Статья:

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Шульгина Т.Д. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/111904 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Шульгина Татьяна Дмитриевна
студент, Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск
Клемес Виктория Сергеевна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики, Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск

 

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие эмоционального интеллекта. Описаны факторы, влияющие на развитие эмоционального интеллекта. Представлены критерии, по которым можно рассмотреть различия эмоционального интеллекта у юношей и девушек. Статья содержит анализ и интерпретацию результатов исследования уровня эмоционального интеллекта у юношей и девушек.

 

Ключевые слова: эмоциональный интеллект,  биологические предпосылки развития эмоционального интеллекта, социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта, критерии различия эмоционального интеллекта и его гендерного аспекта.

 

Первоначально понятие «эмоциональный интеллект» было связано с социальным интеллектом. Концепция «социального интеллекта» разработана такими учеными как, Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк [4, с. 65].

Первой моделью в истории изучения эмоционального интеллекта является концепция П. Майера и Дж. Саловея. Именно П. Саловей и Дж. Майер впервые ввели термин «эмоциональный интеллект». Согласно концепции П. Саловея и Дж. Майера эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами, то есть они «информируют» человека о характере этих связей. Эмоциональный интеллект обозначается, как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связь друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений [5, с. 59].

В 1990-е гг. появились также другие модели, представляющие несколько иной взгляд на эмоциональный интеллект. Наиболее известными являются модели Д. Гоулмана и Р. Бар-Она.

Д. Гоулман дает следующее определение эмоциональному интеллекту: «способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя возможности думать, сопереживать и надеяться». Ученый Р. Бар-Он даёт очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект». Автор определяет эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [4, с. 66].

В современной отечественной психологии проблемой изучения эмоционального интеллекта занимаются: Д.В. Люсин, Е.П. Ильин, И.Н. Андреева и другие.

В современной отечественной психологии одной из первых концепций эмоционального интеллекта была двухкомпонентная модель, разработанная Д.В. Люсиным, представившим его как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.

И.Н. Андреева определяет «эмоциональный интеллект» как «совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями». Отличается он от социального интеллекта тем, что «включает глубинные эмоции, значимые для личностного, а не для социального роста» [4, с. 67].

Е.П. Ильин провел анализ работ по изучению эмоций и эмоционального интеллекта и сформулировал обобщенное представление об эмоциональном интеллекте как «эмоционально-интеллектуальная деятельность» [4, с. 67].

Развитие эмоционального интеллекта рассматривается в основном в двух аспектах: в плане изучения онтогенетических изменений в способностях к пониманию и управлению эмоциями и в контексте целенаправленного (тренингового) воздействия на развитие отдельных сторон эмоционального интеллекта [1].

И. Н. Андреева выделяет биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта. К биологическим предпосылкам относятся [6, с. 161]:

- уровень эмоционального интеллекта родителей;

- правополушарный тип мышления;

- особенности переработки информации;

- свойства темперамента.

Социальные предпосылки включают:

- степень развития самосознания;

- уверенность в своей эмоциональной компетентности;

- уровень образования родителей и семейный доход;

- гендерные особенности воспитания;

- локус контроля;

- религиозность.

Д.В. Люсин выделяет такие факторы, влияющие на развитие эмоционального интеллекта, как [2, с. 62]:

- когнитивные способности;

- представления об эмоциях;

- особенности эмоциональности.

Развитие эмоционального интеллекта возможно посредством целенаправленного длительного обучающего воздействия, осуществляемого на основе программ, включающих ряд характерологических особенностей, и предполагающих применение элементов индивидуального и группового тренинга, групповых дискуссий, проблемных лекций, психологических игр, дистанционного обучения и других [3, с. 6].

В соответствии с  понятием «эмоциональный интеллект», И.Н. Андреева выделяет критерии, по которым можно рассмотреть различия эмоционального интеллекта у мужичин и женщин [2]:

- выражение эмоций (на выражение собственных переживаний в значительной мере влияют гендерные стереотипы);

- понимание  (осмысление) эмоций;

- осознанная регуляция эмоций (связана в основном с их подавлением).

Важным стоит считать тот факт, что на идентификацию собственных переживаний в значительной мере влияют гендерные стереотипы. Таким образом, мы решили исследовать гендерные особенности эмоционального интеллекта в студенческом возрасте.

Цель работы: изучение эмоционального интеллекта и его гендерных особенностей в студенческом возрасте.

Гипотеза: существуют гендерные особенности эмоционального интеллекта в студенческом возрасте.

База исследования: факультет социальных наук ФГОУ ВО «АмГУ»

Выборка исследования: 14 человек (7 юношей, 7 девушек).

Для выявления эмоционального интеллекта использовалась методика «Тест (опросник) эмоционального интеллекта Люсина Д.В. (ЭмИн)». Результаты отображены на рисунках 1 и 2.

 

Рисунок 1. Результаты уровня эмоционального интеллекта по шкалам у юношей

 

Как видно из рисунка 1, для большинства юношей характерен средний уровень по всем шкалам.

По шкале «межличностный эмоциональный интеллект» низкий уровень характерен для 29% юношей, что свидетельствует о том, что данные респонденты плохо способны к пониманию эмоционального состояния человека на основе внешних проявлений эмоций, а также плохо способны вызывать у других людей те или иные эмоции. По этой же шкале высокий уровень характерен также для 29% юношей, что свидетельствует о том, что данные испытуемые очень хорошо способны к пониманию эмоционального состояния человека на основе внешних проявлений эмоций, а также к способности вызывать у других людей те или иные эмоции.

