ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие эмоционального интеллекта. Описаны факторы, влияющие на развитие эмоционального интеллекта. Представлены критерии, по которым можно рассмотреть различия эмоционального интеллекта у юношей и девушек. Статья содержит анализ и интерпретацию результатов исследования уровня эмоционального интеллекта у юношей и девушек.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, биологические предпосылки развития эмоционального интеллекта, социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта, критерии различия эмоционального интеллекта и его гендерного аспекта.
Первоначально понятие «эмоциональный интеллект» было связано с социальным интеллектом. Концепция «социального интеллекта» разработана такими учеными как, Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк [4, с. 65].
Первой моделью в истории изучения эмоционального интеллекта является концепция П. Майера и Дж. Саловея. Именно П. Саловей и Дж. Майер впервые ввели термин «эмоциональный интеллект». Согласно концепции П. Саловея и Дж. Майера эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами, то есть они «информируют» человека о характере этих связей. Эмоциональный интеллект обозначается, как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связь друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений [5, с. 59].
В 1990-е гг. появились также другие модели, представляющие несколько иной взгляд на эмоциональный интеллект. Наиболее известными являются модели Д. Гоулмана и Р. Бар-Она.
Д. Гоулман дает следующее определение эмоциональному интеллекту: «способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя возможности думать, сопереживать и надеяться». Ученый Р. Бар-Он даёт очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект». Автор определяет эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [4, с. 66].
В современной отечественной психологии проблемой изучения эмоционального интеллекта занимаются: Д.В. Люсин, Е.П. Ильин, И.Н. Андреева и другие.
В современной отечественной психологии одной из первых концепций эмоционального интеллекта была двухкомпонентная модель, разработанная Д.В. Люсиным, представившим его как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.
И.Н. Андреева определяет «эмоциональный интеллект» как «совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями». Отличается он от социального интеллекта тем, что «включает глубинные эмоции, значимые для личностного, а не для социального роста» [4, с. 67].
Е.П. Ильин провел анализ работ по изучению эмоций и эмоционального интеллекта и сформулировал обобщенное представление об эмоциональном интеллекте как «эмоционально-интеллектуальная деятельность» [4, с. 67].
Развитие эмоционального интеллекта рассматривается в основном в двух аспектах: в плане изучения онтогенетических изменений в способностях к пониманию и управлению эмоциями и в контексте целенаправленного (тренингового) воздействия на развитие отдельных сторон эмоционального интеллекта [1].
И. Н. Андреева выделяет биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта. К биологическим предпосылкам относятся [6, с. 161]:
- уровень эмоционального интеллекта родителей;
- правополушарный тип мышления;
- особенности переработки информации;
- свойства темперамента.
Социальные предпосылки включают:
- степень развития самосознания;
- уверенность в своей эмоциональной компетентности;
- уровень образования родителей и семейный доход;
- гендерные особенности воспитания;
- локус контроля;
- религиозность.
Д.В. Люсин выделяет такие факторы, влияющие на развитие эмоционального интеллекта, как [2, с. 62]:
- когнитивные способности;
- представления об эмоциях;
- особенности эмоциональности.
Развитие эмоционального интеллекта возможно посредством целенаправленного длительного обучающего воздействия, осуществляемого на основе программ, включающих ряд характерологических особенностей, и предполагающих применение элементов индивидуального и группового тренинга, групповых дискуссий, проблемных лекций, психологических игр, дистанционного обучения и других [3, с. 6].
В соответствии с понятием «эмоциональный интеллект», И.Н. Андреева выделяет критерии, по которым можно рассмотреть различия эмоционального интеллекта у мужичин и женщин [2]:
- выражение эмоций (на выражение собственных переживаний в значительной мере влияют гендерные стереотипы);
- понимание (осмысление) эмоций;
- осознанная регуляция эмоций (связана в основном с их подавлением).
Важным стоит считать тот факт, что на идентификацию собственных переживаний в значительной мере влияют гендерные стереотипы. Таким образом, мы решили исследовать гендерные особенности эмоционального интеллекта в студенческом возрасте.
Цель работы: изучение эмоционального интеллекта и его гендерных особенностей в студенческом возрасте.
Гипотеза: существуют гендерные особенности эмоционального интеллекта в студенческом возрасте.
База исследования: факультет социальных наук ФГОУ ВО «АмГУ»
Выборка исследования: 14 человек (7 юношей, 7 девушек).
