Аудиторская деятельность в Республике Беларусь
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)
Аудиторская деятельность в Республике Беларусь
Задачей исследования является анализ состояния аудиторской деятельности в Беларуси.
Аудиторская деятельность — это предпринимательская деятельность по оказанию аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторских услуг [1]. Наличие точных данных способствует увеличению возможности эффективности функционирования рынка капитала и позволяет оценивать и предвидеть последствия разных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной имеет важное значение [2].
Сейчас аудит становится неотъемлемой частью хозяйственно-финансовой жизни государства. Успешная работа предприятия невозможна без знания его реального производственного и финансового состояния.
В Беларуси развитие аудита началось в 1990 году, когда появились независимые хозрасчетные аудиторские организации Минскаудит, Белэкоаудит и другие.
В Республике Беларусь аудиторская деятельность осуществляется на основании:
- Закона Республики Беларусь от 27.07.2019 г. № 229-3 «Об аудиторской деятельности» [2], который определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории государства, а также регулирует отношения, которые возникают в процессе аудита.
- Постановления Совета Министров РБ от 18.12.2013 г. № 1098 «О некоторых вопросах аудиторской деятельности», который определяет порядок проведения аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора и подтверждения квалификации аудиторами, а также перечень грубых нарушений порядка осуществления аудиторской деятельности, являющихся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата аудитора.
Функции главного государственного регулятора аудиторской деятельности в Беларуси осуществляет Министерство финансов. Функции Министерства финансов применительно к аудиторской деятельности:
- выработка государственной политики в этой сфере;
- нормативно-правовое регулирование;
- ведение государственного реестра и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
- анализ состояния рынка аудиторских услуг в государстве.
В соответствии с новой редакцией Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторский реестр — систематизированный перечень аудиторов, аудиторов - ИП, аудиторских организаций и сведений о них, который ведется для учета на территории Республики Беларусь физических лиц, имеющих квалификационный аттестат аудитора, выданный Министерством финансов, а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, имеющих право на осуществление аудиторской деятельности
Новая редакция Закона ввела единый орган самоуправления аудиторских организаций и аудиторов - ИП — Аудиторскую палату.
К компетенции Аудиторской палаты относятся, в частности:
- представление интересов своих членов;
- осуществление внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов-ИП;
- разработка рекомендаций по применению национальных правил аудиторской деятельности, международных стандартов аудиторской деятельности;
- участие в обучении аудиторов по образовательным программам повышения квалификации [2].
Представим итоги аудиторской деятельности в Республике Беларусь за последние 3 года (Таблица 1).
Таблица 1.
Итоги аудиторской деятельности в Республике Беларусь за 2017 – 2019 гг.
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
Численность аудиторов |
1 458 |
1 412 |
1 394 |
Численность аудиторских организаций |
83 |
84 |
80 |
Численность аудиторов - ИП |
336 |
336 |
331 |
Объем оказанных услуг, млрд. руб. |
49,347 |
62,784 |
71,702 |
Структура аудиторских услуг, % |
55 % - аудит 43 % - профессиональные услуги 2 % - иные |
48% - аудит 50 % - профессиональные услуги 2 % - иные |
Примечание – Источник: [5]
Численность аудиторов в РБ за 3 года уменьшилась с 1 458 до 1 394 человек (на 64 человека). Численность аудиторских организаций за рассматриваемый период достигла пика в 2018 году и составила 84 организации. Однако, в 2019 году насчитывалось 80 организаций. Численность аудиторов - ИП на протяжении 2017 - 2018 гг. составляла 336 человек. В 2019 г. численность снизилась на 5 человек и составила 331 человек. Объем оказываемых услуг из года в год увеличивается. Так в 2019 году по сравнению с 2017 годом увеличился на 22,355 млрд. руб. Темп роста составил 145,3 %. В структуре аудиторских услуг произошли изменения. В 2018 – 2017 гг. удельный вес аудита составил 55 %, а в 2019 году на 7 п.п. меньше, т.е. составил 48 %. Это произошло за счет того, что в 2019 году по сравнению с 2017 – 2018 гг. удельный вес профессиональных услуг увеличился на 7 % соответственно.
Топ – 5 аудиторских компаний Беларуси в зависимости от объема выручки от оказанных услуг: 1. ООО «КПМГ» (9 128 308 бел. руб.); 2. ООО «Грант Торнтон» (3 092 108 бел. руб.); 3. ООО «БейкерТиллиБел» (2 140 813 бел. руб.); 4. ООО «ФБК - Бел» (1 912 894 бел. руб.); 5. ООО «Аудиторский центр «Эрудит» (1 779 516 бел. руб.) [3].
Тем не менее, аудиторская деятельность может быть усовершенствована. Например, по следующим направлениям:
1.Дальнейшая гармонизация законодательства и разработка эффективного механизма практического применения Международных стандартов аудита;
2.Разработка действенного механизма для обеспечения контроля качества аудиторских проверок;
3.Глубокое изучение проблемы ответственности аудиторов, как перед заказчиком, так и перед третьими лицами;
4. Активизация работы для обеспечения дальнейшего развития аудита [4].
Важно помнить, что квалифицированная и качественная проверка финансовой отчетности независимыми экспертами и предоставление достоверного аудиторского заключения улучшит отношение к предприятию акционеров, потенциальных инвесторов, общества и даже конкурентов.