Рекомендации по совершенствованию организационной структуры финансовых органов власти
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)
Рекомендации по совершенствованию организационной структуры финансовых органов власти
В первую очередь, орган государственной власти – это сложная структура, включающая в себя огромное количество составных частей. От размера органа власти, его функций и территориального расположения зависит сложность организации структурных процессов в нем и количество составных частей, от который зависит успешное его функционирование.
Оной из главных задач системы государственного управления и различных институтов власти является эффективное структурная организация деятельности государственных органов, с использование экономических, правовых, политических и стратегических инструментов. Благодаря эффективной структурной организации, осуществляется контроль и надзор за определёнными сферами экономической деятельности, органов, которые обладаю компетенциями надзора и развития над данными сферами [6].
Последние экономические события, вызванные пандемией коронавируса, снижение спроса на энергоресурсы с 2014 годы, все это в сумме заставляет задуматься о модернизации структуры управления органами государственной власти. Так как в нынешние ситуации, выигрывает не тот, кто обладает большими ресурсами, а тот, кто умеет эффективно управлять организацией, используя эффективно все ресурсы, выстраивая собственную стратегию развития в кризисных реалиях [4].
Министерство финансов является ведомством, ответственным за финансовое обеспечение системы государственного управления, и вместе с подведомственными ей органами исполнительной власти, осуществляет целенаправленную деятельность в отношении финансовой сферы государства. Основными наделенными полномочиями Министерства являются: проведение единой, финансовой, налоговой и бюджетной политики и координация представленных сфер деятельности в других органах исполнительной власти, а также субъектах РФ [3].
Согласно указу Президента РФ от 21 января 2020 г. N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", в центральный аппарат Министерства финансов РФ может входить до 20 департаментов [4].
Рисунок 2. Структура аппарата. [3]
Каждый из представленных департаментов образует обую структуру аппарата и наделён определёнными полномочиями и ресурсами в рамках своей компетенции.
На сегодняшний день многие эксперты признают, что система управления финансами в Российской Федерации достаточно неэффективная. В связи с тем, что одним из основных субъектов разработки и управления государственной финансовой политикой РФ является министерство финансов РФ, можно сказать, что одной из причин является как раз-таки несовершенная организационная структура ведомства [15].
События последних 6 лет, наглядно продемонстрировали эффективность организационной структуры Министерства финансов РФ и проверили её на прочность.
Таблица 1.
Последствия финансового кризиса 2014 – 2015 для РФ
Сфера |
Произошедшие события |
Банковская система и сбережения граждан |
Произошел процесс ужесточения требований банков к потенциальным заемщикам, рост ставок по выдаваемым кредитам, сокращение многих ипотечных и потребительских программ |
Промышленность и занятость населения |
Большинство предприятий в стране ощутили на себе финансового кризиса, а особенно те компании, которые работаю на экспорт. |
Девальвация рубля |
Главная цель девальвации состояла в том, чтобы понизить цены на экспортные товары и сделать более дорогим импортные. Негативным здесь оказалась потеря доверия к России как к стране, вынужденной девальвировать свою валюту |
Земля и недвижимость |
Прослеживание закономерности изменения цен на землю и недвижимость в сторону уменьшения. Стоит отметить, именно в этой сфере кризис отразился положительно для России, избавляя ее рынок недвижимости от искусственного накручивания стоимости объектов и непрекращающегося роста цен. Но ключевым здесь стало ослабление рубля. |
Данные последствия кризиса выявляли некоторые из несовершенств организационных структур Министерства финансов РФ. Такие как:
- низкая степень решения проблем управления финансами на государственном и местном уровнях
- проблемы прогнозирования объёма финансирования бюджетных образований
- проблемы предоставления качественных бюджетных услуг и эффективности механизмов взаимодействия между участниками бюджетного процесса
- низкая степень контроля ха эффективностью государственных закупок
В связи с этим организационная структура Министерства финансов РФ требует некоторых совершенствование, которые могут поспособствовать улучшению реализации государственной политики в области управления финансами.
Интересным примером организационной структуры органа исполнительной власти в области управления финансами является Министерство финансов США (Англ. United States Department of the Treasury).
