Статья:

Рекомендации по совершенствованию организационной структуры финансовых органов власти

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Рыжов В.В. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры финансовых органов власти // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80805 (дата обращения: 04.03.2021).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Рекомендации по совершенствованию организационной структуры финансовых органов власти

Рыжов Валентин Владимироич
студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

В первую очередь, орган государственной власти – это сложная структура, включающая в себя огромное количество составных частей. От размера органа власти, его функций и территориального расположения зависит сложность организации структурных процессов в нем и количество составных частей, от который зависит успешное его функционирование.

Оной из главных задач системы государственного управления и различных институтов власти является эффективное структурная организация деятельности государственных органов, с использование экономических, правовых, политических и стратегических инструментов. Благодаря эффективной структурной организации, осуществляется контроль и надзор за определёнными сферами экономической деятельности, органов, которые обладаю компетенциями надзора и развития над данными сферами [6].

Последние экономические события, вызванные пандемией коронавируса, снижение спроса на энергоресурсы с 2014 годы, все это в сумме заставляет задуматься о модернизации структуры управления органами государственной власти. Так как в нынешние ситуации, выигрывает не тот, кто обладает большими ресурсами, а тот, кто умеет эффективно управлять организацией, используя эффективно все ресурсы, выстраивая собственную стратегию развития в кризисных реалиях [4].

Министерство финансов является ведомством, ответственным за финансовое обеспечение системы государственного управления, и вместе с подведомственными ей органами исполнительной власти, осуществляет целенаправленную деятельность в отношении финансовой сферы государства. Основными наделенными полномочиями Министерства являются: проведение единой, финансовой, налоговой и бюджетной политики и координация представленных сфер деятельности в других органах исполнительной власти, а также субъектах РФ [3].

Согласно указу Президента РФ от 21 января 2020 г. N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", в центральный аппарат Министерства финансов РФ может входить до 20 департаментов [4].

 

Рисунок 2. Структура аппарата. [3]

 

Каждый из представленных департаментов образует обую структуру аппарата и наделён определёнными полномочиями и ресурсами в рамках своей компетенции.

На сегодняшний день многие эксперты признают, что система управления финансами в Российской Федерации достаточно неэффективная. В связи с тем, что одним из основных субъектов разработки и управления государственной финансовой политикой РФ является министерство финансов РФ, можно сказать, что одной из причин является как раз-таки несовершенная организационная структура ведомства [15].

События последних 6 лет, наглядно продемонстрировали эффективность организационной структуры Министерства финансов РФ и проверили её на прочность.

Таблица 1.

Последствия финансового кризиса 2014 – 2015 для РФ

Сфера

Произошедшие события

Банковская система и сбережения граждан

Произошел процесс ужесточения требований банков к потенциальным заемщикам, рост ставок по выдаваемым кредитам, сокращение многих ипотечных и потребительских программ

Промышленность и занятость населения

Большинство предприятий в стране ощутили на себе финансового кризиса, а особенно те компании, которые работаю на экспорт.

Девальвация рубля

Главная цель девальвации состояла в том, чтобы понизить цены на экспортные товары и сделать более дорогим импортные. Негативным здесь оказалась потеря доверия к России как к стране, вынужденной девальвировать свою валюту

Земля и недвижимость

Прослеживание закономерности изменения цен на землю и недвижимость в сторону уменьшения. Стоит отметить, именно в этой сфере кризис отразился положительно для России, избавляя ее рынок недвижимости от искусственного накручивания стоимости объектов и непрекращающегося роста цен. Но ключевым здесь стало ослабление рубля.

 

Данные последствия кризиса выявляли некоторые из несовершенств организационных структур Министерства финансов РФ. Такие как:

  • низкая степень решения проблем управления финансами на государственном и местном уровнях
  • проблемы прогнозирования объёма финансирования бюджетных образований
  • проблемы предоставления качественных бюджетных услуг и эффективности механизмов взаимодействия между участниками бюджетного процесса
  • низкая степень контроля ха эффективностью государственных закупок

В связи с этим организационная структура Министерства финансов РФ требует некоторых совершенствование, которые могут поспособствовать улучшению реализации государственной политики в области управления финансами.

Интересным примером организационной структуры органа исполнительной власти в области управления финансами является Министерство финансов США (Англ. United States Department of the Treasury).

Одним из подразделений министерства является Служба внутренних доходов (СВД). Она охватывает платежи по налогам, поступающим в федеральный бюджет. Для более эффективного контроля СВД построена по децентрализованному принципу и имеет три уровня учреждений – национальные, региональные и окружные [7].

