Статья:

Профориентация в контексте теории поколений

Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Деханова П.Ю. Профориентация в контексте теории поколений // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 28-33.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Профориентация в контексте теории поколений

Деханова Полина Юрьевна
педагог-психолог, МБУ ДО ЦВР «Парус», РФ, г. Самара

 

Career guidance in the generational theory context

 

Dekhanova Polina Yurievna

psychologist, MBU DO CVR «Parus», Russia, Samara

 

Аннотация. Автор анализирует последние тенденции в плане профориентационной работы, прослеживает их взаимосвязь с теорией поколений и на этом основании делает выводы о перспективах развития данного направления.

Abstract. Author analyzes the latest tendencies in the career guidance, their interrelationship with the generational theory and speculates about development prospects of this field of work.

 

Ключевые слова: профориентация; теория поколений; поколение Z; ценности; профессиональное самоопределение.

Keywords: career guidance; the generational theory; generation Z; values; professional self-determination.

 

Одной из главных задач современной молодежи является выбор будущей профессии и способа получения профессионального образования. Молодые специалисты, которые окончат ВУЗы в ближайшие десять лет – это будущее экономики страны, и чем больше выпускников будут в дальнейшем работать по выбранной специальности, тем вероятнее, что рынок труда будет в должной степени обеспечен высококвалифицированными и надежными кадрами. Всё это ставит перед учебными заведениями задачу по усовершенствованию методик профориентации – причем не только для старших школьников, но и для студентов.

В свою очередь, любая методика должна учитывать психологические особенности группы, на которую она направлена. Сегодня экономическая и социальная ситуация в нашей стране стремительно меняется каждый год, и потому актуальные потребности детей, окончивших школу пять лет назад, значительно отличаются от потребностей, ценностей и мировоззрения нынешних выпускников. Именно поэтому специалистам, занимающимся профориентацией, необходимо иметь представление не только о текущей ситуации на рынке труда, но и о личностных особенностях современных школьников.

Одной из теорий, которая всестороннее раскрывает данную тему, является так называемая Теория поколений. Она была создана Н. Хоувом и В. Штраусом в 1991 году, адаптирована и переведена на русский язык в 2003–2004 году командой проекта Rugenerations [1].

Центральным понятием в рамках данной теории являются ценности: они формируются у человека в детстве в зависимости от социальных, политических и экономических процессов, происходящих в это время в обществе. Ребенок не может критически оценивать транслируемые культурой ценности, а потому он просто усваивает их и в дальнейшем стоит своё поведение и мировоззрение на их основе.

Поколение – это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями [3]. Исходя из этого подхода, совсем иную трактовку получает понятие «конфликт поколений»: с точки зрения Хоува и Штрауса, он не связан с возрастными противоречиями, иначе бы люди, достигая определенного возраста, приобретали бы определенный набор ценностей, свойственный данной группе. Но в реальности этого не происходит: дети не наследуют ценности своих родителей в неизменном виде, и их мировоззрение значительно отличается от установок и стратегий поведения старшего поколения.

Сейчас в России живут и работают представители следующих поколений:

1.     Поколение GI (1900-1923 г.р.);

2.     Молчаливое поколение (1923-1943 г.р.);

3.     Поколение Беби-Бумеров (1943-1963 г.р.);

4.     Поколение Х (1963-1984 г.р.);

5.     Поколение Милениум или Y (1984-2000 г.р.);

6.     Поколение Z (c 2000 г.р.) (именно эти дети учатся сейчас в старших классах и в скором времени столкнутся с вопросом о выборе будущей профессии).

Чем же представители поколения Z отличаются ото всех остальных?

Начать стоит с того, что это первое поколение, которое с полной уверенностью можно назвать «цифровыми аборигенами»: эти дети росли и воспитывались в мире, где IT-технологии уже были доступны и привычны для основной части населения. Компьютеры и смартфоны сопровождали их большую часть жизни – поколение Z знает обо всех возможностях, которые предоставляют гаджеты, и умеет ими пользоваться. Это имеет целый ряд принципиально важных последствий. Во-первых, дети-Z жаждут знаний и умеют искать информацию: согласно опросам, 85% ищут необходимые статьи в Интернете, 33% смотрят онлайн-уроки, 20% читают книги с телефона или планшета, 52% пользуются YouTube и социальными сетями для подготовки домашнего задания [2]. Во-вторых, они умеют работать в режиме многозадачности, ориентируясь сразу между пятью экранами с различными потоками информации: телефон, планшет, компьютер, смарт-часы и т.п. В-третьих, нынешние дети все реже общаются текстом, на смену ему приходят универсальные символы (например, эмоджи), которые сами по себе конструируют контекст и подтекст. Представители поколения Z намного лучше воспринимают информацию, если она представлена не в виде текста, а в виде картинок (должно быть, именно это объясняет новую волну популярности комиксов и тот факт, что самая популярная на сегодняшний день социальная сеть – это Instagram). В-четвертых, благодаря технологиям, значительно расширился круг общения – теперь он обхватывает весь земной шар. 81% подросток используют Интернет для знакомств и переписки, 26% придется совершить путешествие на самолете, чтобы увидеться с друзьями. В-пятых, значительно снижается процент подростков, склонных к девиантному поведению. Если в 1991 году у 42% был опыт участия в драках со сверстниками, то к 2014 этот показатель снизился до 25%. Также снизился процент подростковых беременностей и процент молодых людей, употребляющих психоактивные вещества. В-шестых, дети-Z беспокоятся о глобальных проблемах, стоящих перед социумом, и хотят внести свой вклад в процесс их решения. Согласно опросам, в США 26% детей 16-19 лет уже успели попробовать себя в роли волонтеров, 78% старшеклассников волнуют войны, экологическая ситуация в мире и проблема голода в странах третьего мира. В-седьмых, современная система образования успела значительно видоизмениться со времен детства миллениалов, поколения Y: сегодня дети начинают посещать учебные учреждения раньше, сами методы и подходы, используемые педагогами, становятся гибче и разнообразнее, на первый план выходит личностно-ориентированный подход. Всё это накладывает свой отпечаток как на отношение детей к учебе, так и на её эффективность. В-восьмых, в отличие от предыдущего поколения, дети-Z достаточно рано получают первый опыт работы. В США 55% опрошенных подростков чувствуют давление со стороны родителей в этом вопросе. 70% тинейджеров работают или работали фрилансерами. В-девятых, поколение Z более независимо подходит к трудоустройству и получению дохода. 72% школьников хотят, скорее, когда-нибудь начать собственный бизнес, чем работать на одну компанию всю жизнь. Согласно статистике, 46,9% детей хотят, чтобы уроки по основам бизнеса начинались уже в школе, 55% хотели бы как можно раньше научиться управлять финансами и 58% подростков 13-17 лет уже копят деньги. В этом плане дети-Z довольно ответственно подходят и к образованию тоже: 64% рассматривают получение диплома как одну из главных целей на ближайшие десять лет, около 47% хотят в будущем работать по профессии (у поколения Y данный показатель равен 25%) [6].

