Статья:

Развитие эмоциональной сферы здоровых и аутичных детей дошкольного возраста как условие их успешной социализации: сравнительный анализ

Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Евлампиева Г.А. Развитие эмоциональной сферы здоровых и аутичных детей дошкольного возраста как условие их успешной социализации: сравнительный анализ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(8). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 126-154.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие эмоциональной сферы здоровых и аутичных детей дошкольного возраста как условие их успешной социализации: сравнительный анализ

Евлампиева Гульнара Анфисовна
аспирант ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан», РФ, г. Уфа

 

Development of the emotional sphere healthy and autistic children of preschool age as condition of successful socialization: comparative analysis

 

Gulnara Evlampiyeva

graduate student State budgetary educational institution of higher professional education “Bashkir academy of public service and management at the Head of the Republic of Bashkortostan”, Russia, Ufa

 

Аннотация. В статье приводится сравнительная характеристика развития эмоциональной сферы детей с аутизмом и типичным развитием. В рамках краткого сравнительного анализа выделяются три этапа эмоционального развития детей с расстройствами аутистического спектра – младенчество, раннее детство, дошкольное детство. Обращается внимание на то, что на каждом возрастном этапе между ребенком и родителями, сверстниками, другими взрослыми разворачивается своя специфическая социальная ситуация взаимодействия. В ходе этого взаимодействия каждый раз складывается та или иная ведущая деятельность, которая обусловливает главные изменения в речевом, интеллектуальном и эмоциональном развитии личности и способностей человека, а также его социализации.

Приводятся конкретные случаи эмоциональных и поведенческих реакций, характерных для детей с расстройствами аутистического спектра, взятых из наблюдений родителей особых детей.

В ходе нашего многолетнего наблюдения за аутичными детьми, центральное место в развитии и социализации особых детей было отведено роли уровня развития эмоциональной сферы личности родителей. В связи с этим в заключении статьи представлены некоторые особенности эмоционального развития аутичных детей, которые в каждом возрастном периоде должны учитываться и являться первоочередными для родителей в процессе построения эмоционально качественного взаимодействия, общения, обучения и воспитания ребенка.

Abstract. The comparative characteristic of development of the emotional sphere of children with autism and typical development is provided in article. Within the short comparative analysis three stages of emotional development of children with frustration of an autistic range – an infancy, the early childhood, the preschool childhood are allocated. The attention that at each age stage between the child and parents, peers, other adults there is the specific social situation of interaction is paid. During this interaction every time develops this or that leading activity which causes the main changes in speech, intellectual and emotional development of the personality and abilities of the person, and also his socialization.

Concrete cases of the emotional and behavioural reactions characteristic of the children with frustration of an autistic range taken from personal experience and observations of parents of special children are given.

During our long-term observation of autistic children, the central place in development and socialization of special children is allocated to a role of the level of development of the emotional sphere of the identity of parents. In this regard some features of emotional development of autistic children which in each age period have to be considered and be prime for parents in the course of creation of emotionally high-quality interaction, communication, training and education of the child are presented in the conclusion of article.

 

Ключевые слова: аутичный ребенок, здоровый ребенок, эмоциональное развитие, стадии развития, эмоциональное взаимодействие, эмоциональная зараженность, социализация.

Keywords: autistic child, healthy child, emotional development, development stages, emotional interaction, emotional contamination, socialization.

 

Введение

Эмоциональные реакции во многом зависят от внешних факторов – от общения со взрослыми, стиля воспитания родителей, воздействия окружающей среды и тем, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок. Особая роль в развитии эмоций принадлежит коммуникативной деятельности. Эмоции, являясь важнейшим компонентом целостного поведения человека, тесно сплетаются с интеллектуальным, нравственным и духовным развитием, формирующим эмоциональное поведение ребенка.

Развитие детей в дошкольном возрасте характеризуется широким диапазоном эмоционального развития – от улыбки, выражения неудовольствия, радости или обиды, до проявления сложных чувств – гордости, любви, сочувствия. Основываясь на целостности подхода к анализу особенностей развития ребенка в эмоциональном плане, определим основные закономерности формирования эмоциональной сферы ребенка в совокупности с другими сторонами развития.

Общий обзор особенностей эмоционального развития здоровых и аутичных детей дошкольного возраста

Овладение предметными действиями связано с налаживанием контактов ребенка со взрослыми, когда с помощью предметного действия ребенком выражается его эмоциональное состояние и готовность к общению. При этом эмоциональный план взаимоотношений ребенка и взрослого особенно важен (Д.Б. Эльконин) [17, с. 71].

Ж. Пиаже предлагает концепцию подражания, определяющую механизм формирования мышления ребенка, при этом обязательным условием подражательных действий являются доверительные эмоциональные отношения между ребенком и взрослым [8, c. 81]. Взрослый позиционируется как эмоциональный полюс знаковой ситуации, способный переключать внимание ребенка с себя на предмет, формировать чувство безопасности и доверия со стороны ребенка.

Детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) от нормально развивающихся сверстников отличает крайняя социальная негибкость, настойчивое стремление к постоянству, а также тяжелые вспышки гнева и истерики, связанные с изменениями рутинных процедур, сменой деятельности или любыми другими ситуациями, в которых ребенок не может контролировать происходящее или добиться получения желаемого [16, с. 99].

Следует обратить внимание на подход Р. Хобсон (Хобсон, 2010), в рамках которого отмечается, что аутичные дети не обладают врожденной способностью распознавания эмоций другого человека. Дети с РАС испытывают затруднения в понимании эмоционального состояния окружающих людей, при этом сами особым образом выражают собственные эмоции. Дети с аутизмом не проходят этапы развития в сопереживании с другими людьми, выражение эмоций со стороны детей с РАС не является средством коммуникации, они не могут совместно с окружающими оценивать происходящее, в связи с чем их эмоциональная реакция часто не совпадает с ожиданиями других людей [18].

Для аутичных детей характерной является незрелость эмоциональных реакций, при этом базовые эмоции выражаются чрезмерно, немодулированно. Превалирующим является отрицательный аффект, положительные и отрицательные эмоции явно не разделяются, в связи с чем энтузиазм и отчаяние у детей с РАС фактически неотличимы. Возрастные изменения приводят к большей дифференциации эмоций со стороны аутичных детей. При этом затрудняется связывание в единое целое различных способов выражения эмоций (мимика, голос, жесты). Несмотря на трудности в выражении эмпатии, аутичные дети способны понимать, сочувствовать и сострадать людям, которые переживают определенные эмоциональные ситуации.

Ссылаясь на труды известных отечественных и зарубежных авторов (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, М.И. Лисина, А.А. Реан, Г. Крайг, В.С. Мухина, И.И. Мамайчук, О.С. Никольская и др.), мы сделали попытку обобщить и свести собранные данные в единую систему, представляющую собой краткий обзор эмоционального развития ребенка дошкольного возраста. При проведении сравнительной характеристики развития эмоций у детей с аутизмом и типично развивающихся дошкольников, мы привлекали материалы и других компетентных авторов, рассматривающих, в частности, вопросы сравнительного развития в контексте психолого-педагогической антропологии (А.Р. Кудашев) [3].

У детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой. Вместе с тем, популяция таких детей, в том числе, и в дошкольном возрасте, чрезвычайно неоднородна. В связи с этим в настоящее время все чаще говорят не об аутизме, как таковом, а о «линейке» расстройств аутистического спектра. Тем не менее, при всем многообразии аутистических расстройств и видов РДА, общим для всех аутичных детей остается нарушение эмоциональной сферы, которая является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Эмоции как важнейший компонент целостного поведения человека с возрастом претерпевают существенные изменения, что отражено в трудах многих отечественных и зарубежных авторов [5, с. 43], теоретические взгляды которых, на наш взгляд, подтверждаются исследованиями особенностей эмоционального развития у детей с аутизмом.

