НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОО)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)
НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОО)
Системно-деятельностный подход, составляющий методологическую основу для ФГОС СОО [1], акцентирует внимание на важности освоения не только предметных и метапредметных результатов, но и на развитии личностных качеств учащегося. Важность при данном подходе обретают вопросы, связанные с профессиональным самоопределением.
В пункте 3 статьи 66 закона «Об образовании в Российской ФедерацииРР» [2] указано, что содержание среднего общего образования должно содействовать становлению и формированию личности, располагать к профориентации и подготовке к началу профессиональной деятельности. В статье 34 закона говорится о предоставлении обучаемому право на выбор факультативных или, наоборот, обязательных к выбору (элективных) учебных предметов, курсов и дисциплин.
Закон здесь является нормативной основой, задающей необходимость проектирования курсов по выбору и определяющей возможности по их созданию на уровне общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт в этом случае будет нормативным продолжением, организационно расширяющим и дополняющим заданную законодательной базой стратегию.
Ответом на образовательные запросы учеников является система элективных курсов или курсов по выбору в терминологии ФГОС. Основываясь на этом, учебное заведение предлагает условия для построения индивидуального образовательного маршрута и предоставляет каждому учащемуся выбор элементов обучения в соответствии со своими интересами.
Предполагается, что использование курсов как элемента учебного плана дополняет общее содержание и помогает ученику ощутить большую уверенность в своих силах и возможностях, подтвердить правильность выбора будущей профессиональной деятельности познакомив с ней ученика. В свою очередь это помогает становлению личности и дальнейшей самореализации.
Курсы по выбору помогают скомпенсировать жёсткость общеобразовательной программы с заранее определённым количеством обязательных для изучения предметов. Такие изменения в структуре образовательного процесса расширяют для обучающихся возможность доступа к новым областям знаний и дисциплинам в соответствии с их образовательными потребностями и способностями. Помогают определиться с дальнейшим вектором профессиональных интересов.
Создание условий для разграничения содержания обучения представляется одной из главных целей профориентационной составляющей образования и важнейшим фактором развития личности. Тем не менее следует помнить, что при закладываемом разграничении, обучающемуся необходимо предоставлять равный доступ к реализуемым программам и содержанию курсов по выбору на уровне учебного заведения.
При комплексной разработке содержания и методики электива ФГОС обязывает учитывать межпредметные связи, реализуемые при изучении, получаемые общеучебные и профильные умения и навыки, а также другие условия для активизации познавательного интереса учащихся. При этом, в стандарте существует перечисление ожидаемых результатов для основных предметов (включающих личностную, предметную и метапредметную сферу), однако, содержание ФГОС СОО не содержит никакой информации о том, какие компетенции должны развивать курсы по выбору. Из этого можно сделать вывод, что факультатив или электив представляется своеобразным конструктором, который собирается из ожидаемых результатов по предметному базису, наиболее близкому к элективной тематике.
Функционирование системы курсов по выбору может определять ещё одну важную особенность, а именно – служить проверкой новых образовательных практик, актуальных современным знаниям и способам восприятия информации учениками, что в конечном итоге способствует повышению качества обучения.