Теперь, когда мы имеем представление об особенностях и стремлениях нашей целевой аудитории, стоит обратиться к социально-экономическим процессам, влияющим на ситуацию, складывающую на рынке труда.

В современном мире на первый план выходит не количество получаемой человеком информации, а умение владеть ею и использовать её на практике. Теперь soft skills ценятся намного выше, чем hard skills: важны не столько формальные знания, сколько способности воспринимать новое, эффективно обрабатывать и структурировать данные, работать со смыслами [5].

Эта тенденция, в свою очередь, тесно взаимосвязана со значительными изменениями в социальной сфере и на рынке труда. Стремительный научно-технический прогресс, автоматизация и робототехника обуславливают быстрое устаревание привычных нам профессий. Очевидно, мы уходим от модели, согласно которой выбранная однажды специальность становится делом всей жизни. Многие исследователи склоняются к тому, что в ближайшем будущем человек будет проходить несколько профессиональных циклов за жизнь. Само понятие «профессия» устаревает, и ему на смену приходит гибкий набор специальных и надпрофессиональных навыков (те самые soft skills), благодаря которым каждый сможет легко переключаться со специализации на специализацию или работать на стыке сразу нескольких областей. Все более актуальным становится обучение в течение всей жизни – многочисленные онлайн-курсы и вебинары позволяют утолить жажду знаний почти в любой области, образование перестает быть прерогативой отдельных учреждений, оно становится более гибким и доступным.

Таким образом, задача нового поколения – быть адаптивными, постоянно совершенствовать свои навыки, и, скорее, менять профессии, чем долгое время совершенствоваться в одной из них. Экономическая ситуация в стране и тренды в мире высоких технологий меняются настолько быстро, что специалисту будущего нужно будет всегда быть готовым к освоению новых методик и более совершенных инструментов.

Исходя из всего этого, идея о том, чтобы в старших классах найти себе «лучшую профессию», которая обеспечит занятость и востребованность на рынке труда до самой пенсии, в рамках современных реалий кажется несколько утопичной. И если представителей предыдущих поколений такая ситуация могла бы ввести в замешательство, то детьми поколения Z она, скорее, воспринимается как некий гарант свободы в плане профессионального развития и построения будущей карьеры. Некоторые исследователи считают, что в будущем современные подростки успеют попробовать себя в нескольких профессиях до достижения 30 лет.

Таким образом, основной целью мероприятий по профориентации, скорее, должно стать приобретение выпускниками soft skills, на основе которых в дальнейшем можно надстраивать любые узкоспециализированные умения и которые помогут быть эффективным в любой выбранной области. Согласно «Атласу будущих профессий», основными навыками, которые будут иметь наиболее высокую ценность в глазах работодателей, в ближайшие десять лет станут системное мышление, а также умения взаимодействовать с людьми, управлять проектами и работать в условиях неопределенности [1]. Как правило, ни школы, ни ВУЗы не уделяют развитию данных качеств пристального внимания и не проводят никаких специальных мероприятий для этого. Именно поэтому данное направление работы должно стать приоритетным для каждого специалиста, который занимается профориентацией.

 

 Список литературы:

1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] / электрон. данные. – Режим доступа. – http://atlas100.ru/ (дата обращения: 23.11.2016)
2. Как обеспечить ребенку успешную карьеру? [Электронный ресурс] / электрон. данные. – Режим доступа. – http://intalent.pro/article/kak-obespechit-rebenku-uspeshnuyu-kareru.html (дата обращения: 30.01.2017)
3. Сапа, А.В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС [Текст] / А.В. Сапа // ФГОС второго поколения: Инновационные проекты и программы в образовании – 2014. – №2. – С. 24-30
4. Теория поколений в России [Электронный ресурс] / электрон. данные. – Режим доступа. – https://rugenerations.su/ (дата обращения: 30.01.2017)
5. 51 факт о поколении Z [Электронный ресурс] / электрон. данные. – Режим доступа. – http://www.trainings.ru/library/education_experience/?id=17222 (дата обращения: 30.01.2017)
6. Meet Generation Z: Forget Everything You Leaned About Millenials [Электронный ресурс] / электрон. данные. – Режим доступа. – http://www.slideshare.net/sparksandhoney/generation-z-final-june-17/1 (дата обращения: 30.01.2017)