проекту решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов «Об исполнении бюджета городского округа «город Улан-Удэ» за 2021 год» наблюдается рост задолженности по отношению к уровню на начало года отмечается по арендным платежам на 630 595,4 тыс. руб., по социальному найму на 9 364,8 тыс. руб. [2]. На рост задолженности оказало влияние изменение понижающего коэффициента с 0,01 на 0,1 по договору аренды имущественного комплекса с ПАО «ТГК-14» и проведение переоценки имущества. Рост задолженности по социальному найму стал результатом проведенной инвентаризации муниципального имущества, по результатам которой поставлено на учет 357 новых договоров найма жилого помещения и проведены начисления по указанным договорам за предыдущие года [2].
По результатам проверки, проведенной Контрольно-счетной палатной г. Улан-Удэ в 2021 году, отмечается наличие значительной суммы дебиторской задолженности по арендным платежам за земельные участки. Присутствуют риски утери права взыскания задолженности в судебном порядке в связи с истечением срока исковой давности. [4]
В целях усиления контроля за своевременностью уплаты арендных платежей, увеличения доходов бюджета г. Улан-Удэ, снижения задолженности по администрируемым доходам, осуществляется ежедневный обзвон арендаторов, проводится рейдовая работа и протокольные совещания с должниками. Арендаторы, имеющие задолженность, заслушиваются на заседаниях Комиссии по доходам бюджета г. Улан-Удэ. Согласно распоряжению Администрации г. Улан-Удэ от 09.04.2018 г. № 235-р «О внесении изменений в распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 27.10.2016 г. № 821-р «Об утверждении Регламента по проведению претензионно-исковой работы по освобождению незаконно занятых земельных участков и взысканию сумм неосновательного обогащения за фактическое пользование земельными участками» специалистами Управления ежемесячно направляются материалы для взыскания задолженности в судебном порядке. [4] При исполнении полномочий по администрированию неналоговых доходов Управление тесно взаимодействует с другими структурными подразделениями Администрации г. Улан-Удэ, например Комитет по управлению имуществом и землепользованию предоставляет данные по учету и начислению арендных платежей (аренда земельных участков, аренда нежилых помещений и др.), Администрации районов города предоставляют данные по нанимателям муниципального имущества, с Правовым комитетом Управление взаимодействует по взысканию задолженности в судебном порядке и т.д. Кроме этого, Управление взаимодействует с Федеральным казначейством, с Управлением Федерльной службой судебных приставов и другими сторонними организациями. От качество полученной информации во время взаимодействия зависит качество администрирования.
Таким образом, Управление местных доходов при администрировании неналоговых доходов сталкивается с такими проблема, как доначисление платежей за предыдущие года, увеличение дебиторской задолженности, с задолженностью, по которой истек срок исковой давности в судебном порядке.
Для решения указанным проблем, на наш взгляд, необходимо улучшить качество взаимодействия со структурными подразделениями Администрации, с УФССП по РБ. Это позволит вести своевременный учет, проводить своевременные начисления по неналоговым доходам и владеть необходимой информацией о принятых мерах УФССП по РБ в отношении переданных исполнительных документов. Для качественного управления дебиторской задолженностью предлагаем делить ее не только на текущую и просроченную, но и по срокам давности, что уменьшит риск утери права взыскания задолженности в судебном порядке в связи с истечением срока исковой давности. Указанные меры позволят повысить эффективность управления администрированием неналоговыми доходами, а значит и увеличат поступления доходов в бюджет города Улан-Удэ.