В состав министерства входит Служба контроля за денежным обращением. На нее возлагается общий контроль за деятельностью национальных банков и их операциями. Она дает разрешение на образование новых национальных банков, перевод штатных банков в разряд национальных, слияние национальных банков, открытие у них филиалов.

Министерство определяет также финансовую политику США за рубежом, связанную с вопросами торговли, платежного баланса, занимается координацией иностранных капиталовложений в экономику США и американских инвестиций за рубежом. Далее представлена полная схема организационной структуры ведомства

 

Рисунок 2. Организационная структура Министерства финансов США [7]

 

Как можно видеть, структура Министерства (или согласно Американскому определена – Департамента) имеет меньше субъектов нежели структура российского ведомства.  Также отличием американского ведомства является то, что помимо управлений, и других составляющих структуры управления, существуют специальные инспекторы, которые подчиняются непосредственно Министру финансов.

Федеральный генеральный инспектор США – это глава независимой непартийной организации (в данном случае подведомственной Минфину США), которые осуществляют аудит деятельности организаций. Они независимы и их управление подчиняется непосредственно Министру финансов, а также они имеют большие права нежели другие управления.

Работа офисов IG включает в себя обнаружение и предотвращение мошенничества, растраты, злоупотреблений и ненадлежащего управления государственными программами и операциями в своих родительских агентствах или организациях. Расследования, проводимые офисами IG, могут быть направлены на сотрудников внутреннего правительства или внешних подрядчиков правительства, получателей грантов или получателей кредитов и субсидий, предлагаемых в рамках федеральных программ помощи.

Таким образом, при помощи независимых управлений, возглавляемых Государственными инспекторами, а также специализированным управлением области обеспечения открытости данных о потоке государственных денежных средств и управлению по разработке политики стабилизации валюты и других финансовых активов ведомство способно эффективно функционировать, основываясь на демократических принципах, что значительно повышает эффективность структуры государственного управления.

Анализ нормативно правовой базы органов исполнительной власти, порядок её формирования и зарубежный опыт организационного устройства Министерства Финансов США, поводит разработать основные рекомендации по совершенствованию организационной структуры Министерства Финансов Российской Федерации.

В связи с этим возникает необходимость создания специализированного департамента для осуществления консультации и методологической поддержки финансовых органов исполнительной власти субъектов РФ для более эффективного управления государственными финансами.

Другим немаловажным фактором является отсутствие структурного подразделения компетентного в вопрос осуществления мер по обеспечению финансовой стабильности, как например, есть в американском ведомстве.

Следующим, по нашему взгляду, существенным упущением, является отсутствие механизмов повышения открытости данных о финансах общественного сектора, конечно-же согласно российскому законодательству, эти данные находятся в открытом доступе, но с каждым днем появляется новые способы их сокрытия. Крайне важным является то, что они являются не только фактором повышения доверия граждан к органам исполнительной власти, но также служат важной информацией для надзорных органов, так как зачастую им приходится прилагать большие усилия для их поиска и обработки. Поэтому необходимость подобного субъекта в организационной структуре ведомства, по структурированию открытых данных и поиску их сокрытии является крайне важной частью в области повышения эффективности деятельности Министерства финансов РФ.

Но следует отметить, что структура Минфина является довольно таки громоздкой, даже относительно американского ведомства, с учетом того, что в США объем государственного финансирования и способы финансового взаимодействия гораздо обширнее, нежели в РФ. В связи с этим крайне важно найти «золотую середину» для создания новых департаментов, также упрощения организационной структуры министерства.

Таким образом, в ходе проведённого анализа двух ведомств, мы пришли к выводу, что российскому ведомству кране необходима реорганизация организационной структуры с упрощением структуры и создания новых департаментов и управлений с учетом быстроразвивающегося технологического и экономического развития, а также сложившейся ситуации с кризисными ситуациями, которые стали повторятся все чаще.

 

Список литературы:
1. "Конституция Российской Федерации" [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/
3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 12.04.2020) "О Министерстве финансов Российской Федерации" [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48609/3456f2ab36fb4280870c4f654b36993c6c37e062/
4. Ануфриева О. Б. Организационная структура как важный механизм управления предприятием // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2007. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnaya-struktura-kak-vazhnyy-mehanizm-upravleniya-predpriyatiem (дата обращения: 20.05.2020).
5. Байнова М.С. Понятие государства и системы государственного управления // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. №1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-gosudarstva-i-sistemy-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 20.05.2020).
6. U.S. Department of the Treasury [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://home.treasury.gov/
7. Duties & Functions of the U.S. Department of the Treasury [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://webarchive.library.unt.edu/