Формирование лингвистической компетенции младших школьников на основе использования языковой игры
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)
Формирование лингвистической компетенции младших школьников на основе использования языковой игры
Формирование языковой компетенции является необходимым условием успешного развития речи младших школьников, что определяет развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Ориентация на формирование языковых компетенций в образовательных стратегиях начальной школы предполагает изменение целей, приоритетов и содержания начального общего образования: от формирования знаний, умений и навыков происходит переориентация к развитию готовности младших школьников самостоятельно использовать усвоенные знания, умения и способы действия в реальной жизни для решения практических задач.
Овладевая богатствами языка, человек всю жизнь совершенствует свою речь. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно ванное значение имеет чистое произношение ребёнком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной; недостатки же речи могут привести к неуспеваемости.
Приоритетной целью современного образования является формирование языковой личности младших школьников, владеющей родным языком, воспринимающей этот язык как эстетическую и культурную ценность, способной самостоятельно добывать и применять знания в новых языковых ситуациях.
Одним из эффективных средств формирования языковой компетенции является языковая игра: она дает возможность ребенку полностью раскрыть свои способности, действовать по обстановке, быстро мыслить и принимать решения. В процессе языковой игры школьник может глубже осознать то или иное языковое явление, рассмотреть его с разных сторон.
Языковая игра будет являться эффективным средством совершенствования языковых компетенций младших школьников, если в ее сферу будут включаться единицы разных уровней языка: фонетики, грамматики, лексики, изучаемые в начальной школе. Задача школы первой ступени — развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно – следственных связей. В школьный возраст, указывал Л. С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). Именно в школе интеллект ребенка развивается настолько интенсивно, как ни в какое другое время. В этот период особенно велика роль учителя.
Рассматривая начальное языковое образование как явление, включающее языковой, речевой аспект, необходимо подчеркнуть наличие взаимосвязи языкового образования школьника и развития его как языковой личности.
Языковая личность понимается как совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений. В процессе формирования важным является развитие личности школьника, его познавательной культуры, логической памяти, формирования навыков самоанализа и самооценки. Формирование лингвистической компетентности неразрывно связано с проблемой общего развития школьника, его познавательной культуры и в связи с этим с развивающей функцией школьной грамматики.
Поэтому изучение языковой компетенции учащихся предполагает постепенное совершенствование словаря, усвоение всего многообразия словосочетаний, синтаксических конструкций, умений употреблять языковые средства в речевом общении, строить текст. Развитие речи – это не только количественное увеличение языковых средств, употребляемых в речевой деятельности школьника, но и – главное – их активизация, гибкость использования, точность и правильность выбора и построения речевых конструкций.
В современной методике обучения русскому языку Е.А. Быстрова включает три компонента:
1. Знания, которые должны быть усвоены;
2. Умения и навыки, которые в соответствии с деятельностным подходом должны быть сформированы;
3. Цели, которые должны быть достигнуты в развитии языковой личности школьника.
Цели обучения, его содержание, уровни знаний, умений, навыков определяются через языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции. Под компетенцией понимается совокупность тех знаний, умений, навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку как учебному предмету.
Языковая компетенция – освоение языковой системы, овладение самим языковым материалом. Формирование языковой компетенции включает работу по изучению новых пластов лексики, обогащению фразеологического запаса, усвоению морфологических норм, овладению нормами согласования, управления, построения предложений разных видов, обогащению речи школьников синтаксическими конструкциями.
Лингвистическая компетенция – знание основ науки о русском языке, усвоение понятийной базы курса, определенного комплекса понятий, формирование представлений «о том, как русский язык устроен и что в нем изменяется». При формировании лингвистической компетенции предполагается работа по освоению элементов науки об истории русского языка, методов лингвоанализа текстов.
− «компетенция – это актуализированная система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем».
− «компетентность – качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщённых способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей».
Коммуникативная компетенция – это знания, умения, навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Эта компетенция включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (стили, типы речи, способы связи предложений в тексте и т. д.).
Все три компетенции тесно взаимосвязаны. Только о человеке, который обладает всеми тремя видами компетенций, мы можем сказать, что он «владеет языком».
Языковая игра развивает языковое чутьё, умение логически мыслить, слушать и слышать, раскрепощённость в обращении с понятиями, лёгкость и радость от общения. Благодаря этому игра позволяет непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. В частности, языковые игры способствуют улучшению фонематического слуха ребенка, развития орфографической зоркости.
Одним из эффективных средств формирования языковой компетенции является языковая игра, она дает возможность ребенку полностью раскрыть свои способности, действовать по обстановке, быстро мыслить и принимать решения. Справиться с этой задачей помогут языковые игры, которые не только развивают речь учащихся, но и дают возможность в увлекательной форме усвоить важные знания и нормы русского языка.
Языковая игра в сфере словообразования заключается не только в самом создании новых слов, но и в особенностях их речевого употребления.
Вовлекая в игру, организуя жизнь детей в игре, используя игровые приемы в обучении, педагог не только создает оптимальную среду для обеспечения эмоционального здоровья дошкольника, но и воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, волю и поведение в целом, на развитие общих способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков, на развитие любознательности дошкольника как основы интеллектуального развития (В.А. Сухомлинский) [2].
Языковые игры необходимы для начальной школы, использовать их надо в системе, на разных этапах урока русского языка, включать в них различные виды деятельности школьников. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам для более систематизированного их использования.