Наше многолетнее наблюдение было посвящено длительному, углубленному изучению эволюции эмоций у детей с РАС. В ходе изучения мы исходили из данных, полученных в результате наблюдений родителей и группы специалистов за детьми.

 Учитывая нарушение согласованности в работе уровней эмоциональной регуляции, проявляющихся в различных эмоционально-поведенческих расстройствах у аутичных детей [5, с. 72], мы провели краткий сравнительный анализ эмоционального развития детей с аутизмом и их сверстников с нормальным психическим развитием, у которых наблюдали определенные стадии эмоциональной регуляции поведения, последовательно сменяющие друг друга.

Итак, дети, за которыми мы наблюдали – София, Миша и Дамир проживают в полных семьях. У родителей Софии и Миши есть старшие дети, Дамир единственный ребенок в семье. Нетипичное развитие у детей было отмечено родителями в возрасте 1,1–1,5 лет. В возрасте 2,10–3,1 лет специалисты (невролог, психиатр) наблюдали у всех троих детей проявление аутичных черт, что было зафиксировано в медицинских картах детей. В 3,2–3,5 лет София, Миша и Дамир были направлены специалистами детских поликлиник по месту жительства на комплексную диагностику, проводимую ПМПК, в результате которой всем был поставлен диагноз РДА I, II и III гр. по классификации О.С. Никольской [7, с. 37]. Все наблюдаемые дети, начиная с 2,5–3 лет ходили в общий детский садик массового посещения. В группах находились до 13.00-15.00 по согласованию родителей с педагогами. Кроме этого, с 3-х лет они регулярно посещали детские развивающие центры (Миша, Дамир), бассейн (София, Миша, Дамир), музыкальную студию-танцы (София), арт-студию (София, Дамир), еженедельно кукольный театр (София, Миша). Наблюдение проводилось в течение 6 лет и имело характер клинико-психологического изучения детей; оно охватывало жизнь детей в семье и детском садике, их взаимоотношения с родителями, с сибсами, со сверстниками и другими взрослыми, их учебную, физическую и общественную работу.

Первая стадия развития – младенчество

У здоровых детей ведущей деятельностью в младенчестве является эмоциональное общение со взрослыми, влияющее на формирование у младенца доверия к миру, людям, оптимизм либо, наоборот, недоверие, пессимизм, даже агрессивность. Ведущая сторона социализации – освоение норм общения с людьми, среда социализации – семья, мать. Если в младенчестве ребенок лишен тесного эмоционального контакта, любви, внимания, заботы, нарушается его социализация, возникает задержка психического развития, а в будущем это будет создавать проблемы в выстраивании взаимоотношений и общении с другими людьми [14, с. 77].

Здоровый ребенок

Возраст 0–6 месяцев

Основные эмоциональные состояния младенца: эмоциональное возбуждение, эмоции удовольствия и неудовольствия. Две ведущие эмоции у младенца – радость и страх. Эмоции интереса являются врожденными. Инстинктивная форма защиты (при громких звуках и пр.) обнаруживается у большинства новорожденных и проявляется общим беспокойством, напряжением, вскидывание ручек. Такая реакция быстро угасает. До 1 месяца происходит аффективная преднастройка к активному взаимодействию индивидуума с окружающим миром.

У здорового младенца 1–3 месяцев проявляется особая чувствительность к человеческой речи, он проявляет реакцию на общение. Реагирует «комплексом оживления» на контакт с любым взрослым, еще не различает «своих» и «чужих». Элементами «комплекса оживления» являются сосредоточение, улыбка, двигательное оживление, вокализация.

У эмоционально чувствительных детей уже в 2–3 месяца можно обнаружить способность к эмпатии, когда ребенок реагирует на отрицательное состояние матери, отказываясь от пищи или выражая это плачем, общей повышенной возбудимостью, беспокойным сном, отсутствием гуления. На втором-третьем месяце ребенок начинает самопроизвольно улыбаться. Путь развития улыбки: на первом этапе это внутренняя спонтанная улыбка, второй этап – социальная улыбка, обращенная к взрослому, третий этап – появление избирательной улыбки (В.А. Аверин) [9, с. 150].

В норме развивающийся младенец 3-6 месяцев активно реагирует на мать, выделяя ее среди других людей. У ребенка активно развивается его взаимодействие со взрослым и прежде всего с матерью, которая его аффективно «заражает» и «заряжает».

Уже в 4–5 месяцев ребенок проявляет ответные эмоциональные реакции, пытаясь улыбаться в ответ, пусть даже и не осознанно.

В первом полугодии происходит быстрое развитие выражения положительных эмоций (улыбка, вскидывание ручек и ножек, голосовые звуки, смех). Эмоция радости может возникать во время совместного эмоционального взаимодействия с мамой с вовлечением ребенка в игры и забавы. Гуления в момент радости происходят с одновременными движениями конечностей, учащением дыхания и выражением радости улыбкой.

У здоровых детей уверенная улыбка, сигнализирующая вступление в контакт со взрослыми, появляется на 21-й день жизни. Первый крик и плач новорожденного малыша, как отмечает И.М. Слободчиков, вполне можно интерпретировать как проявление страха перед открывшимся для него чужим миром. А прекращение плача и первая улыбка, означают радость от того, что его приняли в этот мир и ему рады [10, с. 227]. Также плач возникает как негативная реакция, отражающая эмоциональное состояние ребенка и как предречевая активность. Крик наблюдается при чувстве голода. Сила крика меняется в зависимости от того, насколько ребенку дискомфортно. Отрицательные эмоции (плач, крики, гримасы неудовольствия) в первом полугодии связаны с дискомфортом ребенка, но не адресуются взрослым.

В младенчестве наблюдается отражение окружающего мира ребенком, т.е. естественное и непроизвольное реагирование на все, что его окружает. Также проявляются реакции социальные: на присутствие матери, на ее настроение. Это и есть зачатки будущих социальных эмоций [13].

В процессе общения со взрослыми здоровый ребенок пытается выразить свои эмоции, создавая имитацию взрослой речи, используя при этом те интонации, которые заложены в нем от рождения. Эмоциональная зараженность до 6 месяцев остается основной формой подражания. Таким образом ребенок на 2–4 месяце проявляет различные голосовые реакции, позволяющие дифференцировать его эмоциональное состояние [13, с. 124].

Ребенок с РАС

Возраст 0-6 месяцев

Наблюдения за «особыми» детьми в возрасте 0–6 месяцев показали, что первая улыбка появилась у всех троих детей около двух месяцев, как и у здоровых сверстников, но аутичные дети улыбались в ответ на приятные манипуляции – поглаживание, щекотание, а не на появление человеческого лица. Со временем это проявлялось все более отчетливо, то есть улыбка существовала сама по себе и никому не была адресована. Улыбка в своем развитии оставалась на первом этапе внутренней спонтанной улыбки, носящей врожденный характер.

В качестве примера приведем материал из наблюдений мамы Софии.

Начиная с двух месяцев, возможно, даже чуть раньше, София производила на всех впечатление абсолютно счастливого, здорового, всем довольного, добродушного ребенка. Почти всегда сияющие глаза, лучезарная улыбка, ко всем, даже к незнакомым людям, спокойное отношение были обычным состоянием дочки и для меня это было естественно, учитывая то, в какой любви, ласке, заботе, внимании росла София. Не смущало и то, что в 4–8 месяцев и даже более позднем возрасте, она с удовольствием шла на руки как к близким, так и к другим людям, которых видела впервые. Мы приписывали все ее природному обаянию, доброму, мягкому нраву и благоприятной, эмоционально положительной семейной атмосфере, в которой она воспитывалась.

Этот пример демонстрирует кажущееся эмоциональное благополучие ребенка, улыбки, хорошее отношение и расположение которого предназначались казалось всем, а в действительности никому.

