Статья:

Специфика копинг-стратегий в подростковом возрасте

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Малявина Е.А. Специфика копинг-стратегий в подростковом возрасте // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Специфика копинг-стратегий в подростковом возрасте

Малявина Елена Александровна
магистрант, ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И.А. Бунина», РФ, г. Елец
Меренкова Вера Сергеевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И.А. Бунина», РФ, г. Елец

 

Набор жизненных обстоятельств, как и репертуар способов их разрешения могут существенно меняться на протяжении жизненного пути человека. Начало подросткового возраста характеризуется появлением рада специфических черт, главными из которых являются стремление к налаживанию отношений со сверстниками, желанием утвердить собственную независимость, самостоятельность, личностную автономию. Традиционно переходный возраст разбирается как период отчуждения от взрослых. В этом возрасте у подростков ярко выражены не только стремления противопоставить себя взрослым и отстаивание своей независимости, но и ожидание поддержки, помощи и защиты от них. Важнейшим фактором психологического развития в этом возрасте является общение со сверстниками, которое в свою очередь является ведущим видом деятельности в этот период. Подросток стремиться занять удоволетворяющее его положение в кругу сверстников, которое будет отвечать его требованиям. Чаще всего это сопровождается повышенной комфортностью к нормам и ценностям группы сверстников [2, с. 41–70].

Главное личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Кроме того, в подростковом возрасте еще активно продолжается процесс обучения способам психологического преодоления жизненных трудностей, особая роль в успешности которого принадлежит особым эмоционально поддерживающим взаимоотношениям со стороны значимых взрослых [2, с. 41–70].

Копинг-стратегии, согласно А. Маслоу [3, с. 52] – это форма поведения, которая предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. Подводя итог о копинг-стратегиях, подчеркнем, что, во-первых, ассоциация копинг-стратегий со стилями поведения личности во внешнем конфликте, во-вторых, копинг-стратегии поведения являются основой психологических защит в конфликтной ситуации, в-третьих, копинг-стратегии находятся в зависимости от основных психологических типов личности.

Проведенный теоретический анализ позволил заключить, что важную роль в подростковом возрасте играет социальная поддержка. В этот период идет интенсивный процесс обучения способам психологического преодоления жизненных трудностей, и главную роль в успешности данного процесса играет совместная деятельность со взрослым.

Копинг-поведение подростков по сей день недостаточно хорошо исследовано, но нам удалось выделить несколько особенностей совладающего поведения у подростков:

1.  В подростковом возрасте механизмы преодоления стресса носят динамический и транзиторный характер, обеспечивают развитие индивида, способствуют или препятствуют включению биологических и социальных факторов риска развития поведенческих, психосоматических и психических нарушений.

2.  Наиболее четко измеряемым уровнем реализации механизмов преодоления стресса у подростков является поведенческий уровень.

3.  Для подростков предпочтительными являются специфические виды копинга, призванные обратить на себя внимание взрослого, так как в силу своих возможностей самостоятельно решить проблему он еще не может.

4.  Позитивная Я – концепция, интернальный локус контроля, мотивация достижения, оптимизм существенно определяют такую стабильную личностную характеристику, как общая самоэффективность, отражающую веру подростка в свою способность преодолевать трудности.

С целью выявления специфики копинг-стратегий в подростковом возрасте нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 60 подростков (средний возраст 13,1±1,7), из них 30 девочек и 30 мальчиков. Исследования проводились на базе МОУ СОШ г. Елец Липецкой области.

В качестве диагностического инструментария для выявления преобладающих копинг-стратегий в подростковом возрасте были выбраны следующие:

·       Для определения доминирующей копинг-стратегии: Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазарус, С. Фолкман [4, с. 93–112].

·       Для определения другого вида копинг-стратегии и подтверждения ранее полученных результатов: Индикатор копинг-стратегий Д. Амирхан [1, с. 416–419].

Математический анализ данных проводился с использованием статистического пакета SPSS Statictics (версия 17). Была проведена описательная статистика (среднее арифметическое, стандартное отклонение).

Сравнительный анализ статистических данных, полученных по результатам проведения опросника «Способы совладающего поведения» представлены в Таблице 1. Анализируя полученные данные, следует отметить, что большинство подростков ориентированы на поиск социальной поддержки. В переходном возрасте происходит снижение зависимости от взрослых, однако, судя по результатам исследования, мы видим, что социальная поддержка не утрачивает своей роли. Если адресатом помощи у младшего школьника были взрослые, то в подростковом возрасте эту роль на себя берут сверстники. Также «поиск социальной поддержки» свидетельствует об их уверенности в том, что в трудных жизненных ситуациях им окажут помощь близкие люди: родители, друзья, учителя.

