Статья:

Аудиторская деятельность в Республике Беларусь

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Аниперко В.О. Аудиторская деятельность в Республике Беларусь // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/132/80827 (дата обращения: 04.03.2021).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Аудиторская деятельность в Республике Беларусь

Аниперко Вероника Олеговна
студент, Полесский государственный университет, РБ, г. Пинск
Самоховец Мария Павловна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Полесский государственный университет, РБ, г. Пинск

 

Задачей исследования является анализ состояния аудиторской деятельности в Беларуси.

Аудиторская деятельность — это предпринимательская деятельность по оказанию аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторских услуг [1]. Наличие точных данных способствует увеличению возможности эффективности функционирования рынка капитала и позволяет оценивать и предвидеть последствия разных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной имеет важное значение [2].

Сейчас аудит становится неотъемлемой частью хозяйственно-финансовой жизни государства. Успешная работа предприятия невозможна без знания его реального производственного и финансового состояния.

В Беларуси развитие аудита началось в 1990 году, когда появились независимые хозрасчетные аудиторские организации Минскаудит, Белэкоаудит и другие.

В Республике Беларусь аудиторская деятельность осуществляется на основании:

  • Закона Республики Беларусь от 27.07.2019 г. № 229-3 «Об аудиторской деятельности» [2], который определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории государства, а также регулирует отношения, которые возникают в процессе аудита.
  • Постановления Совета Министров РБ от 18.12.2013 г. № 1098 «О некоторых вопросах аудиторской деятельности», который определяет порядок проведения аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора и подтверждения квалификации аудиторами, а также перечень грубых нарушений порядка осуществления аудиторской деятельности, являющихся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

Функции главного государственного регулятора аудиторской деятельности в Беларуси осуществляет Министерство финансов. Функции Министерства финансов применительно к аудиторской деятельности:

  • выработка государственной политики  в этой сфере;
  • нормативно-правовое регулирование;
  • ведение государственного реестра и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
  • анализ состояния рынка аудиторских услуг в государстве.

В соответствии с новой редакцией Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторский реестр — систематизированный перечень аудиторов, аудиторов - ИП, аудиторских организаций и сведений о них, который ведется для учета на территории Республики Беларусь физических лиц, имеющих квалификационный аттестат аудитора, выданный Министерством финансов, а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, имеющих право на осуществление аудиторской деятельности

Новая редакция Закона ввела единый орган самоуправления аудиторских организаций и аудиторов - ИП — Аудиторскую палату.

К компетенции Аудиторской палаты относятся, в частности:

  • представление интересов своих членов;
  • осуществление внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов-ИП;
  • разработка рекомендаций по применению национальных правил аудиторской деятельности, международных стандартов аудиторской деятельности;
  • участие в обучении аудиторов по образовательным программам повышения квалификации [2].

Представим итоги аудиторской деятельности в Республике Беларусь за последние 3 года (Таблица 1).

Таблица 1.

Итоги аудиторской деятельности в Республике Беларусь за 2017 – 2019 гг.

Показатель

2017

2018

2019

Численность аудиторов

1 458

1 412

1 394

Численность аудиторских организаций

83

84

80

Численность аудиторов - ИП

 336

336

331

Объем оказанных услуг, млрд. руб.

49,347

62,784

71,702

Структура аудиторских услуг, %

55 % - аудит

43 % - профессиональные услуги

2 % - иные

48% - аудит

50 % - профессиональные услуги

2 % - иные

Примечание – Источник: [5]

 

Численность аудиторов в РБ за 3 года уменьшилась с 1 458 до 1 394 человек (на 64 человека). Численность аудиторских организаций за рассматриваемый период достигла пика в 2018 году и составила 84 организации. Однако, в 2019 году насчитывалось 80 организаций. Численность аудиторов  - ИП на протяжении 2017 - 2018 гг. составляла 336 человек. В 2019 г. численность снизилась на 5 человек и составила 331 человек. Объем оказываемых услуг из года в год увеличивается. Так в 2019 году по сравнению с 2017 годом увеличился на 22,355 млрд. руб. Темп роста составил 145,3 %. В структуре аудиторских услуг произошли изменения. В 2018 – 2017 гг. удельный вес аудита составил 55 %, а в 2019 году на 7 п.п. меньше, т.е. составил 48 %. Это произошло за счет того, что в 2019 году по сравнению с 2017 – 2018 гг. удельный вес профессиональных услуг увеличился на 7 % соответственно.

Топ – 5 аудиторских компаний Беларуси в зависимости от объема выручки от оказанных услуг: 1. ООО «КПМГ» (9 128 308 бел. руб.); 2. ООО «Грант Торнтон» (3 092 108 бел. руб.); 3. ООО «БейкерТиллиБел» (2 140 813 бел. руб.); 4. ООО «ФБК - Бел» (1 912 894 бел. руб.); 5. ООО «Аудиторский центр «Эрудит» (1 779 516 бел. руб.) [3].

Тем не менее, аудиторская деятельность может быть усовершенствована. Например, по следующим направлениям:

1.Дальнейшая гармонизация законодательства и разработка эффективного механизма практического применения Международных стандартов аудита;

2.Разработка действенного механизма для обеспечения контроля качества аудиторских проверок;

3.Глубокое изучение проблемы ответственности аудиторов, как перед заказчиком, так и перед третьими лицами;

4. Активизация работы для обеспечения дальнейшего развития аудита [4].

Важно помнить, что квалифицированная и качественная проверка финансовой отчетности независимыми экспертами и предоставление достоверного аудиторского заключения улучшит отношение к предприятию акционеров, потенциальных инвесторов, общества и даже конкурентов.

 

Список литературы: 
1. Самоховец, М.П. Организация контроля в страховых организациях : учебно-методическое пособие / М.П. Самоховец, М.И. Бухтик, И.А. Пригодич ; Министерство образования Республики Беларусь, УО "Полесский государственный университет". - Пинск : ПолесГУ, 2020. - 54 с.
2. Кулаковская Н.Г. (2005) Организация и методика аудита. К.
3. Сайт «Главный бухгалтер» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/reiting-auditorskikh-organizatsii. – Дата доступа: 03.11.2020 г.
4. Чернелевский Л.М., Беренда Н.И. (2005) Аудит. К.: Миллениум
5. Итоги работы рынка аудиторских услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/ru/auditor_activities/generalization/ market_indicators/. – Дата доступа: 03.11.2020 г.