Плач при чувстве голода у детей возникал, но без эмоциональной насыщенности. В одном из наблюдаемых нами случаев при недостаточном количестве молока у матери крик ребенка, испытывающего чувство голода, не продолжался, не усиливался, т.е. ребенок удовлетворялся тем количеством молока, которое было. Впоследствии он начал терять в весе, и только таким образом педиатру и матери удалось выяснить, что ребенку не достает питания.

Гуление у наблюдаемых детей имело спонтанный характер, проявлялось разнообразно, но крайне редко и не было связано с хорошим настроением ребенка, с появлением близкого взрослого или с выражением потребности. Воспроизведение звуков не было связано с подражанием звуковым раздражителям, например человеческой речи. Дети были контактными и все испытывали радость от общения с близкими (родители, сибсы), но если к ним никто не подходил длительное время, недостаток общения они как будто не испытывали, потому что никак это не выражали. Наблюдаемые дети длительное время могли находиться в полном одиночестве, оставаясь спокойными и невозмутимыми.

До 1 месяца у Дамира родители отмечали выраженные проявления эмоционального дискомфорта:

·     нарушения ритма сна и бодрствования;

·     аффективная неустойчивость в виде бурного проявления неудовольствия без видимых внешних причин, то есть аффективная преднастройка к дальнейшему активному взаимодействию с внешним миром у ребенка была нарушена.

Как отмечают родители, проблемы с засыпанием, а также трудности, возникающие как непосредственно после укладывания в постель, так и после пробуждения среди ночи, сохранялись у Дамира по прошествии первых нескольких месяцев жизни. Такие явные нарушения сна, по мнению Л. Мюррей, вполне могли предвещать существующие в настоящее время у ребенка поведенческие проблемы и трудности, связанные с когнитивным и эмоциональным развитием.

В возрасте 1–3 месяцев у ребенка с РДА наблюдается повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, демонстрируется значительно меньшее количество реакций на внешние стимулы. Ребенок испытывает выраженный дискомфорт при перемене места, изменении режима. Подобное поведение было ярко выражено у Софии. Ребенок с РАС слабо реагирует на обращенную к нему речь. У него наблюдается одинаковая реакция на предмет и человеческое лицо. После просыпания могут наблюдаться аффективные реакции при виде лица взрослого, что проявляется в крике, плаче [5, с. 58]. В нашем опыте такие реакции в большей степени были отмечены родителями мальчиков.

До одного года у ребенка с РАС идет запаздывание эмоционального реагирования – улыбки и «комплекса оживления». «Комплекс оживления» у всех наблюдаемых детей отсутствовал. При контакте с матерью наблюдалась социальная отчужденность, проявляющаяся в недоразвитии эмоционального реагирования, вплоть до полного безразличия у двоих детей.

Аутичный ребенок 3–6 месяцев не выделяет мать среди других лиц, проявляет тревогу и страх при виде человеческого лица. Могут наблюдаться немотивированные крики, плач. Такие эмоциональные реакции мы наблюдали у Миши и Дамира.

 

Иногда выпадает голосовой компонент, и ребенок реагирует только в форме хаотичного двигательного возбуждения. Все мамы заметили проявление подобных особенностей в развитии своих детей.

Здоровый ребенок

Возраст 6 месяцев – 1 год

В 6 месяцев у здоровых младенцев появляется комплекс положительных эмоциональных реакций – «появление надежды» – на голос или появление мамы [13, с. 125]. Происходит эмоциональная зараженность положительным (ответная улыбка и радость на положительные эмоции окружающих) и отрицательным (плач вслед за другим плачущим ребенком) эмоциональным состоянием другого человека.

Повторные контакты с объектом на этом этапе жизни вызывают эмоцию интереса в связи с их узнаванием. Этот механизм составляет основу эмоциональной привязанности ребенка к матери.

В 6 месяцев у здоровых детей идет налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми. Аффективный контроль возникает на основе значимых сигналов для адаптации ребенка: лицо человека, его мимика, взгляд, голос, интонация, прикосновение, жест. Дети активно тянутся к матери, выражая свое удовольствие от ее присутствия.

В восемь месяцев появляется настороженность и страх перед незнакомыми людьми, новым и неожиданным воздействием или всем тем, что отличается от привычного образа матери.

Чувство беспокойства, лежащее в основе страха при продолжительном отсутствии матери, является в этом возрасте осознанной реакцией, прообразом чувства тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоционально значимых связей с близкими людьми. В 9–10 месяцев младенец испытывает радость от присутствия матери.

В 9 месяцев появляется эмоция интереса к новому, что становится мотивом подражания, необходимого для процесса социализации. Начинается подражание эмоциональному состоянию других людей. Смех появляется в ответ на тактильные, слуховые, социальные, зрительные стимулы. Позитивные эмоциональные реакции возникают при восприятии различных игрушек и действий с ними (В.А. Аверин) [9, с. 148].

Ребенок с РАС

Возраст 6 месяцев – 1 год

В случае с детьми с расстройствами аутистического спектра механизм зараженности эмоциональным состоянием другого человека развит слабо, у одного из наблюдаемых детей он вовсе отсутствовал. Механизм «эмоциональной зараженности», который присутствовал у других двоих детей проявлялся лишь на положительное эмоциональное состояние другого. Отрицательное эмоциональное состояние, даже близких людей, как будто игнорировалось всеми детьми, не понималось и не замечалось ими.

Значимые социальные сигналы (лицо человека, жесты, мимика, интонация и пр.) воспринимались с трудом. На эмоциональные оценки все реагировали слабо, Миша вовсе не реагировал.

Эмоциональная надежная привязанность между матерью и ребенком не была сформирована во всех трех семьях. Настроение детей при виде мамы не менялось, оставалось прежним, все трое как будто не реагировали, не замечали ее, Миша и София не отличали маму от других.

Представляем материал из наблюдений родителей Миши.

У Миши был хороший эмоциональный контакт со старшим братом, единственным человеком, которого Миша называл по имени. К нам (матери и отцу) он проявлял полное безразличие. Миша настолько сильно был привязан к брату, что в его отсутствие практически все время молчал, больше спал или сидел и смотрел в одну точку, ни к кому и ни к чему не проявлял интереса, редко улыбался, в то время как в играх с братом (кружение, прятки, пальчиковые игры) часто громко смеялся и испытывал явное удовольствие от общения и взаимодействия. Особенностью совместных игр и взаимодействия было то, что несмотря на радость, интерес и ряд положительных эмоциональных реакций со стороны Миши, у последнего никогда не возникало никаких попыток продолжить или начать снова общение после того как старший брат прекращал игры и тут же рядом начинал заниматься другими делами (уроки, чтение книг, игры на компьютере). Миша почти сразу успокаивался и молча сидел в кроватке, никак не реагируя на находящегося рядом брата. Он не проявлял активности к возобновлению игровой деятельности, наоборот, мы наблюдали полное безразличие и отрешенность. Через какое-то время старший брат мог после своих занятий снова начать играть с Мишей и тот сразу включался в игру, начинал смеяться, выражая радость и удовольствие, но затем, после ухода брата, так же быстро успокаивался, продолжал спокойно сидеть в кроватке или на полу, никак не выражая своего недовольства или обиды от прерванной игры и от того, что его оставили одного. В такие моменты он практически не реагировал на нас (родителей), не смотрел, не откликался, ни о чем не просил. Складывалось впечатление, что ребенок нас не замечает и не различает. В полном одиночестве, которое я периодически прерывала, чтобы его переодеть, накормить, поиграть или погулять, Миша мог находиться длительное время, практически до ночного сна, затем он сам засыпал без укачиваний, моих убаюкиваний, колыбельной.

Рассмотренный пример показывает отношение ребенка к родителям, в частности, к матери. Эмоциональная отрешенность, равнодушие, эмоциональная холодность по отношению к маме сохранялись у Миши до конца дошкольного периода.