На втором месте – «принятие ответственности» и «планирование решений». Данные копинг-стратегии проявляются в умении анализировать ситуацию и учитывать прошлый свой опыт.

Таблица 1.

Среднегрупповые значения по предпочтительности копинг-стратегий среди подростков

Конфронтационный копинг

45,15 ±16,6

Дистанцирование

46,6±14,8

Самоконтроль

47,9±16,2

Поиск социальной поддержки

58,6±20,2

Принятие ответственности

52,9±20,1

Бегство

51,2±19,4

Планирование решения проблемы

53,4±16,9

Положительная переоценка

43,4±16,3

 

Копинг-стратегия «принятие ответственности» считается более действенной стратегией совладающего поведения в стрессовых ситуациях или жизненных трудностях, ее используют наибольшое количество испытуемых. Это может быть обусловлено тем, что у всесторонне развитых подростков достаточно навыков для использования данной стратегии. Однако на эту копинг-стратегию тратится гораздо больше ресурсов человека, нежели на остальные.

Суть такой копинг-стратегии, как «планирование решений» состоит в выработке точного плана по устранению или решению проблемы и четкому следованию ему. Но когда ситуация находится вне наших пределов возможности ее контролировать, эта стратегия является неэффективной.

Третье место занимает такая копинг-стратегия, как «бегство». Оно может проявлять в отрицании проблемы, фантазировании, неоправданных ожиданий и вспышек раздражительности.

Значительно меньше подростки ориентированы на положительную переоценку. Также на одном уровне находятся: самоконтроль, дистанцирование и конфронтационный копинг.

Далее нами были проанализированы результаты по методике «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, которые позволили выявить конструктивные (разрешение проблем и поиск социальной поддержки) и неконструктивные (избегание проблем) механизмы совладающего поведения. Полученные данные представлены в Таблице 2.

Таблица 2.

Среднегрупповые значения выраженности копинг-стратегий у испытуемых (по методике «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана)

Решение проблем

Поиск социальной поддержки

Избегание проблем 

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

20±8,4

22,2±5,4

18,5±3,5

27,6±3,21

24,6±4,8

21,2±5,1

25,5±2,1

23,2±55

22±7,5

21,2±4,4

19,7±5,6

23,5±3,3

19±7,07

18,8±3,4

17,3±4,1

22,7±2,06

19,6±4,2

21,8±4,2

 

Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что наиболее распространенным базисным копинг-поведением среди подростков является такая стратегия, как «поиск социальной поддержки». По этой шкале среди подростков было выявлено 7% испытуемых с высоким уровнем и 7% с очень низким уровнем, с низким уровнем – 20% и самое большое количество подростков (66%) находятся на среднем уровне шкалы «поиск социальной поддержки».

На втором месте по частоте использования находится такая стратегия совладающего поведения, как «решение проблем». Ориентированность именно на эту стратегию позволяет конструктивно адаптироваться к трудностям, которые характерны для подросткового возраста. По этой шкале среди подростков было выявлено 8% с высоким уровнем, 10% с очень низким, 32% с низким и 50% со средним уровнем.

И наименее распространенной, по результатам проведенного исследования среди подростков, является копинг-стратегия «избегание проблем». По этой шкале среди подростков было выявлено 3% с высокого уровня, 6% с очень низким уровнем, 19% со среднем и 32% с низким уровнем совладающего поведения.

Таким образом, на основе теоретического анализа и проведенного нами эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

Во-первых, проведенный теоретический анализ позволил заключить, что важную роль в подростковом возрасте играет социальная поддержка, при этом результаты нашего исследования полностью подтвердили данный факт. То есть, не смотря на то, что в подростковом возрасте происходит снижение зависимости от взрослых, доминирующей копинг-стратегией по результатам обеих методик является «поиск социальной поддержки».

Во-вторых, по частоте использования стратегии совладающего поведения «принятие ответственности» и «планирование решений» занимают второе место по результатам обеих методик.

В-третьи, по результатам опросника «Способы совладающего поведения», можно выделить копинг-стратегию, которая одинаково часто применима подростками – «самоконтроль».

И наконец, наименее распространенной среди подростков, является копинг-стратегия «избегание проблем».

 

Список литературы:
1. Амирхан Д. Методика «Индикатор копинг–стратегий» / Д. Амирхан // Психология индивидуальных различий. – М., 2006. – С. 416–419.
2. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2009. – С. 41–70.
3. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2008. – С. 52.
4. Крюкова Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк // Журнал практического психолога. – М., 2007. № 3. – С. 93–112.