По шкале «внутриличностного эмоционального интеллекта» низкий уровень характерен для 14% юношей, что говорит о том, то данные исследуемые плохо способны к пониманию своих эмоций и управлению своими эмоциями. По этой же шкале высокий уровень характерен для 43% юношей, что говорит о том, что почти половина исследуемых очень хорошо способны к пониманию своих эмоций и управлению своими эмоциями.

По шкале «понимание эмоций» низкий уровень характерен для 14% юношей, что говорит о том, то данные респонденты плохо способны к пониманию своих и чужих эмоций. По этой же шкале высокий уровень характерен для 43% юношей, что свидетельствует о том, что почти половина исследуемых очень хорошо способны к пониманию своих и чужих эмоций.

По шкале «управление эмоциями» низкий уровень характерен для 29% юношей, что свидетельствует о том, что данные респонденты плохо способны к управлению своими и чужими эмоциями. По этой же шкале высокий уровень характерен также для 29% юношей, что свидетельствует о том, что данные испытуемые очень хорошо способны  управлять своими и чужими эмоциями.

 

Рисунок 2. Результаты уровня эмоционального интеллекта по шкалам у девушек

 

Как видно из рисунка 2, у большинства девушек также по всем шкалам уровень эмоционального интеллекта средний.

По шкале «межличностный эмоциональный интеллект» низкий уровень характерен для 29% девушек, что свидетельствует о том, что данные респонденты плохо способны к пониманию эмоционального состояния человека на основе внешних проявлений эмоций, а также плохо способны вызывать у других людей те или иные эмоции. По этой же шкале низкий уровень характерен для 14% девушек, что свидетельствует о том, что данные исследуемые очень хорошо способны к пониманию эмоционального состояния человека на основе внешних проявлений эмоций, а также очень хорошо способны вызывать у других людей те или иные эмоции.

По шкале «внутриличностный эмоциональный интеллект» низкий уровень характерен для 29% девушек, что говорит о том, то данные исследуемые плохо способны к пониманию своих эмоций и управлению своими эмоциями. По этой же шкале высокий уровень отсутствует, что говорит о том, что исследуемые девушки не способны очень хорошо понимать и управлять своими эмоциями.

 По шкале «понимание эмоций» низкий уровень характерен для 29% девушек, что говорит о том, то данные испытуемые плохо способны к пониманию своих и чужих эмоций. По этой же шкале высокий уровень отсутствует, что свидетельствует о том, что исследуемые девушки не способны очень хорошо понимать свои и чужие эмоции.

По шкале «управление эмоциями» низкий уровень характерен для 43% девушек, что свидетельствует о том, что почти половина данных респондентов плохо способны к управлению своими и чужими эмоциями. По этой же шкале высокий уровень характерен также для 14% девушек, что свидетельствует о том, что данные респонденты очень хорошо способны к управлению своими и чужими эмоциями.

При сравнении рисунка 1 и 2, количество девушек преобладает по таким шкалам как: межличностный эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект и понимание эмоций.

Следовательно, можно сказать о том, что девушки в большей степени, чем юноши  способны: понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса); осознавать свои эмоции: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию. Но при этом в равной степени с юношами способны: вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций; управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные; контролировать внешние проявления своих эмоций.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что большая часть девушек имеют средний уровень эмоционального интеллекта, чем юноши. Таким образом, гипотеза о том, что существуют гендерные особенности эмоционального интеллекта в студенческом возрасте подтвердилась.

 

Список литературы:
1 Андреева, И.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта в процессе психологического тренинга [Электронный ресурс] / И.Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь   взаиморазвития: Материалы 4 Международной научно-практической конференции : Санкт-Петербург, 10–11 апреля 2009 года. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский Институт Управления и права, 2009. – С. 24-26. – Режим доступа: https://andreeva.by/vozmozhnosti-razvitiya-emocionalnogo-intellekta-v-processe-psixologicheskogo-treninga.html  25.04.2022
2 Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / Андреева, И.Н. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с. 
3 Баурова, Ю.В. Развитие эмоционального интеллекта в обучении взрослых [Электронный ресурс] / Баурова, Ю.В. // Мир науки. Педагогика и психология. – 2016. – №4. – С. 6. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-v-obuchenii-vzroslyh 17.04.2022
4 Наймушина, Л.М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке [Электронный ресурс] / Наймушина, Л.М. // Педагогика: история, перспективы. – 2020. – №4. – С. 65-67. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-ponyatiya-emotsionalnyy-intellekt-v-psihologicheskoy-nauke 09.04.2022
5 Шнайдер, М.И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] / Шнайдер, М.И. // Гуманизация образования – 2016. – №4. – С. 59. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-issledovaniya-emotsionalnogo-intellekta 08.04.2022
6 Шнайдер, М.И. Проблема развития эмоционального интеллекта в условия коммуникативной реальности [Электронный ресурс] / Шнайдер, М.И. // Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве – 2016. – С. 161. – Режим доступа: http://library.isu.ru/ru/resources/e-library/conf_works_ISU/psy_soderzhanie/B-24.pdf 14.04.2022