Статья:

Развитие эмоциональной регуляции в онтогенезе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(132)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Абдулвагабова Ф. Развитие эмоциональной регуляции в онтогенезе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 39(132). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/132/81349 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие эмоциональной регуляции в онтогенезе

Абдулвагабова Ф.А
магистрант Дагестанского Государственного Педагогического Университета, РФ, г. Махачкала
Гаджиева Джамиля Пайзутдиновна
научный руководитель, канд. психол. наук, Дагестанского Государственного Педагогического Университета, РФ, г. Махачкала

 

Для развития целостной системы поведения огромное значение имеет формирование координаций между отдельными уровнями эмоциональной регуляции, возникающие в процессе развития. На разных этапах онтогенеза структура уровней и взаимосвязи между ними значительно меняются (Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., 1990; Лебединский В.В., 1998; Лебединский В.В., Бардьппевская М.К., 2002).

По мере развития система эмоциональной регуляции приобретает все более сложную и дифференцированную структуру.

В процессе развития эмоциональной регуляции формируется последовательный ряд критических новообразований (Лебединский В.В., Бардьппевская М.К., 2002):

  1. Поведение привязанности, которое формируется в несколько этапов:
  • Комплекс оживления при виде человеческого лица (специфическая реакция на живое) в 1-3 мес.
  • Построение цельного образа матери (координация разномодальных контактов) в 5-6 мес.
  • Страх чужих и протест против разлуки в 6-18 мес.
  • Использование матери как безопасной базы для самостоятельной активности в 9-24 мес.
    1. Коммуникативное поведение, которое изначально развивается в рамках поведения привязанности, а затем распространяется на сферу общения со сверстниками и более широким кругом взрослых. В период от 9 до 36 мес. у ребенка в несколько этапов появляются самые разнообразные паттерны коммуникации. В течение третьего года жизни паттерны коммуникации оформляются в достаточно устойчивый профиль коммуникации, кристаллизация которого происходит в возрасте 3-4 года (Montagner Н.,1988).
    2. Формирование образа Я, которое начинается с простраивания представлений о границах своего тела.
    3. Символическое представление желаний, потребностей и чувств, значительно повышающее устойчивость ребенка к болезненным переживаниям.

Основные моменты перестроек в системе эмоциональной регуляции ребенка — это периоды возрастных: кризисов одного и трех лет. В эти периоды структура эмоциональной регуляции претерпевает значительные качественные изменения. Изменения в структуре эмоциональной регуляции связаны с изменением - социальной ситуации развития ребенка (Выготский Л.С. «Вопросы детской (возрастной) психологии»). Измененная ситуация развития ставит перед системой эмоциональной регуляции новые задачи, требует иного качества адаптации к среде. В кризисные периоды развития Определенные уровни эмоциональной регуляции начинают играть ведущую роль, подчиняя себе другие уровни. Возникают новые координации в работе отдельных уровней, система становится более структурированной и иерархичной.

Кризис одного года. Кризис одного года подразумевает переход ребенка на новый уровень взаимодействия со средой., По словам Выготского «становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса». С началом активного передвижения ребенок начинает самостоятельно осваивать окружающий мир.

Для этого требуется развитие соответствующих механизмов эмоциональной регуляции.

В период кризиса одного года повышенная нагрузка падает на первый и третий уровни эмоциональной регуляции, отвечающие за адаптацию к изменчивой нестабильной среде. Начинают активно развиваться механизмы экспансии.

При этом на начальных этапах механизмы экспансии нуждаются в поддержке со стороны значимого другого. Исследователи привязанности указывают на тот факт, что в данном возрасте привязанность к матери становится базой для развития исследовательского поведения, мать выполняет функцию «буфера страхов» (Bowlby, 1969; Ainsworth & Witting, 1969).

В рамках уровневой модели это означает, что для удовлетворительного развития и функционирования механизмов экспансии (третьего уровня эмоциональной регуляции) в период кризиса одного года необходима регулирующая и организующая поддержка со стороны уровня аффективной коммуникации.

В норме на первом году жизни в системе эмоциональной регуляции формируется первое интегративное новообразование - устойчивая привязанность к взрослому. В результате уровень аффективной коммуникации начинает регулировать и интегрировать работу нижележащих базальных уровней. В результате координации четвертого и третьего уровней эмоциональной регуляции формируются такие новообразования как социальная референция и разделенный интерес. Мать берет на себя функцию регуляции страхов ребенка и стимулирует его познавательное развитие.