Статья:

Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией в странах ЕС

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(132)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Нурбаев А.Е. Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией в странах ЕС // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 39(132). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/132/81237 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией в странах ЕС

Нурбаев Азамат Ермекович
магистрант, Институт Государственной Службы и Управления РАНХиГС, РФ, г. Москва
Корчагин Олег Николаевич
научный руководитель,
Ботнев Владимир Константинович
научный руководитель,

 

Аннотация. В статье автор рассматривает особенности международного сотрудничества и правового регулирования борьбы с коррупцией в странах ЕС.

Abstract. In the article, the author examines the features of international cooperation and legal regulation of the fight against corruption in the EU countries.

 

Ключевые слова: коррупция, борьба с коррупцией.

Keywords: corruption, fight against corruption.

 

Успешное международное сотрудничество необходимо для искоренения разрушительного воздействия коррупции. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции предлагает государствам прочную основу для участия в международном сотрудничестве как на неформальном, так и на формальном уровнях.

Одна из центральных целей Конвенции - продвигать, облегчать и поддерживать международное сотрудничество в борьбе с коррупцией. Глава IV Конвенции содержит подробные положения об основных формах международного сотрудничества по уголовным делам, таких как выдача, взаимная правовая помощь и передача осужденных лиц; он также охватывает сотрудничество правоохранительных органов, совместные расследования и специальные методы расследования. Кроме того, статья 43 Конвенции требует, чтобы государства-участники рассматривали возможность оказания друг другу помощи в расследовании судебных разбирательств по гражданским и административным делам, когда это необходимо и в соответствии с их внутренней правовой системой.[3]

В 2011 году Конференция государств-участников постановила созвать специальные межправительственные совещания экспертов открытого состава по международному сотрудничеству . Такие встречи призваны способствовать обмену опытом между государствами, распространению информации о передовой практике в целях укрепления потенциала на национальном уровне, а также укрепления доверия и поощрения сотрудничества между запрашивающими и запрашиваемыми государствами путем объединения компетентных органов, органов по борьбе с коррупцией и практикующие специалисты, участвующие в экстрадиции и взаимной правовой помощи.

В результате процесса обзора был накоплен значительный объем информации, которая систематизирована в тематических отчетах о выполнении главы IV . Секретариат также подготовил исследование о состоянии выполнения Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, в котором излагаются основные замечания в отношении международного сотрудничества в делах о коррупции.

ЮНОДК продолжает поощрять и облегчать международное сотрудничество между государствами-участниками на основе Конвенции. Он регулярно проводит тренинги по наращиванию потенциала для практиков и обновляет свои современные технические инструменты и ресурсы.

УНП ООН ведет онлайн-справочник национальных центральных органов по международному сотрудничеству, его портал TRACK (Инструменты и ресурсы для антикоррупционных знаний) содержит законодательство государств-участников, имеющее отношение к международному сотрудничеству, а страница страновых профилей UNODC UNCAC содержит подробную информацию, относящуюся к результаты процесса обзора.

УНП ООН также разработало несколько инструментов практической помощи, включая справочники, учебные пособия, типовые законы, дайджесты соответствующего прецедентного права и юридические комментарии , инструмент для составления запросов о взаимной правовой помощи и другие материалы, направленные на содействие международному сотрудничеству и повышение способности государств сотрудничать в дела о транснациональной коррупции.

Хотя характер и масштабы коррупции могут отличаться от одного государства ЕС к другому, она наносит ущерб ЕС в целом, снижая уровень инвестиций, препятствуя справедливому функционированию внутреннего рынка и сокращая государственные финансы.

Настоящая социальная цена коррупции не может быть измерена только суммой взяток или отвлеченных государственных средств. Коррупция не только способствует процветанию экономической неэффективности, но и отрицательно сказывается на государственных целях, начиная от улучшения распределения доходов и заканчивая улучшением защиты окружающей среды. Что наиболее важно, коррупция подрывает доверие к правительствам, общественным институтам и демократии в целом.[2]

Договор о функционировании ЕС признает коррупцию «евро-преступлением», причисляя ее к особо серьезным преступлениям трансграничного характера, для которых могут быть установлены минимальные правила определения уголовных преступлений и санкций (TFEU, ст. 83,1). 

В общих интересах обеспечить, чтобы у всех государств-членов была эффективная антикоррупционная политика, и ЕС поддерживает государства-члены в проведении этой работы. Доклад ЕС по борьбе с коррупцией , опубликованный в 2014 году, показал , что характер и масштабы коррупции варьируются от одной страны ЕС в другую , и что эффективность антикоррупционной политики совершенно иная. Отчет также показал, что коррупция заслуживает большего внимания во всех странах ЕС.

С тех пор Антикоррупционный доклад ЕС служил основой для диалога с национальными властями, а также информировал более широкие дискуссии по всей Европе. Все страны ЕС назначили национальных контактных лиц для облегчения обмена информацией по антикоррупционной политике. Вместе с программой обмена опытом по борьбе с коррупцией, запущенной Комиссией в 2015 году, эти усилия побудили национальные власти более эффективно применять законы и политику противодействия коррупции.