Одним из подразделений министерства является Служба внутренних доходов (СВД). Она охватывает платежи по налогам, поступающим в федеральный бюджет. Для более эффективного контроля СВД построена по децентрализованному принципу и имеет три уровня учреждений – национальные, региональные и окружные [7].
В состав министерства входит Служба контроля за денежным обращением. На нее возлагается общий контроль за деятельностью национальных банков и их операциями. Она дает разрешение на образование новых национальных банков, перевод штатных банков в разряд национальных, слияние национальных банков, открытие у них филиалов.
Министерство определяет также финансовую политику США за рубежом, связанную с вопросами торговли, платежного баланса, занимается координацией иностранных капиталовложений в экономику США и американских инвестиций за рубежом. Далее представлена полная схема организационной структуры ведомства
Рисунок 2. Организационная структура Министерства финансов США [7]
Как можно видеть, структура Министерства (или согласно Американскому определена – Департамента) имеет меньше субъектов нежели структура российского ведомства. Также отличием американского ведомства является то, что помимо управлений, и других составляющих структуры управления, существуют специальные инспекторы, которые подчиняются непосредственно Министру финансов.
Федеральный генеральный инспектор США – это глава независимой непартийной организации (в данном случае подведомственной Минфину США), которые осуществляют аудит деятельности организаций. Они независимы и их управление подчиняется непосредственно Министру финансов, а также они имеют большие права нежели другие управления.
Работа офисов IG включает в себя обнаружение и предотвращение мошенничества, растраты, злоупотреблений и ненадлежащего управления государственными программами и операциями в своих родительских агентствах или организациях. Расследования, проводимые офисами IG, могут быть направлены на сотрудников внутреннего правительства или внешних подрядчиков правительства, получателей грантов или получателей кредитов и субсидий, предлагаемых в рамках федеральных программ помощи.
Таким образом, при помощи независимых управлений, возглавляемых Государственными инспекторами, а также специализированным управлением области обеспечения открытости данных о потоке государственных денежных средств и управлению по разработке политики стабилизации валюты и других финансовых активов ведомство способно эффективно функционировать, основываясь на демократических принципах, что значительно повышает эффективность структуры государственного управления.
Анализ нормативно правовой базы органов исполнительной власти, порядок её формирования и зарубежный опыт организационного устройства Министерства Финансов США, поводит разработать основные рекомендации по совершенствованию организационной структуры Министерства Финансов Российской Федерации.
В связи с этим возникает необходимость создания специализированного департамента для осуществления консультации и методологической поддержки финансовых органов исполнительной власти субъектов РФ для более эффективного управления государственными финансами.
Другим немаловажным фактором является отсутствие структурного подразделения компетентного в вопрос осуществления мер по обеспечению финансовой стабильности, как например, есть в американском ведомстве.
Следующим, по нашему взгляду, существенным упущением, является отсутствие механизмов повышения открытости данных о финансах общественного сектора, конечно-же согласно российскому законодательству, эти данные находятся в открытом доступе, но с каждым днем появляется новые способы их сокрытия. Крайне важным является то, что они являются не только фактором повышения доверия граждан к органам исполнительной власти, но также служат важной информацией для надзорных органов, так как зачастую им приходится прилагать большие усилия для их поиска и обработки. Поэтому необходимость подобного субъекта в организационной структуре ведомства, по структурированию открытых данных и поиску их сокрытии является крайне важной частью в области повышения эффективности деятельности Министерства финансов РФ.
Но следует отметить, что структура Минфина является довольно таки громоздкой, даже относительно американского ведомства, с учетом того, что в США объем государственного финансирования и способы финансового взаимодействия гораздо обширнее, нежели в РФ. В связи с этим крайне важно найти «золотую середину» для создания новых департаментов, также упрощения организационной структуры министерства.
Таким образом, в ходе проведённого анализа двух ведомств, мы пришли к выводу, что российскому ведомству кране необходима реорганизация организационной структуры с упрощением структуры и создания новых департаментов и управлений с учетом быстроразвивающегося технологического и экономического развития, а также сложившейся ситуации с кризисными ситуациями, которые стали повторятся все чаще.