Особенности патологии эмоционально – волевой сферы
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(132)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(132)
Особенности патологии эмоционально – волевой сферы
Анализ нарушений эмоционального развития в рамках уровневой модели позволяет выявлять механизмы возникновения и развития патологических явлений, их структуру.
Рассмотрение взаимодействия уровней эмоциональной регуляции в процессе развития позволяет выявлять наиболее дефицитарные элементы системы и компенсаторные возможности.
Анализ эмоциональной патологии в рамках уровневой модели возможен по нескольким направлениям. Во-первых, характеристика работы отдельных уровней в рамках их гипер- или гипофункции. Во-вторых, рассмотрение координационных процессов в системе эмоциональной регуляции.
Выделяется два основных типа нарушений в работе отдельных уровней эмоциональной системы: их гипер - или гипердинамия (Лебединский и др., 1990). Патология эмоциональной сферы может быть представлена широким спектром нарушений от легких форм дисфункции отдельных уровней до тяжелых повреждений структуры всей системы эмоциональной регуляции и выпадения отдельных ее механизмов.
Уровень, находящийся в состоянии гипо- или гипердинамии, может нарушить координационные процессы, а в самых тяжелых случаях перестроить их таким образом, что остальные уровни теряют свое самостоятельное значение и начинают обслуживать дефектный уровень.
Соотношение развития отдельных уровней эмоциональной регуляции может быть представлено в виде профиля развития эмоциональной регуляции (Лебединский, Бардышевская, 2002). В патологии такой профиль может; быть дискоординированным (с преобладанием элементов искажения), сниженным (с преобладанием элементов недоразвития), а также неустойчивым (с неустойчивыми координациями между уровнями).
Нарушение работы отдельно взятого уровня может выражаться в том, что тоническая Функция уровня начинает преобладать над смысловой, т.е. механизмы данного уровня теряют свое приспособительное значение и начинают работать по принципу аутостимуляции (Лебединский и др., 1990). На первом уровне это будет выражаться в проявлениях неизбирательной сенсорной жажды, когда ребенок фиксирован на получении удовольствия от смены любых сенсорных ощущений, что в крайнем варианте приводит к возникновению синдрома уходов и бродяжничества. На втором уровне - в стремлении получать максимум положительных ощущений от удовлетворения физиологической потребности (всеядность, жадность, неразборчивость в средствах удовлетворения). На третьем - постоянная стимуляция ощущений риска и других острых ощущений. На четвертом - неизбирательное стремление к общению, когда удовольствие от непосредственного процесса общения значит для ребенка больше, чем его содержательная составляющая.
На пятом - аутостимуляторный характер приобретает символическая активность ребенка.
Проблема усиления тонической функции механизмов эмоциональной регуляции различных уровней и приобретения ими аутостимуляторной направленности приобретает особое значение в условиях депривации. В норме существует баланс тонизирования внешней средой и аутостимуляцией, в условиях депривации роль аутостимуляции значительно возрастает. Мы можем предполагать, что в условиях депривации тоническая составляющая функционирования некоторых уровней эмоциональной регуляции будет усиливаться в ущерб реализации смысловых задач этих уровней.
Нарушения на отдельно взятом уровне в большинстве случаев приводят к дисбалансу всей системы. В.В. Лебединский выделяет следующие варианты нарушения координационных процессов в системе эмоциональной регуляции:
- Сдвиг пропорции в развитии уровней. При гиперфункции отдельного уровня усиление механизмов этого уровня приводит к недоразвитою механизмов других уровней. При гипофункции отдельного уровня все остальные уровни выполняют функцию компенсации; при этом они не имеют адекватных механизмов для разрешения данной задачи, что приводит к перегрузке системы и дезадаптации.
- Деформация смысловой структуры уровней. Смысловые задачи одного из уровней выдвигаются на передний план. Остальные уровни начинают работать на решение смысловых задач дефектного уровня.
- 'Функциональный распад смысловых взаимосвязей эмоциональной сферы. Возникает дисбаланс между смысловой и тонической функциями дефектного уровня. Дефектный уровень начинает работать в основном на осуществление тонической функции, на получение удовольствия и подчиняет этой тенденции другие уровни.
В результате действия координационных процессов в системе эмоциональной регуляции возникает целый ряд частных и интегративных новообразований. Несвоевременное их развитие или полное выпадение ведет к искажению развития. Роль частных новообразований не менее важна, поскольку их накопление и координация обеспечивают качественные скачки в аффективном развитии (появление интегративных новообразований). Некоторые частные новообразования являются сквозными и участвуют в формировании различных интегративных новообразований первых лет.
В условиях эмоциональной депривации многие частные новообразования оказываются недостаточно сформированными.
Это приводит к тому, что в периоды активной трансформации поведения (возрастные кризисы) возникает дополнительная нагрузка на систему эмоциональной регуляции, связанная с задачей интеграции недостаточных (дефектных) частных новообразований.