ЗАВИСИМОСТЬ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ЗАЧАТЫХ С ПОМОЩЬЮ ЭКО, ОТ УРОВНЯ МИКРО- И МАКРОЭЛЕМЕНТОВ В ОРГАНИЗМЕ
Конференция: LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов


участников



LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ЗАВИСИМОСТЬ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ЗАЧАТЫХ С ПОМОЩЬЮ ЭКО, ОТ УРОВНЯ МИКРО- И МАКРОЭЛЕМЕНТОВ В ОРГАНИЗМЕ
В настоящее время, в связи с возросшей популярностью такого метода преодоления бесплодия, как ЭКО, большое внимание уделяется исследованиям, сфокусированным на выявлении особенностей детей, зачатых подобным способом. Исследования сосредотачивают своё внимание на разных аспектах: это и состояние здоровья детей (Михеева Е. М., Пенкина Н. И. (2019) [2], Гаджимурадова Н. Д. и др., (2016) [3], Киселева М.А. (2016) [1], Малышкина А. И. и др., (2019) [6]), и особенности психического и когнитивного развития [5, 7, 10-11], и многое другое. Однако, исследования, посвященные особенностям когнитивного развития и факторам, влияющим на него, преимущественно проводятся в зарубежных странах. Лишь очень небольшая часть отечественных работ сфокусирована на данном аспекте, что приводит к определённому дефициту информации и обеспечивает высокую актуальность исследований в данном направлении.
Кроме того, результаты исследований, посвящённых всем аспектам ЭКО, очень противоречивы. Например, в исследовании Сурковой К.Л., Сергиенко А.А. и Зверевой Н.В., которое было посвящено особенностям когнитивного и речевого развития детей, было получено, что когнитивное развитие у большинства обследованных детей соответствует норме, но в некоторых случаях, наблюдались нарушения артикуляционного аппарата, крупной моторики, орального праксиса, а также некоторые речевые нарушения и функциональная недостаточность в двигательной сфере. [7] К выводу об отсутствии особенностей в развитии когнитивной сферы у детей, зачатых с помощью ЭКО, приходит также и Соловьева Е.В. [5] Однако, результаты исследования, проведённого Roychoudhury S., Lodha A. и их коллегами, демонстрируют, что недоношенные дети, зачатые с применением вспомогательных репродуктивных технологий, имеют больший риск развития когнитивных нарушений, чем дети, зачатые спонтанно. [10] В свою очередь Winter C., Van Acker F. с коллегами, в результате сравнения показателей развития познавательных функций детей, зачатых с применением ВРТ и спонтанно, пришли к выводу, что статистически значимых различий когнитивного развития и оценки IQ для вербального интеллекта не наблюдается. [11]
Как видно, результаты достаточно неоднозначны, что подтверждает необходимость более подробного изучения данного вопроса и выявления факторов, оказывающих влияние на развитие когнитивной сферы.
Известно, что на благополучное развитие всех систем организма влияет множество разных факторов. В раннем детстве наблюдается устойчивая взаимосвязь состояния здоровья и физического и нервно психического развития. Кроме того, нервно-психическое развитие (в частности функция речи) во многом зависит от таких факторов, как течение беременности, осложнения при родах, состояние здоровья ребёнка и др. [8, с. 7].
Уровень микро- и макроэлементов в организме является важным фактором, определяющим нормальное развитие. Минеральные вещества входят в состав всех тканей и клеток организма и участвуют в жизненно важных физиологических процессах. Известно, что недостаток микро- и макроэлементов в организме негативно влияет на развитие ребёнка, состояние его здоровья и нервную систему, особенно на ранних этапах. [4,9]
В связи с этим, целью нашего исследования, было выявление взаимосвязи когнитивного развития детей, зачатых с помощью ЭКО с уровнем микро- и макроэлементов в организме.
Гипотеза исследования: когнитивное развитие детей, зачатых с помощью экстракорпорального оплодотворения взаимосвязано со специфичным составом микро- и макроэлементов в организме.
В исследовании приняли участие 60 детей, возраст которых был равен 29 месяцам. Из них, 31 ребёнок был зачат с применением ЭКО, а 29 спонатанно.
Исследование когнитивных способностей было проведено с помощью Методики Parent Administered PARCA (исследовательский коллектив TEDs, 2002). В ней измерялись такие параметры, как: уровень развития пространственного мышления (в игре с кубиками), способность повторять движения за взрослым (моторная имитация), способность соотносить объекты и развитие двигательной сферы и основных навыков (к которым были отнесены способность одеваться и аккуратно есть). По каждому параметру был представлен ряд вопросов, ответы на которые было необходимо дать родителям.
Уровень содержания микроэлементов определялся с помощью анализа волос, который проводился лаборатории Dr. SKALNY laboratory. В результате, нами были получены данные о концентрации эссенциальных, условно-эссенциальных и токсичных элементов в организме детей.
При обработке результатов, в программе SPSS Statistics 23, был использован U-критерий Манна-Уитни и коэффициент корреляции Спирмена.
В таблице 1 представлены результаты сравнительного анализа концентраций микро- и макроэлементов у детей, зачатие которых проводилось с использованием ВРТ и естественным путём. При использовании критерия Манна-Уитни, статистически значимые различия были выявлены в уровне, ртути, кобальта, магния, железа, хрома, лития, кальция и алюминия. Подобные выводы можно сделать, опираясь на уровень значимости по критерию (p), который ниже критического (0,05).
Таблица 1
Сравнение концентрации микро- и макроэлементов у детей, зачатых с помощью ЭКО и естественным путём
| 
 Элемент  | 
 U-Манна-Уитни  | 
 p  | 
| 
 Кальций  | 
 273,5  | 
 0,009  | 
| 
 Магний  | 
 266,5  | 
 0,007  | 
| 
 Железо  | 
 266  | 
 0,007  | 
| 
 Кобальт  | 
 314,5  | 
 0,046  | 
| 
 Хром  | 
 306,5  | 
 0,034  | 
| 
 Литий  | 
 272,5  | 
 0,009  | 
| 
 Алюминий  | 
 291  | 
 0,019  | 
| 
 Ртуть  | 
 268,5  | 
 0,007  | 
В таблице 2 представлены результаты анализа взаимосвязи уровня микро-и макроэлементов с показателями когнитивного развития и здоровья у детей, зачатых с помощью ЭКО. Анализ проводился с использованием критерия Спирмена, в таблице представлены уровни значимости по критерию и коэффициенты корреляции. Уровень значимости позволяет сделать выводы о наличии или отсутствии статистически значимой взаимосвязи между параметрами, а коэффициент корреляции о силе и направлении этой связи.
Таблица 2
Взаимосвязь концентрации микро- и макроэлементов у детей, зачатых с помощью ЭКО и показателями когнитивного развития и здоровья
| 
 
