Статья:

Психолого-педагогические характеристики дошкольников с задержкой психического развития

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Ковальчук Ю.В., Гут Ю.Н. Психолого-педагогические характеристики дошкольников с задержкой психического развития // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 4(97). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/97/66184 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психолого-педагогические характеристики дошкольников с задержкой психического развития

Ковальчук Юлия Валерьевна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Гут Юлия Николаевна
канд. психол. наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Акцент делается на особенностях дошкольников.

 

Ключевые слова: дошкольный возраст, задержка психического развития.

 

Проблему задержки психического развития рассматривали ученые разных направлений: психология, педагогика, социология, медицина (Т.Ю. Андрющенко, Т.В. Карабанова, Н.Ю. Максимова, Л.П. Носкова, В.М. Ямницкий и др.). Кроме определения проблем данного отклонения, осуществлялось проведение исследований, которые были направлены на формирование методов компенсирующего обучения (Г.Ф. Кумарина, Е.М. Мастюкова и др.), определения, какими средствами возможно производить реабилитацию умственной работоспособности дошкольников с задержкой психического развития (К.Д. Королева, М. Раттер и др.).

Рассмотрим определения, которые встречаются при рассмотрении задержки психического развития.

И.Н. Борисов формулирует определение задержки психического развития как «...категорию детей с пониженным общим развитием и недостаточностью отдельных функций» [См.: 3, с. 9].

С.Ю. Бородулина говорит о том, что определение «задержка психического развития» необходимо использовать только по отношению к детям, у которых зафиксированы минимальные органические нарушения или функциональная недостаточность ЦНС. Также данный диагноз можно применять к детям, которые находятся в условиях социальной депривации [5].

В свою очередь О.А. Макарова, формирует определение «задержки психического развития» как обобщенное понятие, включающее разные по клинической картине состояния. Ученый рекомендует относить к данной категории детей с незначительными отставаниями в психическом развитии, а также детей с выраженным психологическим недозреванием [7].

Впервые проблема ЗПР в психологии стала актуальной в 50-60-х гг. XX века, когда М.С. Певзнер, ученица Л.С. Выготского вместе с коллегами начала исследование о причинах, по которым дети не усваивали программу. Комплексное клинико-педагогическое обследование стало основой для формирования концепта о детях с ЗПР [8]. Т.А. Власова и М.С. Певзнер, в свою очередь, заложили основу для изучения данного отклонения [5].

Исследования К.С. Лебединской и её коллег в 70-80-х гг. XX века взяли за основу этиологический принцип и выделили 4 типа ЗПР. На сегодняшний день именно они используются при коррекционной помощи детям:

  1. «задержка психического развития конституционального происхождения;
  2. задержка психического развития соматогенного происхождения;
  3. задержка психического развития психогенного происхождения;
  4. задержка психического развития церебрально-органического генеза» [4, с. 6].

Задержка психического развития конституционального генеза характеризуется наличием наследственно обусловленного психического и психофизического инфантилизма. Задержка психического развития соматогенного происхождения связана с гипотезой об инфекционных и соматических заболеваниях ребёнка или хроническими заболеваниями матери.

Согласно Е.А. Харитонову и О.И. Кожиной, в основе задержки психического развития психогенного происхождения лежат неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни.

При задержке психического развития церебрально-органического генеза наблюдается сочетание незрелости нервной системы и частичного нарушения ряда психических функций ребёнка. Данная форма встречается наиболее часто – до 90% детей.

Одним из основных факторов формирования задержки психического развития, по мнению М.И. Буянова и К.С. Лебединской, является семья, включающая по существу и биологические, и психологические предикторы [8]. А.И. Захаров выделяет особенности родителей детей с ЗПР: повышенная эмоциональная ранимость, застревание на травмирующих переживаниях, неуверенность в себе, тревожность, внутренняя конфликтность, эгоцентризм, негибкость в поведении, гиперсоциальность, проблемы социально-психологической адаптации и др. [7].

Возникновение задержки психического развития, как правило, наблюдается на ранних возрастных этапах, и от возрастного фактора во многом зависит характер и динамика протекания задержки психического развития: её усугубление или, напротив, смягчение.

Экспериментальные исследования Т.В. Егоровой указывают на затруднения у дошкольников с данной аномалией возникают при выполнении заданий, строящихся на использовании словесно-логического мышления. Ю.А. Костенкова, Р.Д. Триггер и С.Г. Шевченко указывают на то, что речь дошкольников с задержкой психического развития значительно отличается от нормы: для них характерен скудный словарный запас, понятия недостаточно точны, порой просто ошибочны, трудности в формировании эмпирических и грамматических обобщений, присутствуют дефекты произношения [2].

Ряд ученых (Л.С. Выготский, Т.О. Власова, М.С. Певзнер и К.С. Лебединская) подчеркивают, что психический дизонтогенез у детей всегда проявляется в совокупности повреждения одних функций и недоразвития других. Исследования, проведенные В.И. Лубовским, Д.В. Лубовским, С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригером, доказали, что есть возможность и необходимость диагностировать в раннем возрасте ЗПР, что в дальнейшем приведет к созданию специальных благоприятных условий для обучения и воспитания в школе и детском саду.

Согласно исследованиям Е.А. Стребелевой, в детской среде наблюдается от 5% до 10% детей с задержкой психического развития различного генеза. Задержку психического развития, по мнению автора, следует относить к «пограничной» форме дизонтогенеза, которая характеризуется замедленным темпом созревания различных психических функций [6].

В.Б. Никишина указывает на то, что у детей с задержкой психического развития, как правило, проявляются такие синдромы, как:

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • синдром психического инфантилизма;
  • цереброастенический синдром;
  • психоорганический синдромы [3].

Вышеназванные синдромы могут быть диагностированы как изолированно, так и в различных комбинациях. 

Таким образом, ЗПР – это полисимптоматичный тип развития ребенка. Он состоит из совокупности нарушений и разных форм проявления, так как у одной группы детей могут быть диагностированы проблемы с работоспособностью, а у другой — с мотивацией к познавательной деятельности. Понятие «задержка» характеризуется задержкой во времени, а именно несоответствием уровня развития роста, а также временным характером отставания, который с возрастом преодолевается наиболее успешно, если в свое время были созданы адекватные условия обучения и развития дошкольников данной категории.

 

Список литературы:
1. Бариева А.А. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015.
2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Когито-Центр, 2009. – 192 с.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во НЦЭНАС, 2006. – 136 с.
4. Борисова П.В. Исследование агрессивного поведения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста // Концепт. – 2015. - №S1. – С. 106-110.
5. Брыксина О.Ф. О подготовке будущих педагогов к культурно-просветительской деятельности: организа¬ция взаимодействия родителей с детьми в сети Интернет // Самарский научный вестник. – 2013. - № 4. – С. 30-33.
6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 192 с.
7. Кисова В.В. Развитие сотрудничества у детей с задержкой психического развития в общеобразовательной деятельности специального дошкольного образовательного учреждения  // Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). – 2014. – № 6. – С. 1535.
8. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. – 1998. – № 2. – C. 5-13.