Аутичный ребенок испытывает ко всем, не зависимо близкие это или посторонние люди, одинаковое эмоциональное состояние и реагирование, не проявляя ни настороженности, ни тревоги и расстройства, например при расставании с мамой, ни эмоциональной активности при ее появлении. Ребенок спокойно реагирует на приближение чужого человека и попытку взаимодействия или общения с ним [7]. Такие не типичные реакции ярко демонстрирует вышеприведенный пример по материалам, предоставленным мамой Софии, когда ребенок свободно шел на контакт с посторонними людьми, выражая удовольствие от общения и тем самым создавал у окружающих впечатление эмоционально здорового и благополучного ребенка. Подобные проявления в поведении и эмоциональном состоянии были отмечены так же родителями мальчиков и наши наблюдения это тоже подтвердили.

В ходе наблюдения изучение причин смеха у всех троих детей показало, что возникал он чаще всего в ответ на тактильные стимулы.

Таким образом, у здоровых младенцев на стадии младенчества улыбка, смех, плач и лепет адресованы конкретному лицу (в большей степени матери) и являются основными инструментами социального взаимодействия с окружающими людьми (чаще с матерью), появление «комплекса оживления» свидетельствует о завершении кризиса новорожденности и начале развития социальных эмоций. У здоровых младенцев к концу первого года жизни отмечается развитие эмпатии.

В отличие от младенцев с нормальным развитием, у детей с аутизмом на первом году жизни наблюдается недоразвитие ряда психоэмоциональных паттернов, характерных для здоровых младенцев: мимической экспрессии, «эмоциональной зараженности» состоянием близких людей, характерное запаздывание эмоционального реагирования – улыбки и «комплекса оживления». Аутичные дети эмоционально реагируют на физическое воздействие (поглаживание, щекотание), а не на появление человеческого лица.

Вторая стадия развития – раннее детство

В раннем возрасте здоровый ребенок может различать оттенки модальности ощущений, их качественные параметры (тактильность, звуковое выражение, вкус, обоняние). Физиологи и психологи на современном этапе отмечают единство сенсорных процессов и эмоционального компонента в рамках познавательной активности ребенка и формирования личности [1, c. 36].

Здоровый ребенок

Возраст 1 год

В период раннего детства 1–3 года ведущей деятельностью является предметная деятельность, ведущей стороной социализации – освоение бытовых действий, средой социализации – семья.

Здоровый ребенок в один год чрезвычайно активен, его позитивные эмоциональные реакции приобретают широкий спектр. Происходит знакомство с миром, его узнавание и, естественно, бурная радость, восторг, удивление, и одновременно разочарование и обида.

Эмоционально положительные переживания связаны с удовлетворением потребности в познании. В результате кризиса первого года активизируется эмоциональное развитие, с этого возраста у ребенка проявляется эмоциональная неустойчивость.

В год у здорового ребенка сформировались проявления почти всех основных эмоциональных реакций: страха, аффекта, радости, удивления, гнева, обиды. Все эмоции недолговечны и очень быстро сменяют друг друга, но все они чрезвычайно глубоки и искренни. Все отрицательные и положительные эмоциональные проявления носят характер ответных реакций, как правило, на эмоциональное отношение извне (И.М. Слободчиков) [10, с. 229].

Ребенок в год испытывает чувство обиды, которое является движущей силой гнева, ярко проявляющегося, но быстро проходящего. Гнев в этом возрасте может быть реакцией на неудовлетворение желаний.

На этом этапе жизни нередко проявляются первые детские страхи, которые постепенно сами собой проходят.

До года смех может возникать просто так без внешнего стимула. После года ребенок отвечает смехом на некий импульс извне.

В 1,2–1,5 года спектр эмоциональных состояний у здорового ребенка увеличивается. Кроме выражения любви, радости, интереса, появляется больше предпосылок для возникновения у него отрицательных эмоций, что связано с плохо развитой активной речью и в связи с этим неумением выразить словами свое отношение к ситуации. Ребенок способен испытывать страх, обиду, раздражительность, радость, любовь, интерес. Реагирует на замечания взрослого и слово «нельзя» недовольством, криком, либо в зависимости от интонации испытывает страх, любопытство. Кроме крика и плача недовольный ребенок топает ногами, ложится на пол, дерется, кусается, бросает вещи, проявляет демонстративность, а когда его успокаивают и жалеют, начинает сопротивляться и еще больше капризничать.

В возрасте 1–3 лет появляется природный страх, связанный одновременно с желанием и боязнью осуществить новое действие, одновременным любопытством, познавательным интересом и страхом перед ним, который служит мощным источником эмоционального развития ребенка, оказывая влияние на формирование черт его характера и личности.

К концу первого года жизни у ребенка может быть развита эмпатия, которая выражается в сочувствии, утешении расстроенной мамы [10].

Ребенок с РАС

Возраст 1 год

В отличие от типично развивающихся детей, наблюдаемые аутичные дети в возрасте одного года производили впечатление эмоционального благополучия. Они всем улыбались, охотно шли на контакт, включались в игры, реагировали на обращенную к ним речь и даже как будто улыбались в ответ, но на самом деле эти положительные эмоции никому не были адресованы, а дети просто испытывали радость.

Все трое по прежнему оставались «эмоционально пассивными», не проявляли какого-либо недовольства дискомфортным состоянием (голод, холод, боль и пр.). Наблюдения показали целый ряд специфических проявлений в психоэмоциональном развитии детей: одинаково ровное отношение как к близким, так и к совершенно посторонним людям; состояние внешнего эмоционального благополучия; не доставляют особых хлопот родителям; не проявляют никаких бурных выражений отрицательных эмоций; полная отрешенность от происходящего вокруг; отсутствие интереса к новому. Эмоция интереса у детей была направлена на стереотипные действия. Контакт со здоровыми сверстниками был затруднен или отсутствовал. Все были способны заражаться эмоциями другого человека, но усваивали только ярко выраженные аффективные состояния (страх, смех), практически не отзываясь на более тонкие эмоциональные состояния.

Наблюдаемым детям было присуще отсутствие природного страха, являющегося не только негативным эмоциональным переживанием, но и дающего начало эмоциональному и творческому развитию.

На этапе одного года дети с РАС ярко выражали чувство страха перед всем новым. У одного ребенка наблюдалась боязливость, а у других, наоборот, чрезмерное спокойствие, отсутствие интереса к окружающим.

Приведем пример проявления не типичных поведенческих и эмоциональных реакций в обыденной ситуации у одного из наблюдаемых детей.

Часами я проводила время с Софией на улице. Мы по долгу гуляли в парках с детскими городками, посещали детские площадки, оснащенные игровыми комплексами, песочницами, качелями, но дочка предпочитала все время прогулки сидеть в коляске, никогда не просилась на руки, походить ножками, поиграть с другими детьми. Ее совсем не интересовали игрушки, ни свои, ни других детей, в отличие от ее сверстников. Она ни разу не проявила интереса к детям и даже не смотрела в их сторону. София очень слабо реагировала на детские голоса, крики, детский плач, как будто не слышала их. (Материал предоставила мать Софии.)

Все наблюдаемые дети предпочитали общение с предметами, а не с людьми. У всех, по словам родителей, наблюдалось проявление раздражения, капризности при просьбе дать предмет, поставить на место и пр. Изучаемые дети большую часть времени были поглощены одними и теми же занятиями и интересами (облизывание шурупа на месте крепления ножки стула или обсасывание металлического ключа, ложки, сверхувлеченность металлическими шариковыми ручками и пр.).

Рассмотрим пример из материалов, предоставленных родителями, которые наблюдали у своего ребенка проявление стереотипных действий и сверхувлеченность предметами.

