Развитие эмоциональной регуляции в онтогенезе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(132)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(132)
Развитие эмоциональной регуляции в онтогенезе
Для развития целостной системы поведения огромное значение имеет формирование координаций между отдельными уровнями эмоциональной регуляции, возникающие в процессе развития. На разных этапах онтогенеза структура уровней и взаимосвязи между ними значительно меняются (Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., 1990; Лебединский В.В., 1998; Лебединский В.В., Бардьппевская М.К., 2002).
По мере развития система эмоциональной регуляции приобретает все более сложную и дифференцированную структуру.
В процессе развития эмоциональной регуляции формируется последовательный ряд критических новообразований (Лебединский В.В., Бардьппевская М.К., 2002):
- Поведение привязанности, которое формируется в несколько этапов:
- Комплекс оживления при виде человеческого лица (специфическая реакция на живое) в 1-3 мес.
- Построение цельного образа матери (координация разномодальных контактов) в 5-6 мес.
- Страх чужих и протест против разлуки в 6-18 мес.
-
Использование матери как безопасной базы для самостоятельной активности в 9-24 мес.
- Коммуникативное поведение, которое изначально развивается в рамках поведения привязанности, а затем распространяется на сферу общения со сверстниками и более широким кругом взрослых. В период от 9 до 36 мес. у ребенка в несколько этапов появляются самые разнообразные паттерны коммуникации. В течение третьего года жизни паттерны коммуникации оформляются в достаточно устойчивый профиль коммуникации, кристаллизация которого происходит в возрасте 3-4 года (Montagner Н.,1988).
- Формирование образа Я, которое начинается с простраивания представлений о границах своего тела.
- Символическое представление желаний, потребностей и чувств, значительно повышающее устойчивость ребенка к болезненным переживаниям.
Основные моменты перестроек в системе эмоциональной регуляции ребенка — это периоды возрастных: кризисов одного и трех лет. В эти периоды структура эмоциональной регуляции претерпевает значительные качественные изменения. Изменения в структуре эмоциональной регуляции связаны с изменением - социальной ситуации развития ребенка (Выготский Л.С. «Вопросы детской (возрастной) психологии»). Измененная ситуация развития ставит перед системой эмоциональной регуляции новые задачи, требует иного качества адаптации к среде. В кризисные периоды развития Определенные уровни эмоциональной регуляции начинают играть ведущую роль, подчиняя себе другие уровни. Возникают новые координации в работе отдельных уровней, система становится более структурированной и иерархичной.
Кризис одного года. Кризис одного года подразумевает переход ребенка на новый уровень взаимодействия со средой., По словам Выготского «становление ходьбы и есть первый момент в содержании данного кризиса». С началом активного передвижения ребенок начинает самостоятельно осваивать окружающий мир.
Для этого требуется развитие соответствующих механизмов эмоциональной регуляции.
В период кризиса одного года повышенная нагрузка падает на первый и третий уровни эмоциональной регуляции, отвечающие за адаптацию к изменчивой нестабильной среде. Начинают активно развиваться механизмы экспансии.
При этом на начальных этапах механизмы экспансии нуждаются в поддержке со стороны значимого другого. Исследователи привязанности указывают на тот факт, что в данном возрасте привязанность к матери становится базой для развития исследовательского поведения, мать выполняет функцию «буфера страхов» (Bowlby, 1969; Ainsworth & Witting, 1969).
В рамках уровневой модели это означает, что для удовлетворительного развития и функционирования механизмов экспансии (третьего уровня эмоциональной регуляции) в период кризиса одного года необходима регулирующая и организующая поддержка со стороны уровня аффективной коммуникации.
В норме на первом году жизни в системе эмоциональной регуляции формируется первое интегративное новообразование - устойчивая привязанность к взрослому. В результате уровень аффективной коммуникации начинает регулировать и интегрировать работу нижележащих базальных уровней. В результате координации четвертого и третьего уровней эмоциональной регуляции формируются такие новообразования как социальная референция и разделенный интерес. Мать берет на себя функцию регуляции страхов ребенка и стимулирует его познавательное развитие.