Статья:

Особенности патологии эмоционально – волевой сферы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(132)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Абдулвагабова Ф. Особенности патологии эмоционально – волевой сферы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 39(132). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/132/81352 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности патологии эмоционально – волевой сферы

Абдулвагабова Ф.А
магистрант Дагестанского Государственного Педагогического Университета, РФ, г. Махачкала
Гаджиева Джамиля Пайзутдиновна
научный руководитель, канд. психол. наук, Дагестанского Государственного Педагогического Университета, РФ, г. Махачкала

 

Анализ нарушений эмоционального развития в рамках уровневой модели позволяет выявлять механизмы возникновения и развития патологических явлений, их структуру.

Рассмотрение взаимодействия уровней эмоциональной регуляции в процессе развития позволяет выявлять наиболее дефицитарные элементы системы и компенсаторные возможности.

Анализ эмоциональной патологии в рамках уровневой модели возможен по нескольким направлениям. Во-первых, характеристика работы отдельных уровней в рамках их гипер- или гипофункции. Во-вторых, рассмотрение координационных процессов в системе эмоциональной регуляции.

Выделяется два основных типа нарушений в работе отдельных уровней эмоциональной системы: их гипер - или гипердинамия (Лебединский и др., 1990). Патология эмоциональной сферы может быть представлена широким спектром нарушений от легких форм дисфункции отдельных уровней до тяжелых повреждений структуры всей системы эмоциональной регуляции и выпадения отдельных ее механизмов.

Уровень, находящийся в состоянии гипо- или гипердинамии, может нарушить координационные процессы, а в самых тяжелых случаях перестроить их таким образом, что остальные уровни теряют свое самостоятельное значение и начинают обслуживать дефектный уровень.

Соотношение развития отдельных уровней эмоциональной регуляции может быть представлено в виде профиля развития эмоциональной регуляции (Лебединский, Бардышевская, 2002). В патологии такой профиль может; быть дискоординированным (с преобладанием элементов искажения), сниженным (с преобладанием элементов недоразвития), а также неустойчивым (с неустойчивыми координациями между уровнями).

Нарушение работы отдельно взятого уровня может выражаться в том, что тоническая Функция уровня начинает преобладать над смысловой, т.е. механизмы данного уровня теряют свое приспособительное значение и начинают работать по принципу аутостимуляции (Лебединский и др., 1990). На первом уровне это будет выражаться в проявлениях неизбирательной сенсорной жажды, когда ребенок фиксирован на получении удовольствия от смены любых сенсорных ощущений, что в крайнем варианте приводит к возникновению синдрома уходов и бродяжничества. На втором уровне - в стремлении получать максимум положительных ощущений от удовлетворения физиологической потребности (всеядность, жадность, неразборчивость в средствах удовлетворения). На третьем - постоянная стимуляция ощущений риска и других острых ощущений. На четвертом - неизбирательное стремление к общению, когда удовольствие от непосредственного процесса общения значит для ребенка больше, чем его содержательная составляющая.

На пятом - аутостимуляторный характер приобретает символическая активность ребенка.

Проблема усиления тонической функции механизмов эмоциональной регуляции различных уровней и приобретения ими аутостимуляторной направленности приобретает особое значение в условиях депривации. В норме существует баланс тонизирования внешней средой и аутостимуляцией, в условиях депривации роль аутостимуляции значительно возрастает. Мы можем предполагать, что в условиях депривации тоническая составляющая функционирования некоторых уровней эмоциональной регуляции будет усиливаться в ущерб реализации смысловых задач этих уровней.

Нарушения на отдельно взятом уровне в большинстве случаев приводят к дисбалансу всей системы. В.В. Лебединский выделяет следующие варианты нарушения координационных процессов в системе эмоциональной регуляции:

  1. Сдвиг пропорции в развитии уровней. При гиперфункции отдельного уровня усиление механизмов этого уровня приводит к недоразвитою механизмов других уровней. При гипофункции отдельного уровня все остальные уровни выполняют функцию компенсации; при этом они не имеют адекватных механизмов для разрешения данной задачи, что приводит к перегрузке системы и дезадаптации.
  2. Деформация смысловой структуры уровней. Смысловые задачи одного из уровней выдвигаются на передний план. Остальные уровни начинают работать на решение смысловых задач дефектного уровня.
  3. 'Функциональный распад смысловых взаимосвязей эмоциональной сферы. Возникает дисбаланс между смысловой и тонической функциями дефектного уровня. Дефектный уровень начинает работать в основном на осуществление тонической функции, на получение удовольствия и подчиняет этой тенденции другие уровни.

В результате действия координационных процессов в системе эмоциональной регуляции возникает целый ряд частных и интегративных новообразований. Несвоевременное их развитие или полное выпадение ведет к искажению развития. Роль частных новообразований не менее важна, поскольку их накопление и координация обеспечивают качественные скачки в аффективном развитии (появление интегративных новообразований). Некоторые частные новообразования являются сквозными и участвуют в формировании различных интегративных новообразований первых лет.

В условиях эмоциональной депривации многие частные новообразования оказываются недостаточно сформированными.

Это приводит к тому, что в периоды активной трансформации поведения (возрастные кризисы) возникает дополнительная нагрузка на систему эмоциональной регуляции, связанная с задачей интеграции недостаточных (дефектных) частных новообразований.