Статья:

Реформа 1861 г. в современных школьных учебниках

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Беляева Е.С. Реформа 1861 г. в современных школьных учебниках // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80970 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Реформа 1861 г. в современных школьных учебниках

Беляева Елена Сергеевна
магистрант Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, РФ, г. Рязань
Гребенкин Игорь Николаевич
научный руководитель, д-р ист. наук, профессор Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, РФ, г. Рязань

 

О крестьянской реформе 1861 года написано большое количество литературы, остались мемуары и воспоминая. В учебниках подробно описываются ее причины и итоги. Отдельные вопросы ее реализации и взаимоотношения участников получили освещение вместе с новыми подходами в преподавании истории. Однако отмена крепостного права – это явление многогранное, оно повлияло на все стороны общественной жизни и государственного развития [1, с.18]. С грамотным и полным изложением данной темы должен справляться современный учебник истории.

В историко-культурном стандарте реформы Александра II рассматриваются в контексте начала формирования гражданского общества. Среди персоналий выделено несколько участников проведения реформы: Александр II, великий князь Константин Николаевич, Н. А. Милютин [2].

Рассмотрим изложение материала по теме отмены крепостного права в двух учебниках – А. В. Торкунова и Л. М. Ляшенко.

В учебнике «История России. 9 класс» под редакцией А. В. Торкунова содержание соответствует историко-культурному стандарту. Учебник состоит из двух частей, тема «Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.» расположена в первой части. После темы параграфа учащимся предлагается проблемный вопрос: «Почему отмена крепостного права в 1861 г. считается одной из важнейших вех в истории России?» [3, с.119]. Изучив материал учебника, поработав с дополнительными рубриками ученики смогут высказать свое мнение по данному вопросу. Параграф состоит из пяти пунктов, первый пункт – приход к власти Александр II. Далее перечисляются основные причины отмены крепостного права: экономическая отсталость от других стран, социальное напряжение. Основной акцент делается на экономическом положении страны и крепостном праве как тормозе ее развития. Кратко описывается деятельность губернских комитетов и Редакционной комиссии. В пункте «Содержание и сущность реформы» приводятся основные моменты Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости: личная свобода, выкупные платежи, временнообязанное состояние и дается краткое разъяснение терминов, так как в первой части учебника нет словаря [3, с.120]. В последнем пункте подводятся итоги и значение реформы. Авторами отмечается, что после отмены крепостного права произошел ряд улучшений, но реформа имела свои недостатки.

После параграфа подводятся краткие итоги, которые помогут ответить на вопрос в начале параграфа. В рубриках с вопросами находятся задания разной сложности: назвать основные причины крепостного права, найти текст Положения и выписать аргументы в пользу реформы или против, поработать с художественными произведениями. В рубрике «Историки спорят» приводятся точки зрения на данную тему, однако с отсутствием контекста учащиеся могут ложно понять мысли данных историков [4, с.15].

Текст параграфа сопровождают иллюстрации, но к ним нет заданий. Плюсом к параграфу является большая карта и вопросы по ней.

Подводя итог по учебнику издательства «Просвещение», можно сказать, что текст параграфа ясный и информативный. Вопросы помогут обобщить материал и поработать с дополнительными источниками.

В учебнике Л. М. Ляшенко «История России: XIX - начало XX в.» издательства «Дрофа» отмена крепостного права описана в параграфе 15 ««Распалась цепь великая…»: подготовка и содержание крестьянской реформы 1861 г.» [5, с.132]. Параграф начинается с проблемного вопроса, перечислены основные термины (в конце учебника расположен словарь), персоналии и приводится лента времени с основными датами (после параграфа задание для работы с лентой времени). Параграф состоит из трех пунктов: предпосылки реформы, ход и условия освобождения крестьян. В каждом пункте приводятся основные положения по теме, текст сдержан, без эмоциональной перегрузки. Приводится краткое определение терминов. Деятельность губернских комитетов и Редакционной комиссии раскрыта слабо.

После каждого пункта несколько вопросов по его содержанию. Можно отметить внетекстовый компонент: иллюстрации и карта, но в этом параграфе к ним нет заданий. Вопросы и задания имеют широкую вариативность по типологии: хронологические, концептуальные и т.д. В параграфе присутствует рубрика «Работа с источником». В качестве источника предлагается отрывок из Манифеста 19 февраля 1861 г. и вопросы к тексту [4, с.16-17].

Можно отметить, что учебник неплохо направляет по теме, не перегрузит ученика фактами и поможет разобраться в теме.

Таким образом, современные учебники соответствуют ФГОС и ИКС. В каждом из них есть свои плюсы и минусы. Поэтому задача учителя в данной теме состоит в том, чтобы выбрать материал, который поможет учащимся установить причинно-следственные связи между крестьянской реформой 1861 года и дальнейшим развитием страны. А учебник направит.

 

Список литературы:
1. Андреев И.Л. Вопросы истории крепостного права: в научной литературе и в школьных учебниках //Преподавание истории школе. – 2019. – № 3. – С. 18–23.
2. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://historyrussia.org
3. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1; под ред. А. В. Торкунова. М. : Просвещение, 2016. – 160 с.
4. Копица М.Н. Обзор учебников истории России для 9 классов: что выбрать учителю? //Преподавание истории школе. – 2020. – № 5. – С. 12–18.
5. Ляшенко Л. М. История России: XIX - начало XX в. 9 кл. : учебник. М. : Дрофа, 2016. – 351 с.