То, что Миша был очень привязан к старшему брату, нас только радовало. Отношения между ними были очень трогательными, полными заботы, любви, внимания со стороны старшего сына. В возрасте одного года, когда мы еще даже не догадывались о серьезных нарушениях в развитии Миши, отъезд старшего сына из дома на летние каникулы оказал негативное влияние на состояние Миши и усугубил ситуацию настолько, что мы стали замечать изменения в его состоянии, связанные с питанием (отказ от твердой пищи), появлением стереотипных действий (постукивание пальчиками по всем поверхностям), большой заинтересованностью только металлическими предметами и полной остановкой развития речи. (Из наблюдений родителей Миши.)

В ходе наблюдения мы также отметили еще одну особенность у Миши и Дамира, связанную с легким замещением выраженной вялости состоянием перевозбуждения.

Здоровый ребенок

Возраст 2 года

На данном этапе жизни у ребенка с типичным развитием основными механизмами эмоционального развития и социализации остаются активное подражание эмоциям других и зараженность эмоциональным состоянием окружающих. Здоровые дети проявляют высокий уровень чувствительности в восприятии эмоций со стороны родителей. В рамках теории социального научения отмечается, что ребенок подражает эмоциональным характеристикам поведения со стороны родителей, имитируя эмоции родителей, подражая экспрессивности в выражении чувств, демонстрируемых родителями, усваивая как эффективные, так и неэффективные модели поведения родителей в ситуациях, имеющих эмоциональную значимость. Ребенок испытывает большой интерес к новым впечатлениям, радость от общения, потребность в безопасности. Начинается период познавательных эмоций, к которым относятся чувства удивления, любопытства, любознательности.

Эмоции в этом возрасте имеют бурный, но нестойкий характер, что выражается в ярких, хотя и кратковременных аффектах и в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Смех произвольный, то есть смех отраженный.

Ребенок с нормальным развитием реагирует на замечания взрослого, проявляя послушание, протест или другие отрицательные эмоции.

В возрасте двух лет у здорового ребенка начинают формироваться чувства вины и стыда.

Появляются эмоциональные страхи, которые возникают внезапно и также внезапно исчезают.

В этом возрасте собственный опыт способствует пониманию со стороны здорового ребенка, когда другому необходима помощь, когда другой болен или голоден. В 2–3 года дети самостоятельно могут оказать посильную помощь пострадавшему, утешить плачущего, привлечь другого к участию в удовольствии, делятся игрушками или сладостями с тем, чтобы пробудить положительные эмоции у субъекта общения.

По мнению Е. Гаспаровой, в конце второго года жизни ребенок способен получать удовлетворение от игры, он испытывает переживания, которые связаны не только с условными действиями, но также и с сюжетом [1, с. 35]. Ребенок испытывает положительные эмоции от игровых действий, при этом к трем годам эмоциональное состояние ребенка связано с сюжетной областью игровых действий. Эмоциональный отклик на игру демонстрирует эмоциональную значимость игры для ребенка.

Совместная деятельность родителей и ребенка в этот возрастной период ведет к развитию речи и эмоциональной сферы. Социализация способствует овладению речью ребенком не только как средством общения, но и определению в дальнейшем изменений в ситуациях общения, в первую очередь, со взрослыми. Нормальное речевое развитие ребенка должно быть значимым, осуществляться на эмоционально значимом фоне. При этом отмечается возникновение речевых нарушений в связи с эмоциональными травмами (испуг, разлука с родителями и др.) [17, c. 78].

Ребенок с РАС

Возраст 2 года

В отличие от здоровых сверстников у детей с РАС мы наблюдали отрешенность, запаздывание формирования эмоций удивления, обиды, гнева, эмоциональную заторможенность, отсутствие потребности в общении, эмоциональных контактах. У всех присутствовало снижение возбудимости, проявляющееся вялостью, апатией, равнодушием, безразличием к окружающему миру и людям.

У Софии, в отличие от мальчиков, в большей степени проявлялись сильные фобии на смену привычной обстановки, появление незнакомого человека, которые сопровождались резкими переменами эмоционального состояния, длительными бурными отрицательными реакциями (плач, крик). Рассмотрим пример такого поведения по материалам, предоставленным родителями девочки.

Софии было 2,5 года, когда ее навестила родная бабушка, с которой они не виделись несколько месяцев. Дочка сразу стала очень беспокойной, ее как будто охватило внезапное чувство страха, глаза выражали испуг. Мы тогда не придали этому особого значения и все вместе поехали в гости к бабушке, которая была явно расстроена такой реакцией внучки на нее. Состояние Софии ухудшалось, она отказалась садиться в машину рядом с бабушкой и мы посадили ее на переднее сидение автомобиля. Тем не менее, она по прежнему проявляла крайнее волнение, тревогу, страх, которые перешли в плач и крик. Поездка до дома бабушки заняла около 30 минут, на протяжении которых плач и крики не прекращались, а стали более громкими и раздражительными. На месте прибытия при виде сельского дома рыдания Софии усилились, уже никто не мог ее успокоить. На тот момент мы были не в состоянии понять причину такого поведении дочки, поэтому все были растеряны, расстроены и приняли решение вернуться домой. Однако, плач еще долго не прекращался, София на протяжении получаса продолжала всхлипывать и только дома окончательно успокоилась.

Приведенный случай является наглядным примером проявления неофобии и эмоциональной ригидности у аутичного ребенка.

Важно отметить, что все матери наблюдаемых детей обратили внимание на перемены, происходящие в поведении и эмоциональном состоянии ребенка в возрасте 2,5–3 лет, что из «удобных» неприхотливых они вдруг перешли в категорию «трудных» детей, у которых было сложно интерпретировать отрицательные эмоциональные реакции, сопровождающиеся ярко выраженными стойкими негативными проявлениями.

Нужно еще отметить, что на данном возрастном этапе у ребенка с РАС могут внезапно появляться невротические страхи, которые впоследствии принимают устойчивые формы [7].

Здоровый ребенок

Возраст 3 года

У трехлетнего здорового ребенка «созревание» эмоций проявляется в расширении спектра их действия и соединения отдельных эмоциональных проявлений в особые группы – комплексы. Таким образом, говоря об эмоциональных проявлениях личности ребенка, у него можно наблюдать формирование характера.

Типично развивающиеся дети двух-трех лет чрезвычайно отзывчивы и привязчивы, ввиду их недостаточной социальной автономности и не полностью осознаваемой потребностью в любви, внимании, заботе и защите. В этом возрасте нередко, как отмечает И.М. Слободчиков, проявляется гнев унижения и бессилия, связанный с тем, что у ребенка возникает и закрепляется образ неудачи, невыполнимого действия и, как следствие, глубокое разочарование и эмоциональная подавленность [10, с. 241]. Дети на данном этапе жизни могут испытывать чувства стыда и застенчивости, которые связаны с особой чувствительностью ребенка к чужому мнению и реакции окружающих на его поступки. В три года ребенок становится более сдержанным в своих эмоциях, рассудительность и степенность сменяют раздражительность.

Здоровый ребенок в три года действует под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Чувства и желания ребенка очень сильны, хотя и неустойчивы.

Появляется чувство юмора. Формируются моральные переживания. Ребенок реагирует на одобрение или неодобрительный взгляд взрослого и может испытывать чувство стыда. Эмоциональные переживания могут быть связаны с эмоциональным состоянием взрослого. Заражение и подражание эмоциональному состоянию других остается отличительной особенностью эмоционального развития в этом возрасте.

В период от года до трех лет детские эмоции становятся полностью социальными, т.е. напрямую связанными с образом жизни ребенка, с атмосферой вокруг него и окружающими его людьми. У детей может возникать тревожность, внешние проявления которой выражаются в беспокойстве, речевом и двигательном возбуждении, желании спрятаться. В 3–4 года эмоции все еще носят бурный, но не стойкий характер. Ребенка легко привлечь к какому-либо действию, но удержать его интерес длительное время пока трудно.

Смех социальный является конечным продуктом, завершающим эту стадию психоэмоционального развития.

Кризис трех лет, как правило, сопровождается рядом аффективных вспышек или слабо контролируемыми эмоциональными реакциями.

