Статья:

Направления увеличения прибыли ОАО ”Барановичский автоагрегатный завод‟

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Сенько Н.С. Направления увеличения прибыли ОАО ”Барановичский автоагрегатный завод‟ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80889 (дата обращения: 04.03.2021).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Направления увеличения прибыли ОАО ”Барановичский автоагрегатный завод‟

Сенько Наталья Сергеевна
студент, Полесский государственный университет, РБ, г. Пинск
Пригодич Ирина Александровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Полесский государственный университет, РБ, г. Пинск

 

ОАО ”Барановичский автоагрегатный завод“ (ОАО ”БААЗ“) - предприятие промышленного комплекса Республики Беларусь, входящее в состав Холдинга ”БелавтоМАЗ“ и специализируется на производстве узлов и деталей к автомобилям, автобусам, прицепам и товаров народного потребления.

Это рулевые механизмы, телескопические амортизаторы, насосы гидроусилителя руля, тяги рулевого управления, гидравлические домкраты, реактивные штанги (автомобильные, прицепные и автобусные), гидродемпфера, насосы подъема кабины, буксирные приборы, валы карданные рулевого управления и другие изделия (всего более 1000 наименований) [2].

Главной задачей функционирования любой организации является получение прибыли. Ни одна организация не может существовать, не получая прибыли, иначе деятельность предприятия будет бессмысленна. Рассмотрим показатели прибыли ОАО ”БААЗ“ за 2017 – 2019 гг. (таблица 1).

Анализ данных таблицы 1 показывает, что выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг в период с 2017 по 2019 гг. имеет тенденцию к увеличению. С 2017 года по 2018 год выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг увеличилась на 8,8%, а с 2018 года по 2019 год увеличилась на 3,3% и составила 41 216 тыс. руб. Вместе с тем наблюдается увеличение себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг. В 2018 году она увеличилась более, чем на 10%, а в 2019 году увеличилась на 1 564 тыс. руб. или на 4,7%. Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг в 2019 году уменьшилась на 27,9% и составила 1 282 тыс. руб. по сравнению с 2018 годом. Прибыль до налогообложения в 2018 году, по сравнению с 2017 годом уменьшилась на 784 тыс. руб., а в 2019 году, по сравнению с 2018 годом, уменьшилась на 85,7%. Убыток от инвестиционной и финансовой деятельности за отчетный период составил 555 тыс. рублей. Убытки по финансовой деятельности в сумме 621 тыс. рублей связаны с увеличением суммы выплаты процентов в связи с получением новых кредитов на текущую деятельность, а также отрицательными курсовыми разницами.

Таблица 1.

Динамика показателей, формирующих финансовый результат ОАО ”БААЗ“ за 2017 – 2019 гг., тыс. руб.

Показатели

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Отклонение от пред. года

Темпы роста
(снижения) в % к пред. году

2018 г.

2019 г.

2018 г.

2019 г.

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг

36 687

39 902

41 216

3 215

1 314

108,8

103,3

Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг

29 400

32 987

34 551

3 587

1 564

112,2

104,7

Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг

2445

1 777

1 282

-668

-495

72,7

72,1

Прибыль (убыток) от инвестиционной деятельности

26

46

66

20

20

176,9

143,5

Прибыль (убыток) от финансовой деятельности

(87)

(261)

(621)

-174

-360

300

237,9

Прибыль (убыток) до налогообложения

1546

762

109

-784

-653

49,3

14,3

Чистая прибыль (убыток)

1154

509

35

-645

-474

44,1

6,9

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [1].

 

По итогам работы за январь-декабрь 2019 года чистая прибыль ОАО ”БААЗ“ составила 35 тыс. рублей, это на 474 тыс. руб. меньше, чем в 2018 году. Предприятие смогло остаться в зоне доходности (получило минимальную чистую прибыль), несмотря на рост дебиторской задолженности. Таким образом, можно сказать, что финансовое положение предприятия за анализируемый период остается не стабильным.

Так как прибыль организации сокращается резко и стремительно за рассматриваемый период, то проведем факторный анализ прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг (таблица 2, 3):

Таблица 2.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг ОАО ”БААЗ“ за 2017-2018гг., тыс. руб.

Наименование показателя

2017 г.

2017 на фактически реализованную продукцию (усл.)

2018 г.

2018 на фактически реализованную продукцию (усл.)

2019 г.

