ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ
Система образования сегодня находится в постоянной трансформации, идя в ногу со временем, ежегодно вносятся изменения и дополнения в законы и акты, пересматриваются формы, методы и технологии работы с обучающимися, студентами, магистрантами и аспирантами. Переломным моментом в системе образования стала эпидемия COVID-19, перевернувшая не только образования, но и жизненный уклад всех абсолютно стран, прошедших её. В нашем лексиконе появилось и стало широко использоваться понятие «ON-LINE». Появились электронные платформы, на базе которых создаются конференции для проведения различных занятий, урок, мастер-классов и других образовательных технологий. Большая часть образовательного процесса перешла в электронный формат.
Наряду с законами актами претерпевают изменения и дополнения и учебно-методические комплексы. Разные издания выпускают огромный спектр учебников, пособий и методических рекомендаций, насыщая ими образовательный рынок, предлагая потребителю право выбора. Многие комплексы получили широкое распространение в электронном формате, наряду с бумажными носителями.
Традиционно одним из лидеров нововведений в систему образования является Волгоградская область, принимающая активное участие в различных образовательных экспериментах и новшествах, таким образом, становясь своеобразными стартапами для образовательной системы Российской Федерации.
Система образования Волгоградского региона представлена всеми ступенями – от дошкольных образовательных учреждений государственных и частных до академий последипломного образования и всевозможными курсами повышения квалификации на любого специалиста и любой кошелек.
Дошкольное образование в нашем регионе может быть получено – в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми [1-4], а именно: дошкольными образовательными организациями; общеобразовательными организациями; профессиональными образовательными организациями; организациями высшего образования; организациями дополнительного образования детей и иными организациями.
Общее образование может быть получено на территории Волгоградской области в следующих образовательных организациях [1-4]: общеобразовательных, профессиональных образовательных, высшего образования и иных.
Среднее профессиональное образование в Волгоградском регионе осуществляется по таким программам [1-4]: программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена.
Высшее образование получают по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в образовательных организациях высшего образования и научных организациях по программам магистратуры [1-4].
По данным Статистического управления Волгоградской области, на конец 2021 года в регионе работало 719 организаций по образовательным программам дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми. За пять лет число организаций, осуществляющих данную деятельность на 83 единицы, что составляет 10,3%, а численность воспитанников, соответственно, на 4200 человек - 3,8%.
На начало 2021-2022 учебного года численность обучающихся, включая вечерние (сменные) образовательные организации составляло 261,7 тыс. человек, что на 1,2% больше, чем их численность в 2020-2021 учебном году. Если сравнивать с 2017-2018 учебным годом, то прибавка составила 4% (рис.1).
Рисунок 1. Численность обучающихся (включая вечерние (сменные) общеобразовательные организации), тыс. человек в период с 2017 по 2021 гг.
На начало 2021-2022 учебного года численность студентов государственных и муниципальных образовательных организаций, осуществляющих программы подготовки специалистов среднего звена, составляла 48,4 тыс. человек и увеличилась по сравнению с предыдущим учебным годом на 1,3 тыс. человек - 2,8%, по сравнению с 2017-2018 учебным годом - увеличилась на 7,8 тыс. человек - 19,2% (рис.2).
Рисунок 2.Численность студентов государственных и муниципальных образовательных организаций, осуществляющих программы подготовки специалистов среднего звена, тыс. человек в период с 2017 по 2021 гг.
В 2021-2022 г. сохранилась тенденция сокращения численности студентов в образовательных организациях высшего образования. Так, на начало 2021-2022 учебного года численность студентов составила 56,6 тыс. человек, что на 1,2 тыс. человек меньше - 2%, чем на начало 2020-2021 учебного года, а в сравнении с 2017-2018 уч. г. - снизилась на 6,1 тыс. человек - 9,7% (рис.3).
Рисунок 3. Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, тыс. человек в период с 2017 по 2021 гг.
В последние годы в Волгоградском регионе были созданы образовательные комплексы на базе организаций высшего образования. Данные комплексы призваны повысить качество образования, улучшить адаптацию выпускников к социальным, экономическим и культурным вызовам общества и требованиям рынка труда, привлечь к инновационному процессу профессорско-преподавательский состав и студентов, повысить эффективности использования интеллектуальных и других видов ресурсов, создать условия для реализации программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, а также повысить роль университетов в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии общества. Также данные комплексы предполагают непрерывное высшее образование от бакалавриата до докторантуры в рамках одного профиля.
При создании региональных образовательных комплексов возникли определенные проблемы:
1. Идея непрерывного образования противоречит некоторым положениям теории человеческого капитала, поскольку в период обучения студент не всегда способен самостоятельно себя содержать.
2. Непрерывное образование в рамках образовательного комплекса предполагает единый профиль подготовки, но потребности человека со временем могут меняться, что затруднит продолжение образования в пределах данного комплекса.
3. Существующие в Волгоградском регионе образовательные комплексы охватывают, техническую сферу из-за её практикоориентированности. В отличие от классического гуманитарного образования, которое не всегда предполагает практическую направленность.
4. Создание образовательных комплексов из нескольких организаций привело к сокращению штатного состава и росту безработицы в среде профессорско-преподавательского состава и падением престижа профессии.
Таким образом, тенденции развития системы образования в Волгоградском регионе соответствуют общероссийским тенденциям. Ориентация на инновационный путь и оптимизацию выводит на передовые позиции региональные образовательные комплексы как новые формы организованности научной, образовательной и производственной сферы.
Мир меняется и система образования вместе с ним.