Возраст 3 года характеризуется самоутверждением. Из новообразований – развитие речи, интеллекта, восприятия, феномен «Я сам», который означает выделение личности.

На стадии раннего детства формирование эмоций самосознания основано на реакции родителей, связанной с одобрением или неодобрением поведения ребенка в определенной ситуации. По мнению Р.Х. Шакурова, изначально переживания гордости являются неустойчивыми, формируются при прямой оценке со стороны взрослого [15, c. 78]. В процессе повторения реакции со стороны взрослого у ребенка складывается потребность в сохранении положительной оценки взрослого.

Из новообразований кризиса 3 лет – тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на действия взрослого [14, с.81].

Ребенок с РАС

Возраст 3 года

У детей с РАС, в отличие от типично развивающихся сверстников, в возрасте трех лет наблюдается преобладание повышенного либо пониженного фона настроения. Отношение к близким складывается с учетом лишь своих интересов. Человек для них является средством удовлетворения своих потребностей. Дети не способны к эмпатии, сочувствию, эмоциональному отклику, но при этом привязаны к близким, стремясь в этих отношениях полностью доминировать и диктовать свою волю. Они проявляют активный негативизм, связанный с боязнью трудностей и неудач, поэтому часто отказываются обучаться и пробовать сделать что-то новое. У всех детей наблюдалась ярко выраженная эмоциональная ригидность.

Так же в своих наблюдениях мы заметили у детей задержку развития чувства вины и стыда. Диагностика наличия этих чувств дала самые низкие показатели при изучении всех троих детей.

Наблюдаемые дети проявляли себя как не контактные, эмоционально холодные, палитра эмоциональных переживаний у всех была очень блеклая и скудная. Большую часть времени они проводили в одиночестве. Не проявляли интереса, любопытства к окружающим людям, сторонились, игнорировали и не подпускали к себе сверстников. У всех наблюдался слабый эмоциональный отклик, трудность вызывания эмоциональной реакции, отсутствие зараженности эмоциями взрослого и детей.

В три года у ребенка с РДА может проявляться физиологический смех, неосмысленный, он проявляется как реакция на простейшие внешние импульсы и зависит от успешности или неуспешности любой деятельности. Подобное реагирование ребенка было отмечено родителями Миши. Все наблюдаемые дети во взаимодействии со сверстниками проявляли повышенную конфликтность, они были не способны уступать и учитывать интересы другого. Все трое были чрезмерно возбудимы.

К концу 3 года жизни у ребенка с расстройствами аутистического спектра очень ярко проявляется негативизм, который принимает длительные и устойчивые формы. Наиболее выраженная форма негативизма наблюдалась у девочки, проявление которого мы рассмотрим на примере.

Ежедневные сборы на прогулку превращались в очередную пытку для меня и вызывали взаимное раздражение и упреки в адрес дочери. При чем ситуация с каждым днем становилась все более напряженной. София сама себе противоречила, медленно одеваясь и повторяя, что не хочет и не пойдет на прогулку. На мое предложение остаться дома, бурно реагировала и проявляла недовольство. На просьбу или требование одеваться быстрее раздражалась, ложилась на пол или убегала, начинала раскидывать вещи, а заканчивалось все громким «театральным» плачем. После такого «представления» она успокаивалась, вновь с уговорами, но уже без слез одевалась и мы выходили на прогулку. София вела себя таким образом каждый раз, когда мы собирались выходить гулять на улицу, несмотря на то, что сама очень любила прогулки. (По материалам матери Софии.)

Этот пример демонстрирует противоречивое поведение ребенка с преобладанием дезорганизованных реакций. Наблюдения родителей показали, что такие проявления немотивированного сопротивления сохранялись у девочки до 5 лет.

Резюмируя сравнительный анализ эмоционального развития на стадии раннего детства, можно заключить, что это один из наиболее активных периодов развития детских эмоций, а также связанных с ними социальных реакций и различных проявлений собственных действий.

Естественное эмоциональное состояние здорового ребенка на этом этапе – радость, беззаботность, интерес к окружающему; эмоции страха гнева, обиды, сочувствия, стыда, вины и пр. не исключаются из повседневной жизни ребенка и необходимы для его полноценного развития, но не они создают преобладающий фон настроения; на 2-ом году жизни у ребенка в силу различных причин и обстоятельств начинается активное проявление отрицательных эмоций, в том числе и эмоций страха; отличительной особенностью эмоционального развития ребенка 3-х лет является спонтанность и неустойчивость чувств и желаний, влиянию которых он подвержен, что выражается в бурном эмоциональном реагировании. Существенная общая особенность эмоционального развития в раннем детстве – переживание двух кризисов детского возраста, которые активизируют эмоциональное развитие.

Аутичных детей от нормально развивающихся сверстников отличает то, что в возрасте одного года они производят впечатление эмоционального благополучия, до 2-3 лет остаются эмоционально пассивными, а к концу 3 года жизни у них отмечаются недостаточная эмоциональная лабильность или явно выраженная ригидность, ярко проявляется негативизм, который принимает длительные и устойчивые формы.

Третья стадия развития – дошкольное детство

Здоровый ребенок

Возраст 3–5 лет

Главным психическим новообразованием в возрасте 4–5 лет является любознательность, инициативность и произвольность. Именно они задают тон и выводят на качественно иной уровень эмоциональное восприятие действительности и реакцию на нее младшего дошкольника. В период от четырех до шести лет глубинные переживания ребенка постепенно начинают осознаваться, нередко проявляясь в виде страхов. Многие переживания, такие как чувство вины, неполноценности, зависимости, аутоагрессия, приобретают значимость в силу того, что ребенок начинает осознавать их, проявляя это в соответствующем поведении.

Ребенок на этом этапе может проявлять гуманистическую эмпатию (сорадование, сострадание, сочувствие, жалость) и эгоцентрическую эмпатию, связанную с переживанием за самого себя.

В дошкольном детстве от трех до шести лет ведущей деятельностью является игра, ведущей стороной социализации – освоение социальных ролей, норм поведения и общения, средой социализации – семья [14, с.81].

По мнению И.М. Слободчикова, эмоциональное развитие в период от пяти до шести лет имеет ряд особенностей, которые будут определять всю систему реакций человека, не только в детском, но и взрослом возрасте. Значимой особенностью эмоционального развития здорового ребенка 5-6 лет является то, что все его эмоциональные проявления становятся четким отражением поступков, которые в свою очередь имеют четкую выраженную мотивацию. Все эмоциональные проявления ребенка именно в этом возрасте становятся четко и обоснованно мотивированными. Важной особенностью эмоционального развития является также тесная связанность с ситуацией непосредственного общения, переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений [12, с. 249–252].

В возрасте 4–5 лет распространенным является проявление тревожности. Тревожность в этом возрасте имеет социальную природу, проявляясь чаще в ситуациях взаимодействия ребенка с другими детьми (В.А. Аверин) [11, с. 99]. В основе агрессии и агрессивного поведения, нередко встречающегося в этом возрасте, отмечает В.А. Аверин, «лежит особое строение самосознания ребенка, а именно фиксированность на себе и внутренняя изоляция от других» [11, с. 105]. К 4–5 годам устойчивость эмоций, в том числе и интереса – важнейшей познавательной эмоции, возрастает. Дальнейшее развитие в этот период получают эмоции, приносящие ребенку удовольствие (радость, любовь, счастье, гордость) и неудовольствие (страх, тревога, ревность). По мнению В.А. Аверина, эмоция радости, сопровождаемая ощущением бодрости, азарта, интереса, удивления и эмоция страха, связанная с эмоциями гнева, тревоги, отвращения, презрения и горя, являются в этом возрасте базовыми и образуют два полюса в общей структуре эмоций [11, с. 93].

