Психолого-педагогические характеристики дошкольников с задержкой психического развития
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)
Психолого-педагогические характеристики дошкольников с задержкой психического развития
Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Акцент делается на особенностях дошкольников.
Ключевые слова: дошкольный возраст, задержка психического развития.
Проблему задержки психического развития рассматривали ученые разных направлений: психология, педагогика, социология, медицина (Т.Ю. Андрющенко, Т.В. Карабанова, Н.Ю. Максимова, Л.П. Носкова, В.М. Ямницкий и др.). Кроме определения проблем данного отклонения, осуществлялось проведение исследований, которые были направлены на формирование методов компенсирующего обучения (Г.Ф. Кумарина, Е.М. Мастюкова и др.), определения, какими средствами возможно производить реабилитацию умственной работоспособности дошкольников с задержкой психического развития (К.Д. Королева, М. Раттер и др.).
Рассмотрим определения, которые встречаются при рассмотрении задержки психического развития.
И.Н. Борисов формулирует определение задержки психического развития как «...категорию детей с пониженным общим развитием и недостаточностью отдельных функций» [См.: 3, с. 9].
С.Ю. Бородулина говорит о том, что определение «задержка психического развития» необходимо использовать только по отношению к детям, у которых зафиксированы минимальные органические нарушения или функциональная недостаточность ЦНС. Также данный диагноз можно применять к детям, которые находятся в условиях социальной депривации [5].
В свою очередь О.А. Макарова, формирует определение «задержки психического развития» как обобщенное понятие, включающее разные по клинической картине состояния. Ученый рекомендует относить к данной категории детей с незначительными отставаниями в психическом развитии, а также детей с выраженным психологическим недозреванием [7].
Впервые проблема ЗПР в психологии стала актуальной в 50-60-х гг. XX века, когда М.С. Певзнер, ученица Л.С. Выготского вместе с коллегами начала исследование о причинах, по которым дети не усваивали программу. Комплексное клинико-педагогическое обследование стало основой для формирования концепта о детях с ЗПР [8]. Т.А. Власова и М.С. Певзнер, в свою очередь, заложили основу для изучения данного отклонения [5].
Исследования К.С. Лебединской и её коллег в 70-80-х гг. XX века взяли за основу этиологический принцип и выделили 4 типа ЗПР. На сегодняшний день именно они используются при коррекционной помощи детям:
- «задержка психического развития конституционального происхождения;
- задержка психического развития соматогенного происхождения;
- задержка психического развития психогенного происхождения;
- задержка психического развития церебрально-органического генеза» [4, с. 6].
Задержка психического развития конституционального генеза характеризуется наличием наследственно обусловленного психического и психофизического инфантилизма. Задержка психического развития соматогенного происхождения связана с гипотезой об инфекционных и соматических заболеваниях ребёнка или хроническими заболеваниями матери.
Согласно Е.А. Харитонову и О.И. Кожиной, в основе задержки психического развития психогенного происхождения лежат неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни.
При задержке психического развития церебрально-органического генеза наблюдается сочетание незрелости нервной системы и частичного нарушения ряда психических функций ребёнка. Данная форма встречается наиболее часто – до 90% детей.
Одним из основных факторов формирования задержки психического развития, по мнению М.И. Буянова и К.С. Лебединской, является семья, включающая по существу и биологические, и психологические предикторы [8]. А.И. Захаров выделяет особенности родителей детей с ЗПР: повышенная эмоциональная ранимость, застревание на травмирующих переживаниях, неуверенность в себе, тревожность, внутренняя конфликтность, эгоцентризм, негибкость в поведении, гиперсоциальность, проблемы социально-психологической адаптации и др. [7].
Возникновение задержки психического развития, как правило, наблюдается на ранних возрастных этапах, и от возрастного фактора во многом зависит характер и динамика протекания задержки психического развития: её усугубление или, напротив, смягчение.
Экспериментальные исследования Т.В. Егоровой указывают на затруднения у дошкольников с данной аномалией возникают при выполнении заданий, строящихся на использовании словесно-логического мышления. Ю.А. Костенкова, Р.Д. Триггер и С.Г. Шевченко указывают на то, что речь дошкольников с задержкой психического развития значительно отличается от нормы: для них характерен скудный словарный запас, понятия недостаточно точны, порой просто ошибочны, трудности в формировании эмпирических и грамматических обобщений, присутствуют дефекты произношения [2].
Ряд ученых (Л.С. Выготский, Т.О. Власова, М.С. Певзнер и К.С. Лебединская) подчеркивают, что психический дизонтогенез у детей всегда проявляется в совокупности повреждения одних функций и недоразвития других. Исследования, проведенные В.И. Лубовским, Д.В. Лубовским, С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригером, доказали, что есть возможность и необходимость диагностировать в раннем возрасте ЗПР, что в дальнейшем приведет к созданию специальных благоприятных условий для обучения и воспитания в школе и детском саду.
Согласно исследованиям Е.А. Стребелевой, в детской среде наблюдается от 5% до 10% детей с задержкой психического развития различного генеза. Задержку психического развития, по мнению автора, следует относить к «пограничной» форме дизонтогенеза, которая характеризуется замедленным темпом созревания различных психических функций [6].
В.Б. Никишина указывает на то, что у детей с задержкой психического развития, как правило, проявляются такие синдромы, как:
- синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- синдром психического инфантилизма;
- цереброастенический синдром;
- психоорганический синдромы [3].
Вышеназванные синдромы могут быть диагностированы как изолированно, так и в различных комбинациях.
Таким образом, ЗПР – это полисимптоматичный тип развития ребенка. Он состоит из совокупности нарушений и разных форм проявления, так как у одной группы детей могут быть диагностированы проблемы с работоспособностью, а у другой — с мотивацией к познавательной деятельности. Понятие «задержка» характеризуется задержкой во времени, а именно несоответствием уровня развития роста, а также временным характером отставания, который с возрастом преодолевается наиболее успешно, если в свое время были созданы адекватные условия обучения и развития дошкольников данной категории.