Повышение роли Архангельской области в реализации государственной программы Российской Федерации «социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(132)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(132)
Повышение роли Архангельской области в реализации государственной программы Российской Федерации «социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»
Аннотация. Данная статья проводит анализ роли участия Архангельской области в реализации государственной программы «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.
Ключевые слова: Арктическая зона, Стратегия, опорные зоны, промышленные кластеры, брендинг.
Приоритетные задачи развития Арктики определены государственной программой Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», реализация которой осуществляется до 2025 года. Законодатель определил, что субъекты страны могут самостоятельно принимать участие в мероприятиях госпрограммы. Таким образом, определенную роль в реализации программы развития Арктики играет «Стратегия развития Архангельской области до 2035 года», которая определяет на долгосрочную перспективу стратегическое видение, приоритетные направления, цели и задачи социально-экономического развития области и роли региона в развитии Арктической зоны. Исходя из существующего административно-территориального деления в составе сухопутных территорий Арктики были выделены специальные опорные зоны развития, которые созданы в Архангельской и Мурманской областях, в Ненецком, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, республиках Карелия, Коми и Саха (Якутия) и Красноярского края.
Согласно Стратегии развития Архангельской области, экономическое развитие будет базироваться по наиболее традиционным отраслям на предприятиях, определяющих промышленные кластеры лесопромышленного комплекса, судостроительной индустрии и развития инфраструктуры морских портов, а так же рыбной промышленности. Кроме того, область располагает своей ресурсной базой для формирования опорной зоны, а именно:
- лесными ресурсами, площадь, покрытая лесом, составляет 22,3 млн. га, общий запас древесины – более 2500 млн. м3;
- входит в число трех субъектов РФ, где открыты месторождения алмазов, занимая 2 место по их добыче. В 2019 году объем добычи алмазов составил более 9 млн. карат;
- неосвоенными запасами природных ресурсов нефти, газа, бокситов, титановых руд, медно-никелевых и свинцово-марганцевых руд, полиметаллов, марганца, базальта. Перспектива работы Павловского свинцово-цинкового и серебросодержащего месторождения составит 3,5 млн тонн руды в год.
Сфера инвестиционной политики области явилась стратегическим приоритетом деятельности в 2012-2019 годах, где объем инвестиций в экономку региона составил 730 млрд. рублей. Было реализовано 9 приоритетных инвестиционных проектов с общим объемом более 36 млрд. рублей, при этом создано 4304 рабочих места.
Однако при положительных экономических показателях исполнения Стратегии развития Архангельской области существуют риски её реализации:
- ухудшение демографического состояния, сложная ситуация на рынке труда и экологические проблемы;
- низкие объемы экспортной деятельности региона на фоне недостаточного развития транспортно-логистической сферы;
- наличие дополнительных расходов бизнеса, связанных со сложными климатическими условиями Арктики;
- высокая доля федеральных бюджетных инвестиций при низкой производительности экономики;
- низкий уровень вовлеченность населения региона в развитие Арктической политики.
Проведенный анализ свидетельствует о необходимости повышения конкурентоспособности Архангельской области среди других опорных зон арктических регионов. Для того чтобы добиться данной цели необходимо использование следующих инструментов:
- проведение работы по брендингу территории для привлечения в регион квалифицированных кадров, инвесторов и туристов;
- проведение тщательно выверенной инвестиционной политики, позволяющей потенциальному инвестору четко понимать все возможности и риски вложения средств в определенные проекты;
- экономическое развитие имеющихся промышленных кластеров, что позволяет объединять ресурсы для решения общей задачи;
- разработка мер по сохранению и развитию человеческого капитала, исключающего отток населения из региона.