Статья:

ОСОБЕННОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО КЛИМАТА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Архипова Ю.Е. ОСОБЕННОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО КЛИМАТА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 4(271). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/271/144455 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОГО КЛИМАТА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

Архипова Юлия Евгеньевна
магистрант, Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, РФ, г. Тамбов

 

Проблема специфики работы педагога – психолога поднималась и изучалась многими исследователями отечественной и зарубежной науки. По этой теме было написано множество научной литературы, создана большая теоретическая база. Каждый ученый по-разному смотрит на эту проблему, однако все сходятся во мнении, что именно этот специалист играет большую роль в становлении и самореализации личности участников образовательного учреждения, что в свою очередь положительно влияет на психологически –безопасную среду класса.

Отметим, что в условиях современного мира вопрос психологической безопасности играет большую роль как в жизни определенного человека, так и в коллективе в принципе. В условиях современной России с каждым годом повышается требование к системе образования. В настоящее время, по мнению Министерства образования РФ, требуется качественная перестройка как всей парадигмы обучения, так и всех её составляющих. Соответственно, эти изменения будут касаться условий существования каждой отдельно взятой личности и социокультурной обстановки. Эти изменения, на наш взгляд, необходимы, поскольку из – за различных общественно-политических, экономических и общественных проблем, которые в настоящее время происходят в нашем обществе, меняются и усложняются условия жизни людей, нарушается коммуникация между ними, что негативно влияет на становление отдельного индивида. К сожалению, наиболее восприимчивы к этим проблемам являются дети, поскольку их личность только начинает формироваться. Из – за разницы взглядов на одну и ту же общественно – политическую проблему ученики чаще всего сталкиваются с травлей, непониманием, запугиванием и т.д. Поэтому школа обязана обеспечить школьникам такие условия, в которых участники образовательного процесса будут чувствовать себя в безопасности от различных негативных факторов социального мира.

Термин «психологическая безопасность» в условиях современности все чаще используется различными психологами, которые придают ему большое значение. Психологическая безопасность, по мнению И. А. Баевой может рассматриваться как «положение эмоциональной безопасности, как умение лица и окружающей сферы отображать негативные влияния» [1].

К факторам психологической безопасности образовательного учреждения ученые относят следующие положения:

  1. Отсутствие эмоционального насилия над обучающимся (травля, запугивания, оскорбления и т. д);
  2. Удовлетворенность учеников условиями образовательного учреждения;
  3. Объективное отношение учителя к ученикам (учитель дает возможность высказывать свое мнение, прислушивается к нему, поддерживает дружелюбную атмосферу в классе);
  4. Увлеченность учащихся учебным процессом;
  5. Вовлеченность родителей в процесс обучения своего ребенка и заинтересованность в их жизни за пределами образовательного учреждения (формирование психически здоровой личности ребенка – трудоемкий и непрерывный процесс, который не должен прекращаться с уходом ребенка из школы. Если родители вместе с педагогами объединят усилия, направленные на реализацию воспитательного процесса, то создания психологически безопасного климата в классе будет проще добиться.).

Психологическая безопасность тесно связана с определенными характеристиками личности, которые влияют на ее самореализацию в социуме. Марчукова С.Ф относит к ним «личностную зрелость, способность к рефлексии, адаптивность, навыки саморегуляции, коммуникативные способности (умение взаимодействовать в коллективе, тактичность, внимательность, уважительное отношение к другим, умение оказывать и принимать помощь и др.)» [3, с.84].

