ЗАВИСИМОСТЬ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ЗАЧАТЫХ С ПОМОЩЬЮ ЭКО, ОТ УРОВНЯ МИКРО- И МАКРОЭЛЕМЕНТОВ В ОРГАНИЗМЕ
Конференция: LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ЗАВИСИМОСТЬ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ЗАЧАТЫХ С ПОМОЩЬЮ ЭКО, ОТ УРОВНЯ МИКРО- И МАКРОЭЛЕМЕНТОВ В ОРГАНИЗМЕ
В настоящее время, в связи с возросшей популярностью такого метода преодоления бесплодия, как ЭКО, большое внимание уделяется исследованиям, сфокусированным на выявлении особенностей детей, зачатых подобным способом. Исследования сосредотачивают своё внимание на разных аспектах: это и состояние здоровья детей (Михеева Е. М., Пенкина Н. И. (2019) [2], Гаджимурадова Н. Д. и др., (2016) [3], Киселева М.А. (2016) [1], Малышкина А. И. и др., (2019) [6]), и особенности психического и когнитивного развития [5, 7, 10-11], и многое другое. Однако, исследования, посвященные особенностям когнитивного развития и факторам, влияющим на него, преимущественно проводятся в зарубежных странах. Лишь очень небольшая часть отечественных работ сфокусирована на данном аспекте, что приводит к определённому дефициту информации и обеспечивает высокую актуальность исследований в данном направлении.
Кроме того, результаты исследований, посвящённых всем аспектам ЭКО, очень противоречивы. Например, в исследовании Сурковой К.Л., Сергиенко А.А. и Зверевой Н.В., которое было посвящено особенностям когнитивного и речевого развития детей, было получено, что когнитивное развитие у большинства обследованных детей соответствует норме, но в некоторых случаях, наблюдались нарушения артикуляционного аппарата, крупной моторики, орального праксиса, а также некоторые речевые нарушения и функциональная недостаточность в двигательной сфере. [7] К выводу об отсутствии особенностей в развитии когнитивной сферы у детей, зачатых с помощью ЭКО, приходит также и Соловьева Е.В. [5] Однако, результаты исследования, проведённого Roychoudhury S., Lodha A. и их коллегами, демонстрируют, что недоношенные дети, зачатые с применением вспомогательных репродуктивных технологий, имеют больший риск развития когнитивных нарушений, чем дети, зачатые спонтанно. [10] В свою очередь Winter C., Van Acker F. с коллегами, в результате сравнения показателей развития познавательных функций детей, зачатых с применением ВРТ и спонтанно, пришли к выводу, что статистически значимых различий когнитивного развития и оценки IQ для вербального интеллекта не наблюдается. [11]
Как видно, результаты достаточно неоднозначны, что подтверждает необходимость более подробного изучения данного вопроса и выявления факторов, оказывающих влияние на развитие когнитивной сферы.
Известно, что на благополучное развитие всех систем организма влияет множество разных факторов. В раннем детстве наблюдается устойчивая взаимосвязь состояния здоровья и физического и нервно психического развития. Кроме того, нервно-психическое развитие (в частности функция речи) во многом зависит от таких факторов, как течение беременности, осложнения при родах, состояние здоровья ребёнка и др. [8, с. 7].
Уровень микро- и макроэлементов в организме является важным фактором, определяющим нормальное развитие. Минеральные вещества входят в состав всех тканей и клеток организма и участвуют в жизненно важных физиологических процессах. Известно, что недостаток микро- и макроэлементов в организме негативно влияет на развитие ребёнка, состояние его здоровья и нервную систему, особенно на ранних этапах. [4,9]
В связи с этим, целью нашего исследования, было выявление взаимосвязи когнитивного развития детей, зачатых с помощью ЭКО с уровнем микро- и макроэлементов в организме.
Гипотеза исследования: когнитивное развитие детей, зачатых с помощью экстракорпорального оплодотворения взаимосвязано со специфичным составом микро- и макроэлементов в организме.
В исследовании приняли участие 60 детей, возраст которых был равен 29 месяцам. Из них, 31 ребёнок был зачат с применением ЭКО, а 29 спонатанно.
Исследование когнитивных способностей было проведено с помощью Методики Parent Administered PARCA (исследовательский коллектив TEDs, 2002). В ней измерялись такие параметры, как: уровень развития пространственного мышления (в игре с кубиками), способность повторять движения за взрослым (моторная имитация), способность соотносить объекты и развитие двигательной сферы и основных навыков (к которым были отнесены способность одеваться и аккуратно есть). По каждому параметру был представлен ряд вопросов, ответы на которые было необходимо дать родителям.
