Статья:

Современное состояние и проблемы государственного регулирования инновационного предпринимательства в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(82)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Сердюк М.О. Современное состояние и проблемы государственного регулирования инновационного предпринимательства в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 31(82). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/82/58422 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современное состояние и проблемы государственного регулирования инновационного предпринимательства в России

Сердюк Михаил Олегович
магистрант, Российская таможенная академия Ростовский филиал, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Стратегия инновационного развития в России на период до 2020 года разработана на основании Концепции долгосрочного социально-экономического развития, опираясь на закон «О науке и государственной научно-технической политике».

Данная стратегия необходима для ответов на стоящие перед страной угрозы и вызовы в области инновационного развития. Она дает ориентиры развития предприятиям инновационной деятельности и ориентиры финансирования сектора прикладной науки.

Инновационное развитие национальной экономики в настоящее время осуществляется процессами создания и внедрения отечественных инновационных технологий, совершенствованием производственных мощностей, направленных на реализацию импортозамещения и создание новых источников экономического роста, в которых важное значение уделяется не столько крупным компаниям, сколько частному предпринимательскому сектору.

Однако в то же время в ряде стран, в том числе и в России, Меры государственной поддержки (ГП) инновационной деятельности носят преимущественно ведомственный характер, что приводит к их фрагментации, частому дублированию в некоторых вопросах и отсутствию мер и внимания к другим аспектам поддержки. Инновационная активность российских малых компаний очень несущественна, по сравнению с зарубежными. Доля малого бизнеса в производстве ВВП в России составляет 11-12%, в то время как в развитых странах эта цифра превышает 50%.

В нашей стране присутствует инновационный потенциал, но его уровень не сравним с развитыми странами. Причинами этого служит и недоверие со стороны ученых к бизнесменам, и восприятие потребителями новых товаров и услуг, и законодательная база. Связью между наукой и бизнесом может выступать малое инновационное предприятие.

По статистике только 3% от всей структуры малого бизнеса в России приходится на инновационный бизнес.

Основными препятствиями для развития компаний являются:

  • Малая финансовая поддержка со стороны государства;
  • Существенная стоимость нововведений;
  • Недостаток регулирующих инновационную деятельность нормативно-правовых актов.

В последнее время в российской экономике наблюдаются перемены к улучшению ситуации, рост экономики обусловлен благоприятным состоянием мировых цен на ресурсы, а именно на нефть и газ. Увеличиваются загрузки производственных мощностей, координируются действия Правительства и бизнеса. Но, стоит отметить, что рост достигнут в условиях низкого качества национальной экономики. Разрешение проблемы повышения темпов развития научно-технических инноваций возможно лишь при формировании у научных деятелей и представителей бизнеса представления о характеристиках инновационных процессов, их движущих силах и закономерностях.

За последнее время существенному увеличению финансирования подверглась фундаментальная наука, прикладные разработки. Созданы Фонды поддержки для инновационных предприятий.

Меры финансовой, информационной, организационной и кадровой поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере в настоящее время выделяются в качестве основных векторов развития ГП.

Анализируя меры финансовой поддержки предпринимательства в сфере инноваций, необходимо, во-первых, подчеркнуть приоритетность косвенных методов финансовой поддержки по сравнению с прямыми методами. Косвенные методы финансовой поддержки со стороны государства по сравнению с прямыми методами финансирования обладают большей степенью точности, позволяют лучше сохранить оригинальность и самостоятельность творческого поиска предпринимателя-новатора, что очень важно для успеха в инновационной сфере.

Одной из ключевых финансовых мер стимулирования инновационного предпринимательства является развитие кредитных механизмов и превращение их в доступный механизм финансирования инновационных инициатив. Развитие механизмов кредитования инновационного предпринимательства должно сопровождаться разработкой специальных государственных программ страхования кредитов от возможных неплатежей. В России механизм инкубации малых предприятий в технологической сфере может быть дополнен финансовым механизмом прямого аутсорсинга вспомогательных бизнес-процессов.

Важным аспектом государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере является стимулирование взаимодействия малых предприятий и научно-технических организаций, обладающих значительным научно-техническим потенциалом и ресурсами, необходимыми для получения коммерциализированных знаний.

Если эта роль выпадает на инновационное предприятие, то финансовым механизмом поддержки кооперации является инновационный ваучер.

Суть действия инновационного ваучера заключается в том, что благодаря его использованию малому предприятию предоставляется возможность приобрести за счет государственных средств поддержку вуза в его инновационной деятельности.

Для стимулирования инновационного предпринимательства важно не только иметь необходимую информацию в достаточном объеме, но и иметь легкий доступ к ней. В этой связи основное значение имеет согласованность представленной информации о мерах ГП малого бизнеса в НТС и ее доступность.

Помимо финансовых и информационных мер по стимулированию малого инновационного предпринимательства важное значение имеет организационная поддержка предприятий. Для упорядочения государственного регулирования в этой сфере целесообразно систематизировать и расширить перечень организационных форм поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере в нашей стране путем стимулирования развития таких организационных структур, которые доказали свою эффективность на практике в других странах.

Важно отметить, что инновационное предпринимательство должно постоянно продвигаться в обществе инновационными методами. Это не отрицает полезности традиционных методов продвижения, но отмечает возможность повышения их эффективности.

Развитие предпринимательской культуры следует рассматривать как основное направление кадрового технологического предпринимательства. Таким образом, развитие предпринимательской культуры в вузах способствует привлечению студентов к реализации научно-исследовательских проектов, с одной стороны, и созданию в вузах структур, ответственных за коммерциализацию результатов, с другой. Роль государства заключается в поддержке, в том числе финансовой, этих инициатив.

Больше внимания следует уделять развитию исследовательских навыков и вкуса к исследованиям на самых ранних этапах и уровнях образования. Как и любая культура, исследовательская и предпринимательская культура лучше всего прививается в молодом возрасте. Это хорошо понимают в ряде стран, где разрабатываются практика и меры поддержки. Их опыт должен быть тщательно оценен с точки зрения его адаптации к российской практике.

Государство должно активно содействовать развитию содержания образования в направлении формирования компетенций, необходимых для деятельности в сфере технологического предпринимательства, например, используя практику разработки образовательных стандартов. Несмотря на некоторые позитивные шаги, предпринятые в России в этом направлении, реальная образовательная практика по-прежнему включает в себя очень мало актуальных программ и курсов.

Государственные меры социальной поддержки работников малых и средних предприятий являются крайне перспективным, хотя и весьма проблемным и слабо развитым направлением развития малого предпринимательства в научно-технической сфере (НТП). Поскольку инновационное предпринимательство ориентировано на будущий успех, оно обычно характеризуется подходом, ориентированным на получение будущих выгод.

Государственная поддержка в обеспечении должного уровня отдельных составляющих социального пакета работников малых предприятий может существенно повлиять на привлекательность сектора инновационного предпринимательства.

В процессе коммерциализации инновационного продукта одной из существенных задач управления является построение качественной системы коммуникации с потребителями. В настоящее время наблюдается слабый спрос на инновационную продукцию.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 4.07. 2007 № 09 — ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации »// «Собрание законодательства РФ», № 37, ст. 4006.
2. Горностаева А.Н.  Теория и практика инновационного управления российскими промышленными предприятиями: монография. – Брянск: Изд-во БГТУ, 2014. – 189 с.
3. Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. М., 2014.
4. Федеральный закон от 9.1 . 01 № 73  «Об образовании в Российской Федерации».