Ребенок с РАС

Возраст 3–5 лет

У детей с РАС имеют место немотивированные колебания настроения. Они часто испытывают тревожность, напряженность, плаксивость, хныканье, рыдание, агрессию по отношению к близким, детям. У девочки перечисленные негативные эмоции проявлялись в большей степени и чаще, чем у мальчиков.

Отсутствие подражания и зараженности эмоциями взрослого препятствует психоэмоциональному развитию и социализации детей с РДА.

У детей с аутизмом наблюдается эмоциональная пресыщаемость, негативизм, склонность к эйфории с монотонным двигательным возбуждением, дурашливостью. Особенности общего эмоционального облика в этом возрасте: отрешенность, тревожность, напряженность, обеспокоенность, индифферентность, частые «уходы в себя» [7]. В отношениях с близкими наблюдается эмоциональная холодность. У Дамира установилась симбиотическая связь с мамой. У Миши и Софии мы наблюдали отрицательные эмоциональные реакции при контакте с матерью.

В процессе обучающей и игровой деятельности наблюдаемые дети проявляли различные эмоциональные реакции. Так, психолог оценил эмоциональное состояние Софии в процессе взаимодействия с педагогом и сверстниками, как пассивное и негативное. Ребенок не проявлял интереса к играм, на представлении с участием клоуна и сказочных персонажей какое-либо эмоциональное оживление, радость, эмоциональные реакции отсутствовали. София в самом начале представления удалилась в дальний угол комнаты. При попытке взрослого (актера) установить контакт, ребенок проявил беспокойство, недовольство в виде крика, плача. К игрушкам, к людям девочка проявляла равнодушие, не смотрела на них, не пыталась брать игрушки. На занятиях и во время игры она пассивно наблюдала за психологом, а при изменении игровой ситуации, смене деятельности, предъявлении нового игрового или учебного материала и даже перелистывании страницы в учебнике на новую, София бурно проявляла отрицательные эмоциональные реакции. Эмоциональный дискомфорт выражался беспокойством, страхом, криками, плачем.

Миша в процессе обучающей деятельности уходил от занятий, отказывался сидеть за столом, пассивно подчинялся психологу без интереса и инициативы. В процессе подвижных игр с психологом и со сверстниками проявлял большую эмоциональность. Мы наблюдали повышение активности в игровом общении со сверстниками, ребенок вступал в контакт, смеялся, манипулировал с игровым материалом, проявлял высокую эмоциональную лабильность, которая выражалась в эмоциональном подъеме, возбуждении, порывистых движениях, беспокойстве без видимых внешних причин, немотивированной агрессии в отношении детей. В процессе игровых занятий с педагогом и психологом активность снижалась, ребенок пассивно выполнял инструкции, отстраненно наблюдал за деятельностью взрослых без понимания содержания игрового занятия.

У Дамира в обстановке обучающих занятий в игровой форме наблюдался положительный эмоциональный фон. Он спокойно сидел за столом, наблюдал за педагогом, проявлял конструктивную активность в процессе обучения, вступал в контакт со сверстниками, но при изменении игровой ситуации, замещении или введении дополнительного игрового или стимульного учебного материала, приходил в тревожно-беспокойное состояние, проявлял страх, начинал волноваться и плакать. Мы наблюдали также, как трудности, связанные с выполнением нового задания и вызванные этим попытки уклониться от занятий, вызывали у Дамира нервное возбуждение, раздражение, выражение недовольства, сопровождающегося плачем. Такое состояние быстро замещалось вялостью, апатией, «уходом в себя». С помощью педагога он вновь включался в обучающий процесс, в ходе которого у ребенка происходило чередование пассивного восприятия с активным действием. Таким образом, Дамир от пассивного наблюдения переходил к активной, совместной игровой и обучающей деятельности.

Здоровый ребенок

Возраст 5–6 лет

Эмоциональные реакции ребенка 5-6 лет, считает И.М Слободчиков, формируются, преломляясь через призму общения, связываясь всегда с ситуацией непосредственного взаимоотношения с другим человеком [12, с. 253]. Ребенок, оставаясь пока очень зависимым от эмоционального отношения к нему, начинает формировать стереотипные, навязанные извне, ответные эмоциональные реакции (И.М Слободчиков) [12, с. 39]. С одной стороны, детские эмоции становятся более устойчивыми. Ребенок уже в немалой степени контролирует себя и способен понимать эмоции окружающих, особенно если они касаются его непосредственно. С другой стороны, эмоциональное развитие в старшем дошкольном возрасте идет достаточно неравномерно.

В возрасте 5–6 лет существенным становится удовлетворение эмоционально ориентированных и социально направленных потребностей, к которым относятся потребность в результате деятельности, ей предшествует потребность в самой деятельности, потребность в успешности этой деятельности и положительной ее оценке. Эмоции и деятельность тесно связаны между собой.

Положительными эмоциями в возрасте от пяти до шести лет можно считать те эмоциональные реакции, которые позволяют ребенку активно, с удовольствием и интересом контактировать с другими людьми, познавать окружающий мир. В свою очередь, негативными будут считаться те эмоции, которые препятствуют ребенку в этом познании.

Важная особенность эмоций ребенка 5–6 лет – это тесная их связь с мыслительными процессами. Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном возрасте, по мнению В.С. Мухиной – увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребенка, которая распространяется и на чувства, связанные с собственным поведением ребенка [6, с. 303]. Таким образом, уровень интеллектуального развития непосредственно связан с уровнем развития эмоциональной сферы.

Воображение в этом возрасте играет важную роль в эмоциональном развитии ребенка, позволяя эмоционально предвосхитить, угадать отдаленные последствия своих поступков. В процессе воображаемой деятельности происходит своеобразное проигрывание данной ситуации, во время которого ребенок обнаруживает ценность и значимость совершаемого действия (И.М. Слободчиков) [12, с. 38].

К шести годам значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстников. У старших дошкольников может проявляться подлинная забота о близких людях, стремление оградить их от волнений и расстройств, что выражается в сознательном изменении своего поведения, положительные формы которого имеют для ребенка определенное личностное значение [6, с. 303].

Этап 5–6 лет характеризуется следующими новообразованиями: переход от наглядно-образного мышления к символам, формирование самооценок, детского мировоззрения, совести, произвольного поведения, характера [14, с. 81].

Ребенок с РАС

Возраст 5–6 лет

Аутичный ребенок 4–6 лет способен испытывать отрицательные эмоции (гнев, обиду, тревогу), например, в ситуации плохого отношения к нему со стороны сверстников, которые дразнят, смеются над ним, не принимают в игру, но испытывая негативные чувства, ребенок не может обобщить эти свои переживания в силу непонимания смысла и значения сложившейся для него ситуации. Коммуникативная деятельность, которая формирует способность внешнего выражения внутренних переживаний, слабо развита или отсутствует.

У старших дошкольников с аутизмом, даже при очень выраженном улучшении когнитивных, интеллектуальных, речевых способностей, сохраняются трудности с пониманием эмоционального состояния и переживания человека по его невербальным сигналам. Эмоциональная сторона общения по прежнему представляет большие трудности для ребенка с РАС. У старших дошкольников симбиоз с матерью, предшествующий дальнейшему расширению социальной среды, познанию и взаимодействию с ней, может начать ослабевать. В результате общения и эмоционального взаимодействия со взрослыми активизируются познавательные эмоции.