Однако психологическая безопасность, как и любые другие виды психологических условий, может подвергаться различным рискам и угрозам со стороны окружающего мира. К факторам риска в учебном заведении ученые относят следующие позиции: низкий уровень скорости протекания психических процессов среди учеников или преподавателей; отсутствие профилактической работы; недостаток сотрудников; неудовлетворенность учебным процессом; отсутствие необходимого воспитания, навыков и умений среди учащихся. Главной угрозой, которая может разрушить психологически безопасный микроклимат в классе, может стать отсутствие понимания и коммуникации как между учащимися, так и между педагогом и учеником. Педагог – психолог как никто другой должен понимать важность пресечения этих рисков и угроз в воспитательно-образовательный процесс. В противном случае неудовлетворенность условиями образовательной среды может привести к развитию девиантного поведения среди подростков, что скажется на их успеваемости, физическом и эмоциональном здоровье.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что психологически безопасный климат в учебном заведении – необходимое условие для психосоциального благосостояния участников образовательного процесса. Соответственно, для поддержания этого климата требуется специально обученный высококвалифицированный специалист, который может обеспечить психологическую безопасность образовательной среды, при этом имеющий способность самостоятельно защитить себя от негативных факторов внешней среды. Педагог-психолог должен придерживаться определенного принципиального регламента при осуществлении своего профессионального долга: соблюдение моральных общепризнанных мер, поддержание конфиденциального характера общения между психологом и участником образовательного процесса, оказание психологической поддержки обучающимся и учителям и т. д.

По мнению И.А. Баевой, «общими принципами психологически безопасной образовательной среды являются:

  1. формирование субъект-субъектных отношений;
  2. сотрудничество как совместная деятельность, общение и взаимопонимание, взаимная поддержка;
  3. субъектность и диалогизация отношений, становление личностных связей между участниками учебного процесса, отношений искренности и подлинности;
  4. уважительное, доброжелательное отношение к личности» [1].

«Задачей социально-психологической практики в системе образования является защита общества от новых проблем, а отсюда вытекают важнейшие направления работы по созданию психологически безопасной и комфортной образовательной среды» [2, с. 303].

  1. Психологическая профилактика – система мероприятий, направленная на предупреждение психосоматических заболеваний, а также девиантного поведения. Психологическая профилактика ставит перед собой следующие задачи:
  • Построение отношений между педагогом и родителями;
  • Создание благоприятного социально-психологического климата в классе;
  • Проведение работы с детьми по осознанию профессиональных сфер, в которых они могли бы реализовать свои способности и знания;
  • Предупреждение различных осложнений в психическом здоровье участника образовательного процесса и становление личности в связи с переходом на следующую возрастную ступень.

Эти задачи могут быть реализованы благодаря следующим формам работы: проектирование безопасного климата учебного заведения, информирование, обучение социально необходимым навыкам поведения, пресечение всевозможных рисков и угроз, негативно влияющих на создание психологически – безопасной среды и т.д.

  1. Психологические консультации – вид деятельности педагога, направленных на оказание психологической помощи учащимся, родителям и учителям в разрешении возникающих проблем [2, с.303];
  2. Коррекция отклоняющегося поведения – комплекс мероприятий, направленный на исправление особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели;
  3. Психологическая реабилитация – снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов;
  4. Активное социально-психологическое обучение (АСПО) – психолого-педагогическая форма выработки и совершенствования умений и навыков взаимодействия в обществе, осуществляемая в условиях групповой учебно-тренировочной деятельности. Отношения в этой группе при этом являются моделью отношений в социуме.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что деятельность педагога – психолога очень важна в условиях современного мира. Различные направления этой профессии способны спроектировать психологически безопасную среду образовательного учреждения.

 

Список литературы:
1. Баева И.А. Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека / И.А. Баева [Электронный ресурс].– Режим доступа:
http://ruscenter.ru/netcat_files/multifile/2416/_Psihologicheskaya_zaschischennost__i_psihologicheskaya_bezopasnost__sovremennogo_cheloveka___text_i_audiozapis_vystupleniya_Baeva_I._A.pdf (дата обращения: 26.01.2024).
2. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова [и др.]; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. 
3. Марчукова С.Ф. Психология безопасности: учеб. пособие / С.Ф. Марчукова. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2016.  
4. Непрокина И.В. Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, мониторинг: учеб. пособие / И.В. Непрокина, О.П. Болотникова, А.А. Ошкина. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012.