Для выявления эмоционального интеллекта использовалась методика «Тест (опросник) эмоционального интеллекта Люсина Д.В. (ЭмИн)». Результаты отображены на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1. Результаты уровня эмоционального интеллекта по шкалам у юношей
Как видно из рисунка 1, для большинства юношей характерен средний уровень по всем шкалам.
По шкале «межличностный эмоциональный интеллект» низкий уровень характерен для 29% юношей, что свидетельствует о том, что данные респонденты плохо способны к пониманию эмоционального состояния человека на основе внешних проявлений эмоций, а также плохо способны вызывать у других людей те или иные эмоции. По этой же шкале высокий уровень характерен также для 29% юношей, что свидетельствует о том, что данные испытуемые очень хорошо способны к пониманию эмоционального состояния человека на основе внешних проявлений эмоций, а также к способности вызывать у других людей те или иные эмоции.
По шкале «внутриличностного эмоционального интеллекта» низкий уровень характерен для 14% юношей, что говорит о том, то данные исследуемые плохо способны к пониманию своих эмоций и управлению своими эмоциями. По этой же шкале высокий уровень характерен для 43% юношей, что говорит о том, что почти половина исследуемых очень хорошо способны к пониманию своих эмоций и управлению своими эмоциями.
По шкале «понимание эмоций» низкий уровень характерен для 14% юношей, что говорит о том, то данные респонденты плохо способны к пониманию своих и чужих эмоций. По этой же шкале высокий уровень характерен для 43% юношей, что свидетельствует о том, что почти половина исследуемых очень хорошо способны к пониманию своих и чужих эмоций.
По шкале «управление эмоциями» низкий уровень характерен для 29% юношей, что свидетельствует о том, что данные респонденты плохо способны к управлению своими и чужими эмоциями. По этой же шкале высокий уровень характерен также для 29% юношей, что свидетельствует о том, что данные испытуемые очень хорошо способны управлять своими и чужими эмоциями.
Рисунок 2. Результаты уровня эмоционального интеллекта по шкалам у девушек
Как видно из рисунка 2, у большинства девушек также по всем шкалам уровень эмоционального интеллекта средний.
По шкале «межличностный эмоциональный интеллект» низкий уровень характерен для 29% девушек, что свидетельствует о том, что данные респонденты плохо способны к пониманию эмоционального состояния человека на основе внешних проявлений эмоций, а также плохо способны вызывать у других людей те или иные эмоции. По этой же шкале низкий уровень характерен для 14% девушек, что свидетельствует о том, что данные исследуемые очень хорошо способны к пониманию эмоционального состояния человека на основе внешних проявлений эмоций, а также очень хорошо способны вызывать у других людей те или иные эмоции.
По шкале «внутриличностный эмоциональный интеллект» низкий уровень характерен для 29% девушек, что говорит о том, то данные исследуемые плохо способны к пониманию своих эмоций и управлению своими эмоциями. По этой же шкале высокий уровень отсутствует, что говорит о том, что исследуемые девушки не способны очень хорошо понимать и управлять своими эмоциями.
По шкале «понимание эмоций» низкий уровень характерен для 29% девушек, что говорит о том, то данные испытуемые плохо способны к пониманию своих и чужих эмоций. По этой же шкале высокий уровень отсутствует, что свидетельствует о том, что исследуемые девушки не способны очень хорошо понимать свои и чужие эмоции.
По шкале «управление эмоциями» низкий уровень характерен для 43% девушек, что свидетельствует о том, что почти половина данных респондентов плохо способны к управлению своими и чужими эмоциями. По этой же шкале высокий уровень характерен также для 14% девушек, что свидетельствует о том, что данные респонденты очень хорошо способны к управлению своими и чужими эмоциями.
При сравнении рисунка 1 и 2, количество девушек преобладает по таким шкалам как: межличностный эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект и понимание эмоций.
Следовательно, можно сказать о том, что девушки в большей степени, чем юноши способны: понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса); осознавать свои эмоции: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию. Но при этом в равной степени с юношами способны: вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций; управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные; контролировать внешние проявления своих эмоций.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что большая часть девушек имеют средний уровень эмоционального интеллекта, чем юноши. Таким образом, гипотеза о том, что существуют гендерные особенности эмоционального интеллекта в студенческом возрасте подтвердилась.