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг

36 687

35 947,7

39 902

37 131,5

41 216

Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг

29 400

29 718,0

32 987

31 127,0

34 551

Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг

2445

1 600,9

1 777

1 155

1 282

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных таблицы 1.

 

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг в 2018 году, по сравнению с 2017 снизилась на 668 тыс. руб.: ∆П = 1 777 – 2 445 и составила в 2019 году 1 282 тыс. руб.

Таблица 3.

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции способом цепных подстановок за 2017-2019гг., тыс. руб.

Показатель

Порядок расчета (за 2017-2018гг.)

Порядок расчета (за 2018-2019гг.)

На начало периода

2 445

1 777

Усл.1

2 445*35 947,7/36 687=2 395,7

1 777*37 131,5/39 902=1 653,6

Усл.2

1 600,9

1 155

Усл.3

39 902-29 718,0=10 184

41 216-31 127,0=10 089

На конец периода

1 777

1 282

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных таблицы 2.

 

Изменение суммы прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг за 2017 -2018гг. за счет:

1. объема реализации продукции: ΔП(V) = 2 395,7-2 445 = -49,3 тыс. руб.

2. структуры произведенной продукции: ΔП(уд.в.) = 1 600,9-2 395,7= -794,8 тыс. руб.

3. средних цен реализации: ΔП(ц) = 10 184-1 600,9= 8 583,1тыс. руб.

4. себестоимости: ΔП(с.с.) = 1 777-10 184= -8 407 тыс. руб.

Общее изменение прибыли от данных факторов находится как суммирование полученных результатов: ΔП = -49,3-794,8+8 583,1-8 407=668 тыс. руб.

Аналогично рассчитаем изменение суммы прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг за 2018 -2019гг. за счет:

1. объема реализации продукции: ΔП(V) = 1 653,6-1 777= -123,4 тыс. руб.

2. структуры произведенной продукции: ΔП(уд.в.) = 1 155-1 653,6= -498,6 тыс. руб.

3. средних цен реализации: ΔП(ц) = 10 089-1 155= 8 934 тыс. руб.

4. себестоимости: ΔП(с.с.) = 1 282-10 089= -8 807тыс. руб.

Общее изменение прибыли от данных факторов находится как суммирование полученных результатов: ΔП= -123,4-498,6+8 934-8 807= -495 тыс. руб.

Таким образом по проведенным расчетам видно, что за период в 3 года в целом по предприятию прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг ОАО ”БААЗ“ снизилась на 1 163 тыс. руб., что отражает негативную тенденцию в текущей деятельности. Основное влияние на изменение прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг как за 2017-2018гг., так и за 2018-2019гг. оказало увеличения себестоимости реализованной продукции, товаров, работ, услуг в 2018 году на 3 587 тыс. руб. и в 2019 году на 1 564 тыс. руб., прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг уменьшилась на 8 407 тыс. руб. и на -8 807тыс. руб., соответственно.

Основными путями снижения себестоимости услуг являются: сокращение затрат за счёт повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, оборудования и т.д.; сокращения затрат, установленных по каждой статье расходов за счёт конкретных организационно-технических мероприятий, которые будут способствовать экономии зарплаты, сырья, материалов, энергии и т.д. Предприятию следует сменить поставщика сырья у которого будут более низкие цены.

Условие оптимизации прибыли от реализации продукции, не выполняется: 103,3 104,7. Таким образом, темп роста себестоимости продукции превышает темп роста выручки от реализации, что является негативным фактором. Для того, чтобы сохранить баланс, предприятию следует снизить себестоимость продукции на 1,4%, тогда это позволит ей сэкономить 34 551 тыс. руб. × 0,014 = 483,714 тыс. руб.

По результатам проведенного анализа можно сделать следующий вывод: получение прибыли является, несомненно, главной целью производства субъекта хозяйствования. Динамика прибыли на ОАО ”БААЗ“ в настоящее время сохраняется в сторону резкого снижения. Несмотря на рост дебиторской задолженности, предприятие смогло остаться в зоне доходности. За счет выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг увеличивается, что говорит о том, что продукции ОАО ”БААЗ“ востребована.

 

Список литературы:
1. Барановичский автоагрегатный завод [Электронной ресурс]. – Режим доступа: http://www.baaz.by/index/. – Дата доступа: 16.11.2020.
2. Минский автомобильный завод [Электронной ресурс]. – Режим доступа: http://maz.by/about/branches/oao-baaz-g-baranovici. – Дата доступа: 15.11.2020.