Усилия Комиссии по борьбе с коррупцией сосредоточены на следующих основных принципах: включение антикоррупционных положений в горизонтальное и отраслевое законодательство и политику ЕС; мониторинг результатов борьбы с коррупцией в государствах-членах; поддержка реализации антикоррупционных мер на национальном уровне посредством финансирования, технической помощи и обмена опытом; совершенствование количественной доказательной базы антикоррупционной политики.

Хотя Европейская Комиссия регулярно получает отчеты о предполагаемых случаях коррупции в государствах-членах от граждан, у нее нет полномочий вмешиваться в отдельные дела.

Одним из инструментов, помогающих усилиям по борьбе с коррупцией, является обеспечение общих высоких стандартов законодательства, либо конкретно о коррупции, либо включение элементов борьбы с коррупцией в другие отраслевые законы. Союз имеет общее право действовать в области антикоррупционной политики в пределах, установленных Договором о функционировании Европейского Союза. В частности, ЕС должен обеспечить высокий уровень безопасности, в том числе посредством предотвращения преступности и борьбы с ней, а также сближения уголовного законодательства. В статье 83 Договора коррупция признается «евро-преступлением», поэтому ЕС обладает законодательными полномочиями по регулированию этой области.

Конкретные антикоррупционные достижения включают Конвенцию 1997 года о борьбе с коррупцией с участием должностных лиц ЕС или должностных лиц государств-членов и Рамочное решение 2003 года о борьбе с коррупцией в частном секторе, направленное на криминализацию как активного, так и пассивного взяточничества.

Европейское законодательство в других областях, таких как борьба с отмыванием денег и государственные закупки, включает важные положения о борьбе с коррупцией. Были приняты или обсуждаются дальнейшие меры по повышению прозрачности, например, в отношении прозрачности бенефициарного владения и корпоративного налогообложения или контактов между лицами, принимающими решения в ЕС, и представителями интересов. Работа по борьбе с рисками мошенничества и коррупции при использовании фондов ЕС также является краеугольным камнем нашей системы антикоррупционной политики, так как законодательная работа по созданию Европейской прокуратуры и директива о защите финансовых интересов ЕС свидетельствуют. Комиссия работала вместе с парламентом над рядом законодательных инициатив, имеющих отношение к борьбе с коррупцией.[4]

В области возвращения активов в декабре 2016 года Комиссия приняла предложение о Положении о взаимном признании приказов о замораживании и продолжит изучение возможности введения конфискации без вынесения обвинительного приговора.

В последние годы Комиссия подчеркнула борьбу с коррупцией как ключевой элемент, способствующий достижению приоритета роста, создания рабочих мест и инвестиций. Предотвращение коррупции и борьба с ней - ключевой элемент европейского семестрового цикла экономического управления, который представляет собой основной диалог по экономической политике между ЕС и национальными властями. Ежегодные страновые отчеты Европейского семестра включают подробный анализ коррупционных рисков и связанных с ними проблем. В соответствующих случаях эти вопросы также отражены в рекомендациях для конкретных стран, которые ежегодно одобряются национальными лидерами в Европейском совете. Примеры включают рекомендации по устранению неэффективной практики государственных закупок, усилению правил предотвращения конфликта интересов, пересмотру срока давности за коррупционные правонарушения, или обратиться к неформальным платежам в сфере здравоохранения. Комиссия регулярно организует семинары по обмену опытом по борьбе с коррупцией в странах ЕС. Эта программа поддерживает заинтересованные стороны из государств-членов в обсуждении и обмене решениями проблем политики добросовестности.

Таким образом, коррупция - это злоупотребление властью в личных целях. Коррупция принимает различные формы, такие как взяточничество, торговля влиянием, злоупотребление служебным положением, но также может скрываться за кумовством, конфликтом интересов или вращающимися дверями между государственным и частным секторами. Его последствия серьезны и широко распространены. Коррупция представляет собой угрозу безопасности как фактор, способствующий преступности и терроризму. Он тормозит экономический рост, создавая неопределенность в бизнесе, замедляя процессы и вызывая дополнительные расходы.

 

Список литературы:
1. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ETS № 174 (Страсбург, 4 ноября 1999 г.) // Конвенции Совета Европы и Российской Федерации. М. : Юрид. лит., 2000. С. 28.
2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.) ETS № 173 // Совет Европы и Россия. 2002. № 2.
3. Конвенция ООН против коррупции (принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2006. № 26. Ст. 2780.
4. Роуз-Аккерман С. Коррупция: исследование политической экономии. Нью-Йорк: Academic Press, 1978, 325 с.
5. Клитгаард Р. Учет реальности. За пределами спора "государство или рынок" в экономическом развитии / Клитгаард Роберт; Отв.ред. В.Р.Евстигнеев. - М.: Международный Центр Экономического Роста, 1994. - 48с «и др.»
6. Комиссаров Б.С. Уголовно-правовые аспекты борьбы с коррупцией // Вестник Московского университета. Серия 11, Право, 1993, № 1, с. 26-30.