Анализ эмоционального развития аутичных детей старшего дошкольного возраста показал, что степень эмоционального реагирования по отношению к близким, матери различна. У Миши она проявлялась в безразличии, у Софии в отвержении, у Дамира в амбивалентном отношении к матери. У Дамира мы наблюдали наиболее выраженную способность к заражению и подражанию эмоциональным состоянием других. У всех испытуемых детей проявление и развитие эмоций происходило в процессе коммуникативной деятельности. Большое влияние на эмоциональное развитие оказывало общение со взрослыми. При этом интенсивное формирование способов выражения эмоций не оставалось в рамках только коммуникативной деятельности, а развивало личность ребенка в целом. Специальное формирование положительной эмоциональной сферы в ходе общения с родителями, педагогами, психологом привело, по данным наших наблюдений, к повышению уровня различных переживаний: увеличение познавательных эмоций, повышение восприимчивости к красоте природы, к творчеству, получение радости от интеллектуальной, творческой, физической, трудовой деятельности. Учитывая то, что потребность в общении у наблюдаемых детей отсутствовала или была сведена к другим потребностям, мы, в процессе изучения, уделяли большое внимание «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения, создавали благоприятные условия для эмоционального взаимодействия, общения, обучения детей с аутизмом.

Динамика развития положительных, отрицательных и двойственных экспрессий зависит от практики коммуникативной деятельности ребенка с окружающими взрослыми, от ее содержания и задач [4, с. 307]. Влияние положительного воздействия общения прослеживалось в различных сферах психического развития детей, в том числе, в сфере их эмоциональных переживаний (С.Ю. Мещерякова, 1974), при формировании любви к взрослому (С.В. Корницкая, 1973) и дружеских привязанностей к ровесникам (Р.А. Смирнова, 1981). Таким образом, эмоциональное общение, в первую очередь, с родителями, в случае с нашими детьми, способствовало расширению эмоциональной сферы и чувств детей в целом.

Итак, подведем итоги и рассмотрим основные особенности развития эмоциональной сферы здоровых и аутичных детей на третьем возрастном этапе развития – дошкольное детство.

У ребенка с типичным развитием все его эмоциональные проявления становятся четким отражением поступков, которые в свою очередь имеют четкую выраженную мотивацию. Основные особенности эмоционального развития ребенка в этом возрасте связаны с влиянием деятельности не только реальной, но и воображаемой; тесной связью эмоций с мыслительными процессами; удовлетворением потребности ребенка в безусловном эмоциональном принятии; тесной связанностью с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений. На стадии дошкольного детства возникает новый фактор: ребенок начинает чувствовать, что способен порождать любовь собственной активностью (что-то дать или создать рисунок, поделку для матери или отца).

  Для детей с расстройствами аутистического спектра на этапе дошкольного детства характерны следующие особенности эмоционального развития: эмоциональная пресыщаемость, негативизм, склонность к эйфории с монотонным двигательным возбуждением, дурашливостью. Специфичность общего эмоционального облика в этом возрасте выражается в проявлении отрешенности, тревожности, напряженности, обеспокоенности, индифферентности.

Заключение

Завершая наш краткий сравнительный анализ, важно отметить, что на всех этапах развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, самое главное и значимое место отводится роли родителей, в частности их отношению к аномальному развитию ребенка. В связи с этим мы акцентируем особое внимание на специфике развития эмоций детей с аутизмом, которая должна учитываться родителями в ходе создания максимально благоприятной среды, способствующей эмоциональному развитию и социализации ребенка с расстройствами аутистического спектра.

По результатам наших наблюдений и на основании материала, предоставленного родителями особых детей, приведем поэтапно основные особенности эмоционального развития аутичных детей дошкольного возраста.

Так, на первой стадии развития – младенчество – родителям необходимо учитывать то, что ранний эмоциональный опыт в сочетании с надежной привязанностью к родителям устанавливает основы и рамки для эмоциональной жизни ребенка. У младенцев с расстройствами аутистического спектра отсутствует или слабо выражен «комплекс оживления», механизм «эмоциональной зараженности» также не развит или проявляется, но ограниченно. Известно, что эмоциональная жизнь вовлечена в психические и физические болезни человека. В связи с этим представляется очень важным, чтобы родители были максимально эмоционально доступными для аутичного ребенка. Родители, в большей степени мать, должны принимать эмоции ребенка и проявлять эмоциональный отклик на весь спектр младенческих переживаний. На этапе младенчества удовлетворение зависимости и потребности в эмоциональной поддержке, заинтересованность чувствами ребенка помогают и учат его распознаванию и эмоциональному регулированию своих чувств. При отсутствии у ребенка потребности в эмоциональном контакте и эмоциональной близости задача родителей заключается в эмоционально-позитивном речевом сопровождении действий, связанных с ежедневным уходом и заботами о ребенке, помогая ребенку таким способом включаться в диалог. Задавая эмоциональный тон взаимодействия и привлекая таким образом интерес и внимание эмоционально пассивного ребенка, доминирующие во взаимоотношениях более экспрессивные родители могут непроизвольно добиться возникновения установки на передачу эмоциональной реакции младенцу. Гармоничная, эмоционально зрелая мать во взаимоотношениях с аутичным ребенком может достигнуть согласованности настроений, эмоциональной синхронии, что на следующих этапах развития поможет избавиться или частично решить поведенческие проблемы ребенка, связанные с искаженным, специфическим развитием эмоциональной сферы.

На второй стадии развития – раннее детство – родители должны учитывать, что уже с раннего детства дети с РАС проявляют чувственно-эмоциональную глухоту. Задача родителей на этом этапе объяснять ребенку на доступном для него уровне причины различных эмоционально-чувственных переживаний близких. Экспериментально доказано, что во время взаимодействия людей эмоциональное настроение передается от более экспрессивного человека тому, кто пассивнее [2, с. 214]. В связи с этим родители должны выразительно проявлять свои эмоции, имитация которых может произойти у ребенка с РАС неосознанно и таким образом активизировать или «реанимировать» механизм «эмоциональной зараженности».

На третьей стадии развития – дошкольное детство – родители должны принять во внимание, что период с 3 до 5–6 лет является самым тяжелым, обремененным множеством эмоционально-поведенческих проблем – самоизоляцией, чрезмерной консервативностью общения и поведения, эмоциональной возбудимостью, конфликтностью, страхами, агрессией и самоагрессией, эмоциональной несдержанностью как при проявлении радости, так и при недовольстве и огорчении, навязчивыми идеями, болезненным фантазированием. Родителям необходимо учитывать это в процессе организации и создания благоприятных, комфортных для общения и взаимодействия условий, которые будут способствовать преодолению трудностей, связанных с эмоциональными переживаниями, общением, поведением.

 

Список литературы:
1. Гаспарова Е. Ты меня понимаешь?: Невербальные проявления чувств у маленьких детей / Е. Гаспарова // Обруч. – 1995. – № 6. – C. 35–36.
2. Гоулман, Дэниел. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 544 с.
3. Кудашев А.Р. Методологические аспекты в преподавании психолого-педагогической антропологии // Психологические чтения. Человек в условиях социальных изменений: Материал Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием. – 2007. – С. 72–74.
4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
5. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. / И.И. Мамайчук. – СПб.: Эко-Вектор, 2014. – 335 с.
6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 656 с.
7. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок: Пути помощи. – М.: Теревинф, 2015. – 288 с.
8. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже – М.: Международная пед. академия, 1994. – 680 с. 
9. Развитие личности ребенка от рождения до года. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. – 312 с. 
10. Развитие личности ребенка от года до трех. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. – 510, [2] с. 
11. Развитие личности ребенка от трех до пяти. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. – 528 с. 
12. Развитие личности ребенка от пяти до семи. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 576 с. 
13. Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А. А. Реана. – Москва: Издательство АСТ, 2015. – 656 с.
14. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.
15. Шакуров Р. Х. Самолюбие детей / Р. Х. Шакуров. – М.: Просвещение, 1969. – 178 с. 
16. Шевцова Т.Ю. Организация работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ОВЗ. Краснодар: Экспериментальный центр развития образования. 2013. 121 с. 
17. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избран. психол. тр. / Д. Б. Эльконин; под ред. Д. И. Фельдштейна; вступ. ст. Д. И. Фельдштейна.   М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. – 314 с.
18. Hobson R.P. (2010). Explaining autism: Ten reasons to focus on the developing of itself. Autism, 14(5), 391 – 407.