Уровень содержания микроэлементов определялся с помощью анализа волос, который проводился лаборатории Dr. SKALNY laboratory. В результате, нами были получены данные о концентрации эссенциальных, условно-эссенциальных и токсичных элементов в организме детей.
При обработке результатов, в программе SPSS Statistics 23, был использован U-критерий Манна-Уитни и коэффициент корреляции Спирмена.
В таблице 1 представлены результаты сравнительного анализа концентраций микро- и макроэлементов у детей, зачатие которых проводилось с использованием ВРТ и естественным путём. При использовании критерия Манна-Уитни, статистически значимые различия были выявлены в уровне, ртути, кобальта, магния, железа, хрома, лития, кальция и алюминия. Подобные выводы можно сделать, опираясь на уровень значимости по критерию (p), который ниже критического (0,05).
Таблица 1
Сравнение концентрации микро- и макроэлементов у детей, зачатых с помощью ЭКО и естественным путём
Элемент |
U-Манна-Уитни |
p |
Кальций |
273,5 |
0,009 |
Магний |
266,5 |
0,007 |
Железо |
266 |
0,007 |
Кобальт |
314,5 |
0,046 |
Хром |
306,5 |
0,034 |
Литий |
272,5 |
0,009 |
Алюминий |
291 |
0,019 |
Ртуть |
268,5 |
0,007 |
В таблице 2 представлены результаты анализа взаимосвязи уровня микро-и макроэлементов с показателями когнитивного развития и здоровья у детей, зачатых с помощью ЭКО. Анализ проводился с использованием критерия Спирмена, в таблице представлены уровни значимости по критерию и коэффициенты корреляции. Уровень значимости позволяет сделать выводы о наличии или отсутствии статистически значимой взаимосвязи между параметрами, а коэффициент корреляции о силе и направлении этой связи.
Таблица 2
Взаимосвязь концентрации микро- и макроэлементов у детей, зачатых с помощью ЭКО и показателями когнитивного развития и здоровья
|
|
Игра с кубиками |
Моторная имитация |
Сенсорное развитие |
Движение |
Навыки |
Медь |
Коэффициент |
0,315 |
0,274 |
0,369 |
0,119 |
-0,047 |
p-значение |
0,084 |
0,137 |
0,041 |
0,525 |
0,802 |
|
Селен |
Коэффициент |
-0,373 |
-0,338 |
-0,124 |
-0,020 |
-0,135 |
p-значение |
0,039 |
0,063 |
0,505 |
0,914 |
0,468 |
|
Литий |
Коэффициент |
-0,282 |
-0,385 |
-0,362 |
-0,125 |
-0,253 |
p-значение |
0,124 |
0,033 |
0,045 |
0,502 |
0,170 |
|
Олово |
Коэффициент |
-0,136 |
0,214 |
-0,040 |
-0,377 |
-0,116 |
p-значение |
0,467 |
0,248 |
0,832 |
0,037 |
0,534 |
|
Ртуть |
Коэффициент |
0,282 |
0,386 |
0,413 |
0,212 |
0,383 |
p-значение |
0,124 |
0,032 |
0,021 |
0,251 |
0,034 |
|
Кадмий |
Коэффициент |
-0,113 |
0,101 |
-0,160 |
-0,460 |
-0,128 |
p-значение |
0,544 |
0,588 |
0,389 |
0,009 |
0,494 |
В результате, были выявлены взаимосвязи между: параметром “Игра в кубики” и концентрацией селена (p=0,039); параметром “Моторная имитация” и содержанием лития (p=0,033) и ртути (p=0,032); сенсорным развитием и уровнем меди (p=0,041), лития (p=0,045) и ртути (p=0,021); параметром “Движения” и концентрацией олова (p=0,037) и кадмия (p=0,009); параметром “Навыки” и содержанием ртути (p=0,034). Сила связи, однако, по всем этим параметрам является слабой. Наиболее сильной является отрицательная связь между параметром “Движение” и уровнем кадмия в организме (-0,460).
Вывод. В процессе исследования нам удалось выявить некоторые интересные взаимосвязи между содержанием микро- и макроэлементов в организме и показателями когнитивного развития. Также выяснилось, что способ зачатия оказывает существенное влияние на концентрацию некоторых веществ, что не может не отразиться на различных показателях как здоровья, так и когнитивного развития. Полученные данные только подтверждают необходимость более тщательного изучения различных аспектов развития детей, зачатых с помощью ЭКО, поскольку для вынесения точного вердикта о влиянии способа зачатия на здоровье и развитие ребёнка, требуется учесть все факторы, которые могут сыграть свою роль и внести погрешности в результаты.