  | 
 
  | 
 Игра с кубиками  | 
 Моторная имитация  | 
 Сенсорное развитие  | 
 Движение  | 
 Навыки  | 
| 
 Медь  | 
 Коэффициент  | 
 0,315  | 
 0,274  | 
 0,369  | 
 0,119  | 
 -0,047  | 
| 
 p-значение  | 
 0,084  | 
 0,137  | 
 0,041  | 
 0,525  | 
 0,802  | 
|
| 
 Селен  | 
 Коэффициент  | 
 -0,373  | 
 -0,338  | 
 -0,124  | 
 -0,020  | 
 -0,135  | 
| 
 p-значение  | 
 0,039  | 
 0,063  | 
 0,505  | 
 0,914  | 
 0,468  | 
|
| 
 Литий  | 
 Коэффициент  | 
 -0,282  | 
 -0,385  | 
 -0,362  | 
 -0,125  | 
 -0,253  | 
| 
 p-значение  | 
 0,124  | 
 0,033  | 
 0,045  | 
 0,502  | 
 0,170  | 
|
| 
 Олово  | 
 Коэффициент  | 
 -0,136  | 
 0,214  | 
 -0,040  | 
 -0,377  | 
 -0,116  | 
| 
 p-значение  | 
 0,467  | 
 0,248  | 
 0,832  | 
 0,037  | 
 0,534  | 
|
| 
 Ртуть  | 
 Коэффициент  | 
 0,282  | 
 0,386  | 
 0,413  | 
 0,212  | 
 0,383  | 
| 
 p-значение  | 
 0,124  | 
 0,032  | 
 0,021  | 
 0,251  | 
 0,034  | 
|
| 
 Кадмий  | 
 Коэффициент  | 
 -0,113  | 
 0,101  | 
 -0,160  | 
 -0,460  | 
 -0,128  | 
| 
 p-значение  | 
 0,544  | 
 0,588  | 
 0,389  | 
 0,009  | 
 0,494  | 
В результате, были выявлены взаимосвязи между: параметром “Игра в кубики” и концентрацией селена (p=0,039); параметром “Моторная имитация” и содержанием лития (p=0,033) и ртути (p=0,032); сенсорным развитием и уровнем меди (p=0,041), лития (p=0,045) и ртути (p=0,021); параметром “Движения” и концентрацией олова (p=0,037) и кадмия (p=0,009); параметром “Навыки” и содержанием ртути (p=0,034). Сила связи, однако, по всем этим параметрам является слабой. Наиболее сильной является отрицательная связь между параметром “Движение” и уровнем кадмия в организме (-0,460).
Вывод. В процессе исследования нам удалось выявить некоторые интересные взаимосвязи между содержанием микро- и макроэлементов в организме и показателями когнитивного развития. Также выяснилось, что способ зачатия оказывает существенное влияние на концентрацию некоторых веществ, что не может не отразиться на различных показателях как здоровья, так и когнитивного развития. Полученные данные только подтверждают необходимость более тщательного изучения различных аспектов развития детей, зачатых с помощью ЭКО, поскольку для вынесения точного вердикта о влиянии способа зачатия на здоровье и развитие ребёнка, требуется учесть все факторы, которые могут сыграть свою роль и внести погрешности в результаты.

